Специфика и компоненты деятельности учителя физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Учителю физической культуры предстоит проводить уроки, организовывать различные соревнования, вести всю учебную документацию по предмету, проставлять оценки, контролировать успеваемость, посещаемость учащихся, принимать участие в итоговых аттестациях. Учитывая то, что далеко не всем детям дано хорошее физическое здоровье, прекрасная форма, педагог должен уметь не переходить тонкую грань, за которой польза превращается во вред. Так, если ребенок утверждает, что не может чего-то сделать, учитель должен почувствовать, действительно ли это так или есть смысл убедить ученика попробовать свои силы, перебороть страх или неумение, стеснение и добиться высокого результата.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3
1 Специфика деятельности учителя физической культуры.......4
2 Компоненты деятельности учителя физической культуры…7
2.1 Конструктивная деятельность учителя……………………..7
2.2 Гностическая деятельность учителя………………………...8
2.3 Организаторская деятельность учителя ……………………9
2.4 Коммуникативная деятельность учителя…………………..10
Заключение…………………………………………………… ...12
Список использованных источников………………………...13

Файлы: 1 файл

Специфика и компоненты деятельности учителя ФК.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет  физической культуры»

кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине Педагогика ФКиС

 

Специфика и компоненты деятельности учителя физической культуры

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 319 группы Калабин Дмитрий Юрьевич

Проверил: к. п. н., доцент

Драговоз Лидия Анатольевна




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

Содержание

Введение………………………………………………………….3

1 Специфика деятельности учителя физической культуры.......4

2 Компоненты деятельности  учителя физической культуры…7

2.1 Конструктивная деятельность  учителя……………………..7

2.2 Гностическая деятельность  учителя………………………...8

2.3 Организаторская деятельность  учителя ……………………9

2.4 Коммуникативная деятельность учителя…………………..10

Заключение…………………………………………………… ...12

Список использованных источников………………………...13

 

Введение

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и  спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом  и каждого человека в отдельности. Физическая культура и спорт как многообразное общественное явление, выполняющее социальные, экономические и политические функции и являющиеся частью общечеловеческой культуры. Диалектичность воздействия занятий физическими упражнениями и спортом на здоровье и формирование личности в рамках потребности общества. Возникновение педагогики физической культуры и спорта есть объективная потребность современности.

Учителю физической культуры предстоит проводить уроки, организовывать различные соревнования, вести всю  учебную документацию по предмету, проставлять оценки, контролировать успеваемость, посещаемость учащихся, принимать участие в итоговых аттестациях. Учитывая то, что далеко не всем детям дано хорошее физическое здоровье, прекрасная форма, педагог  должен уметь не переходить тонкую грань, за которой польза превращается во вред. Так, если ребенок утверждает, что не может чего-то сделать, учитель  должен почувствовать, действительно  ли это так или есть смысл убедить  ученика попробовать свои силы, перебороть страх или неумение, стеснение  и добиться высокого результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Специфика деятельности учителя физической культуры

Деятельность учителя  физической культуры протекает в  специфических по сравнению с  деятельностью других учителей условиях. 

Можно выделить три группы этих условий: 

1) психическая напряжённость;

2) физическая нагрузка;

3) внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе;

По классификации, принятой в психологии труда, работу учителя  физической культуры можно отнести  к четвёртой группе психической  напряжённости по основным характеристикам  деятельности. К этому следует  добавить наличие на уроках физкультуры (особенно в младших классах) шума от криков детей (во время эстафет, подвижных  и спортивных игр), который значительно превышает допустимые 50-60 дб, отличается прерывистостью звуков и высокими тонами, вызывая у учителя физической культуры психическое утомление.

Дополнительными факторами  психического напряжения учителя являются также необходимость переключения с одной возрастной группы на другую (смена ролей, которые учитель, как  актёр, играет в разных классах, учитывая психологию детей разного возраста), большая нагрузка на речевой аппарат  и голосовые связки (команды должны подаваться чётко, громко – «командным голосом», часто на фоне шума, создаваемого учащимися при выполнении упражнений). Особенно велика психическая напряжённость у учителя, если он проводит урок с классом, находящимся с ним в конфликте, а также в случае, когда учитель проводит в день по 5-7 уроков.

Особенностью условий  деятельности учителя физической культуры является необходимость показывать физические упражнения и страховать учащихся при выполнении ими физических упражнений, а также передвигаться  вместе с учащимися при занятиях на воздухе, в походах и т.д. Это (при наличии в день нескольких уроков) создаёт большую физическую нагрузку для учителя ФК. Следует учесть и то, что он почти весь день находится на ногах, в передвижении, что создаёт нагрузку на разгибатели ног и спины. Учитывая, что физические кондиции с возрастом ухудшаются, становится очевидным, что физическая нагрузка, испытываемая учителями физического воспитания на уроках физкультуры, становится одним из факторов, затрудняющим осуществление педагогической деятельности. Особенно это относится к учителям-женщинам, уровень физических возможностей которых меньше, чем учителей-мужчин.

Потеря с возрастом  физических кондиций заставляет учителя  при показе упражнения излишне напрягаться, в результате чего страдает эстетическая сторона показываемого упражнения, лёгкость и непринуждённость его  исполнения. А это имеет отрицательные  педагогические последствия, т.к. учитель  является для ребёнка эталоном силы, ловкости, выносливости. Чтобы этого  не произошло, учитель постоянно  должен поддерживать свою физическую подготовленность, что опять-таки приводит к увеличению физической нагрузки.

Ещё одной спецификой условий  деятельности учителя ФК является частое пребывание его на воздухе. Этот фактор имеет и положительную и отрицательную  стороны. Всё зависит от погодных и климатических условий, которые  требуют от учителя закалки и  хорошего здоровья.

Деятельность учителя  физической культуры всегда связана  с решением педагогических задач. Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов - ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым.

Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему  самостоятельного психологического анализа  урока. Эта система соответствует  общим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения и условно делится на три направления:

1) воспитательное - развитие личности ученика, формирование его нравственности, мировоззрения;

2) методическое - разбор урока (обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);

3) проблемное - излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Компоненты деятельности учителя физической культуры

В структуре деятельности учителя физического воспитания на уроке можно выделить конструктивный, гностический организаторский, коммуникативный и компоненты.

2.1 Конструктивная деятельность учителя - это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня. Её содержание - отбор и проектирование учебного материала, действий учащихся и учителя в соответствии с требованиями программы и конкретными материальными условиями для проведения занятий, а также с особенностями учащихся данного класса. Эта деятельность проявляется двояко.

Во-первых, в планировании, осуществляемом до урока и выражающемся в составлении планов на год, четверть и урок. Это требует:

1) отбора и распределения учебного материала программы для составления плана-графика на год;

2) определения последовательности усвоения учебного материала и конкретизации задач обучения в поурочном плане на четверть;

3) определения воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и логически связанных с учебным материалом;

4) выделения частных задач и разработки целесообразной структуры урока - составление конспекта урока;

5) знания закономерностей формирования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств учащихся, планирования контроля за их развитием;

6) планирования нагрузки на уроке с учётом пола и данных медицинского обследования учащихся;

7) планирования приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения.

Во-вторых, в планировании, осуществляемом непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, заключающееся в мысленном моделировании  предстоящих действий учителя на уроке. Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, из-за метеорологических условий, перенесения  места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных  учащихся. Чтобы план урока был  рационален, учитель, как правило, имеет  один или несколько вариантов  запасного (мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных  изменений.

Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне  анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при  выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать  закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.

Конструктивная деятельность учителя тесно взаимодействует  с гностической.

2.2 Гностическая деятельность учителя - физического воспитания - это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков), изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности.

Гностическая деятельность предусматривает:

1) изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;

2) изучение опыта других учителей;

3) выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;

4) планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей;

5) выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств обучения);

6) определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для планирования процесса обучения;

7) анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их устранения;

8) дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их деятельности;

9) изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое развитие ученика;

10) установление межпредметных связей;

11) анализ применяемых методов обучения и воспитания;

12) анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;

13) анализ взаимоотношений учителя с учащимися;

Коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или иных разделов учебной программы. Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил, по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для развития всех других компонентов.

2.3 Организаторская деятельность учителя - физического воспитания на уроке - одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это "деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей".

Организаторская деятельность проявляется различным образом. Во-первых, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.). Во-вторых, в поведении учителя:

1) в выборе места для ведения урока;

2) в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;

Информация о работе Специфика и компоненты деятельности учителя физической культуры