Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении
1.2 Проявление творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
2.1 Общее представление о сюжетном рисовании
2.2 Основы и методы сюжетного рисунка у старших дошкольников
2.3 Специальные методики и специфика обучения детей сюжетному рисованию как основа развития детского творчества
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучен.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что  не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же художественная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные9.

Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести  размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое.

Наконец, в рисунке или пластическом материале ребенок может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка10.

Характерная черта  художественного творчества заключается  в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать  образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.

Красота и выразительность  рисунка зависят и от того, как  дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции11.

Эстетические  эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного  не слишком крупно (чтобы части  изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

Изображение предметов  и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Каковы особенности  художественного творчества старших  дошкольников?

Рисунки ребенка  становятся все ближе к реальности. И все же они скорее символы  того, что он видит, а не рисунки  с натуры. Например, если попросить  ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания.

Старший дошкольник, тем не менее, если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человек парит сверху над круглым  сиденьем. Если старший дошкольник рисует трубу на крыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно по отношению к земле12.

Рисунки мальчиков  и девочек этого возраста имеют  отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа  и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких "работающих" деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству13.

Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.

Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг него располагается сад, на улицах появляются машины. Правда, цветы могут быть той же высоты, что и дома, табурет - это круг, помещенный над тремя ножками. Как правило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства14.

Основная задача обучения рисованию в этом возрасте - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них  наблюдательность, воспитать чувство  прекрасного и обучить приемам  изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Выводы по первой главе мы можем сделать следующие.

Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе  – созидатель. Творчество проявляется  у детей в самой неожиданной  форме, однако практически всегда связано  с изобразительной деятельностью. Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие (наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания.

Детские рисунки, как важный элемент творчества, это  способ для ребёнка проявить себя. В рисунке или пластическом материале  ребенок может передать свое видение  и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Важность детского рисунка в том, что он порождает у детей творческие эстетические эмоции. Особенностью художественного творчества старших дошкольников является то, что рисунки ребенка становятся все ближе к реальности. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов.

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНОМУ  РИСОВАНИЮ

 

2.1 Общее представление о сюжетном рисовании

 

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет.

Умение выделять главное в сюжете связано с  развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами15. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

То, что в  натуре расположено далеко, на рисунке  следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования.

Дошкольнику нужно  всегда выделять композиционный центр  при построение сюжетного образа - это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка16.

При овладении  композицией сюжетного рисунка  как средством выразительности  важно расположить отдельные  изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение  движения, динамику отдельных поз, деталей.

Все эти средства выразительности, хотя и доступны детям, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует  длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Затрудняется  дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано. Е.А. Флерина отметила, что на первых порах ребенок передает движение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой17. Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убедителен, чем изобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способа передачи движения редко заканчивается успехом. Это связано с той же особенностью, о которой говорилось выше: трудностью восприятия детьми изменчивой динамичной формы.

В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного  контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображаемый предмет расчленено и одновременно целостно. Поэтому ошибки в передаче пропорций движения неизбежны. Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности. Однако следует при этом помнить о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку.

Выделения в  методике обучения детей сюжетному  рисованию связано с проблемой  определения содержания изобразительной  деятельности18.

Содержание  сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно  обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

Задачи сюжетного  рисования в старшей группе следующие19:

- научить изображению  смысловой связи между объектами,  передаче пространственных отношений  между ними;

- развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);

- развивать  чувство цвета.

Тематика сюжетного  рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые  ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании  на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям  предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель  подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.

В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может  предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для  изображения зимних сцен). Фон листа  определит и выбор красок, над  чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый20.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать  воспринимаемые явления, понимать связи  и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен понимать это, обучая детей сюжетному рисованию21.

 

2.2 Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников

 

При обучении страших  дошкольников сюжетному рисованию  необходимо22:

- разнообразить  содержание детских рисунков, учить  детей самостоятельно определять  сюжет рисунка на заданную  тему или по замыслу;

- научить изменению  формы предметов в связи с  их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и  т. п.);

Информация о работе Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию