Специфика профессии воспитатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

В дореволюционной России под влиянием педагогических теорий Локка и Руссо, очень высоко ценили положение воспитателей, которым богатые люди поручали воспитание своих детей, не доверяя общественным учебно-воспитательным заведениям, которые, как они считали, могли привить различные недостатки их детям. В богатых семьях того времени воспитатели были только помощниками родителей в деле воспитания детей и главным образом в деле их обучения

Содержание работы

Оглавление
Введение. 3
Психологические основы работы воспитателя. 7
Требования к личности воспитателя 10
Заключение. 13
Список литературы. 14

Файлы: 1 файл

космачева.docx

— 35.12 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение. 3

Психологические основы работы воспитателя. 7

Требования к личности воспитателя 10

Заключение. 13

Список литературы. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Воспитатель (воспитательница) — в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле —  должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

В дореволюционной России под влиянием педагогических теорий Локка и Руссо, очень высоко ценили положение воспитателей, которым  богатые люди поручали воспитание своих  детей, не доверяя общественным учебно-воспитательным заведениям, которые, как они считали, могли привить различные недостатки их детям. В богатых семьях того времени  воспитатели были только помощниками  родителей в деле воспитания детей  и главным образом в деле их обучения. Воспитатели в XIX веке остались лишь у очень богатых людей  и у принцев, так как недоверие  к школе значительно ослабело, школы были улучшены, положение учителей возвышено по сравнению с прежними временами, и в материальном и  в нравственном отношении.

Воспитательницами в семьях очень часто бывали иностранки, больше всего француженки, потом немки  и англичанки, так как очень  высоко ценилось в образовании, особенно женском, знание иностранных языков. С расширением требований к женщинам по части образования, иностранки потеряли своё прежнее воспитательское положение  и остались лишь учительницами иностранных  языков, а их места заняли учительницы  и наставницы.

Кроме семейств воспитательницы  работали в школах, в которых более  или менее проведён принцип разделения труда по обучению и собственно воспитанию между различными лицами. Обучение осуществляли преподаватели и преподавательницы, a воспитание, то есть классный надзор, дисциплину, помощь учащимся при вечерних занятиях и тому подобное, воспитатели под различными наименованиями: классных наставников, надзирателей, классных дам, надзирательниц.

В СССР в детских садах, яслях, детских домах, школах-интернатах, школах и группах с продлённым днём, суворовских и нахимовских  училищах, трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей были учреждены штатные  должности воспитателей, права и обязанности которых определялись специальными положениями. Воспитатели отвечали за воспитание и обучение, за здоровье и физическое развитие своих воспитанников, за организацию их быта и досуга и многое другое.

Сегодня воспитатели так  же, как и в советское время, работают в дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах, школах и других учебно-воспитательных учреждениях  и выполняют те же обязанности. Но с возвратом к рыночной экономики на рынке труда появилась потребность в частных воспитателях. Эти воспитатели так же, как и во времена Российской империи, предоставляют свои услуги в части образования и воспитания детей в семьях богатых или со средним достатком людей.

 

 

 

 

 

Профессиональные требования к  воспитателю.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ - осознаннее владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических  и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор  профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.

Воспитатель дошкольного  учреждения выполняет две основные функции

1) материнская - проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам;

2) развивающая функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

 Гностические умения  дают воспитателю возможность  познать предмет деятельности, позволяют  увидеть в своих воспитанниках  проявление познавательной, волевой,  эмоциональной сфер, мотивов его  поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между  детьми, определить особенности  семейной микросреды. Это и умения  объективно оценивать эффективность  применяемых методов воспитания  и обучения, учитывать опыт других  с целью перенесения передового, творческого его содержания в  свою педагогическую практику.

 Конструктивные умения  нужны воспитателю для того, чтобы  видеть "завтрашний день" воспитанников,  развитие каждого ребенка и  всей группы, планировать воспитательно-образовательную работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать фактический материал по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными - детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.

Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей  группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и  взрослых, "заразить" их своей  энергией, инициативой.

Специальные умения проявляются  в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

На уровне современных  требований ставится вопрос о многоуровневой подготовке профессиональных кадров для  системы дошкольного воспитания. I ступень высшего педагогического  образования обеспечивает широкопрофильную подготовку. II ступень - бакалаврская подготовка, Ш ступень - магистратура. Свой профессиональный уровень и квалификацию воспитатели усовершенствуют на курсах, семинарах, которые организуются при институтах повышения квалификации. С этой целью также периодически проводятся научно-практические конференции, лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения. Повышению квалификации содействуют методобъединения, на которых обсуждаются вопросы методики работы с детьми, предлагаются для укоренения передовые и новаторские методики.

Непосредственно в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод. работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т. д.

Профессиональному росту  воспитателя, приобщению его к передовым  идеям в области психолого-педагогических наук, общечеловеческим и национальным ценностям помогает систематическое самоусовершенствование, самообразование и самовоспитание. Активизации педагогического творчества способствует овладение психологической диагностикой и аутодиагностикой, тренингом.

Психологические основы работы воспитателя.

Великий педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника - человека. Ни уставы, ни программы, никакой искусственный  организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. Известный  педагог XVIII в. Песталоцци считал необходимым, чтобы отношение воспитателя  к детям были чисто родительские, совершенно подобные истинным семейным отношениям. Прошли годы, но и сегодня  непременным условием успеха в деятельности воспитателя являются педагогическая направленность, повернутость своего "я" к другим людям, любовь к детям. Эти качества характерны как для опытных мастеров, так и для молодых педагогов, чье призвание - работа с детьми. И еще одна особенность - чувство эмпатии - откликаться на переживания, сочувствовать.

Высокая работоспособность, наблюдательность. Эти качества способствуют выявлению эмоционального климата  ребенка не только в группе сверстников, но и в семье. Воспитатель должен способствовать созданию благоприятных  условий в группе для гармонического физического развития детей, охраны и укрепления здоровья. В числе  важнейших забот воспитателя - формирование основ здорового образа жизни. Воспитатель  в группе должен стремиться сформировать у своих воспитанников потребность  в движениях, создать благоприятные  условия для двигательной активности. Реализуя оздоровительную функцию воспитатель широко использует природные средства. Солнце, воздух, вода, земля могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар (больше времени проводить на воздухе, чаще соприкасаться, общаться с природой, обращаться за помощью в случае необходимости: приложить подорожник к ранке, спрятаться от сильного ветра за кустами).   

   Воспитательная функция в группе включает в себя и регулирование педагогом взаимоотношений в "детском коллективе" с целью создания в нем для каждого ребенка благоприятного психологического микроклимата, психологического комфорта. Воспитатель создает благоприятные условия для переживания детьми повышенного приятного самочувствия, наслаждения. Он усиливает в ребенке чувство радости бытия, способствует мажорности настроения, жизнерадостности. Она выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются знания, навыки, умения. Профессиональные умения воспитателя группы на которое, прежде всего, следует обратить внимание: гностические, проектировочные, коммуникативные, организаторские.     

 Гностические умения воспитатель использует и для изучения родителей, семейной микросреды ребенка. Гностические умения тесно связаны со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, развитием психологической наблюдательности, интереса к духовному миру ребенка. Проникнуть в душу к каждому ребенку из группы воспитателю помогает владение методами детской психологии - наблюдением, экспериментом, социометрическими методами, беседой, методом анализа продуктов детской деятельности. Эти наблюдения помогают воспитателю выявить интересы детей, их склонности, увлечения, оценить игровую деятельность детей, определить уровень ее развития, сделать выводы, кому как "дышится" в "детском обществе", а главное - найти правильные средства для коррекции поведения детей, их деятельности. Взаимоотношений, создать условия для адаптации в новой микросреде.

С помощью организаторских  способностей воспитатель налаживает с группой свою деятельность. Организаторские  умения проявляются в быстром, гибком применении своих знаний и опыта  в решении практических задач  в руководстве различными видами деятельности детей. Педагогическое общение  обусловлено различными социально-ролевыми и функциональными позициями  его субъектов. В процессе педагогического  общения воспитатель прямо или  косвенно осуществляет свои социально-ролевые  и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Общение и руководство  в существенной мере определяет эффективность  обучения и воспитания, а также  особенности развития личности и  формирования межличностных отношений  в группе. На занятиях в группе воспитателю  необходимо овладеть коммуникативной  структурой всего педагогического  процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно  соотносить избранные методы педагогического  воздействия с особенностями  общения на данном этапе. Все это  требует от воспитателя умения одновременно решать две проблемы:

    • конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с детьми.
    • конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений воспитателя с группой.

Можно выделить следующие  характеристики особенности общения  в процессе педагогической деятельности с группой:

- общая сложившаяся система общения воспитателя и воспитанника;

- система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;

- ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Под особенностями общения  мы понимаем индивидуально-типологические особенности и психологического взаимодействия воспитателя и воспитуемого. В особенностях общения находят  выражение:

- особенности коммуникативных возможностей воспитателя;

- сложившийся характер взаимоотношений воспитателя с группой воспитанников;

- творческая индивидуальность воспитателя;

- особенности детского коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что общение воспитателя с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Требования  к личности воспитателя

К личности педагога предъявляется  ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным  воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной  наилучшим образом обучить и  воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых  для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю  и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных  знаний в той области, которой  он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей  культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются  систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых  среди них, блестяще справляющихся  со своими обязанностями, единицы. Таких  людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Информация о работе Специфика профессии воспитатель