Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении
1.2 Проявление творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
2.1 Общее представление о сюжетном рисовании
2.2 Основы и методы сюжетного рисунка у старших дошкольников
2.3 Специальные методики и специфика обучения детей сюжетному рисованию как основа развития детского творчества
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучен.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка  передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий  сюжет. В сюжетном рисовании важно  правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа - это то главное, что определяет содержания образа. При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано.

Для детей данного  возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы. При рисовании  на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:

- научить изображению  смысловой связи между объектами,  передаче пространственных отношений  между ними;

- развивать  композиционные умения (рисовать  на всем листе, проводя линию горизонта);

- развивать  чувство цвета.

При обучении страших  дошкольников сюжетному рисованию  необходимо: разнообразить содержание детских рисунков, учить детей  самостоятельно определять сюжет рисунка, научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете, развивать композиционные умения, развивать чувство цвета. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру. Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе.

Все современные  программы ДОУ уделяют большое  значение развитию изобразительной  деятельности детей. К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А. Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т.И. Даронова) и др. существуют и программы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такие как: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и т.д. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет». Авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. В данной программе авторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей.

Как итог работы, охарактеризуем, какие задачи стоят  перед обучением старших дошкольников сюжетному рисунку: формирование эстетики и нравственности, формировать мотивы творчества, обучение способам изображения  сюжетного образа, побуждать к самостоятельному творчеству, научить чувствовать выразительность образа. Необходимо проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Башаева, Т.В.  Развитие восприятия у детей  формы, цвета, звука: Популярное  пособие для родителей и педагогов  / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Водянская,  М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / Водянская М.С. // Дошкольное образование - №11 (83). - Июнь 2002.

3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Г.Г. Григорьева. - М., 1999.

4. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г.Григорьева. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

5. Дрозд Н.  Развитие детского творчества / Н.Дрозд // http://www.mamashkam.ru/detki/razvitie_obuchenie/razvitie_detskogo_tvorchestva.html

6. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И., Седова, Е.М., Слепцова, В.Ю., Смагина, Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. - М: ТЦ Сфера, 2004.

7. Комарова, Т.  С. Обучение детей технике рисования  / Т.С.Комарова. - М.: Просвещение, 1976.

8. Комарова, Т.С.  Обучение детей формообразующим  движениям в рисовании / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 1.

9. Методика обучения  изобразительной деятельности и  конструированию / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1979.

10. Пономарев,  Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1976.

11. Программа  эстетическое воспитание детей 2-7 лет / Т.С. Комарова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

12. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М., 1965.

13. Сакулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность  в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973.

14. Современные  образовательные программы для  дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой.- М., 1999.

15. Теория и  методика изобразительной деятельности  в детском саду: Учеб. пособие  для студентов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение 1985.

16. Урунтаева, Г.К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений / Г.К. Урунтаева. - М.: Издательский центр Академия, 1996.

17. Флерина, Е.А.  Изобразительное творчество детей  дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1956. – С.35.

18. Швайко, Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности  в детском саду: Подготовительная  группа: Программа, конспекты: Пособие  для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006.

19. Юхименко, Н. В каждой каракуле, кляксе видеть звезды, облака / Н. Юхименко // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4.

1 Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – С.15.

2 Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование - №11 (83). - Июнь 2002. - С. 22-23.

3 Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1979. – С.126.

4 Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.24.

5 Там же. С.26.

6 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.26.

7 Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. – С.35.

8 Дрозд Н. Развитие детского творчества // http://www.mamashkam.ru/detki/razvitie_obuchenie/razvitie_detskogo_tvorchestva.html

9 Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М.: Просвещение, 1976. - С.45.

10 Урунтаева, Г.К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1996. – С.146.

11 Комарова Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 1. - С. 42.

12 Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004. – С.56.

13 Там же. С.57.

14 Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004. – С.56.

15 Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1979. – С.131.

16 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. -  М.: Академия, 1999. – С.48.

17 Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956. – С.155.

18 Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений. - М., 1999. – С.235.

19 Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965. – С.78.

20 Юхименко Н. В каждой каракуле, кляксе видеть звезды, облака // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4. - С.4-5.

21 Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – С.67.

22 Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве.  – М., 1965. – С.67.

23 Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1976. – С.34.

24 Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2006. – С. 54.

25 Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2006. – С. 57.

26 Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004. – С.58.

27 Современные образовательные программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений /Под ред. Т. И. Ерофеевой.- М., 1999

28 Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет / Т. С. Комарова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.22.

29 Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет / Т. С. Комарова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.27-28.

30 Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет / Т. С. Комарова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.32-33.

31 Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов / В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение 1985. – С.127-132.

32 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. – С.67.

33 Цит по: Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. – С.72.

34 Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов / В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение 1985. – С.144.

35 Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов / В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение 1985. – С.145.




Информация о работе Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию