Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 12:59, реферат

Описание работы

Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

Файлы: 1 файл

Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школ1.docx

— 25.86 Кб (Скачать файл)

Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школе

Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

 

Учителя работают, полагаясь в основном на интуицию, доверяя своему педагогическому дару. Но даже самые талантливые иногда чувствуют беспомощность и осуждают себя. Не всегда взаимоотношения со школьниками приносят радость. Многие психологи видят причину тому в авторитарности, имеющей место в нашем обществе и, как следствие, в школе. Попытки же отказаться от "командного" воспитания и обучения оборачиваются анархией, хаосом. Такое противоречие усиливает разъединенность, тревогу. В результате взрослые и дети не могут найти общего языка.

 

Почему так происходит? Нас самих воспитывали методами, основанными принципах на власти и дистанции, и многие из нас не видят в этом ничего плохого - выросли и стали хорошими людьми. При этом не все осознают, что взаимоотношения, основанные на авторитарности, лишали и детей, и учителей ощущения собственной ценности и значимости, укореняли представления об отношениях общества и личности, ставящие человека в позицию пассивного ожидания изменений и благ, а своим твердым обращением с человеком с детства лишали его способности доверять другим людям[10].

 

В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание интеллигентных, думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить адекватная организация процесса обучения, а именно взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей. Когда учитель действует на ученика не как на объект - не решает вместо ученика задачу, который затем лишь повторяет решение, а они вместе решают ее, причем учитель только помогает, - достигается продуктивное взаимодействие.

 

Но успешность обучения (и особенно, обучения иностранному языку) зависит не только от совместной согласованной деятельности учителя и учеников. Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом. Однако совместная учебная работа детей на уроке, предполагающая обращение учеников друг к другу, обмен мнениями, действительно сотрудничество встречаются редко. Дети работают рядом, но не вместе. Но именно взаимодействие их личностей, а также личности учителя, складывающееся между ними взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на уроке.

 

Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Именно такое сотрудничество имел в виду С.Л. Рубинштейн, обращая внимание на то, что "…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит".

 

Таким образом, только организация совместной деятельности учеников с учителем и учеников друг с другом позволит воспитать интеллигентного человека, человека, который может правильно, содержательно и интересно излагать свои знания, полученные самостоятельно из проработанного текста, от учителя и своих одноклассников. Современный человек должен также применять полученные знания в различных ситуациях и для различных целей, применять их гибко и творчески.

 

Все вышесказанное в равной степени относится и к начальной школе. Это первый и самый ответственный этап в школьной жизни ребенка, поскольку именно в этот период у учащихся формируются модели отношений с учителем и сверстниками, и от учителя во многом зависит их правильный выбор и активная деятельность учащихся в рамках этих моделей.

 

 

Глава 3. Приемы осуществления сотрудничества учителя и ученика на уроках иностранного языка в начальной школе

Как было сказано выше, учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по следующим четырем линиям:

 

1)"ученик-ученик";

 

2)"общегрупповое взаимодействие  учеников в классе";

 

3)"учитель-ученик";

 

4)"учитель - учительский  коллектив".

 

Необходимо подчеркнуть, что общение по линии "учитель - ученик" всегда дополняется общением по линии "ученик - ученик", что обусловливается самим общественным характером учебной деятельности.

 

Что касается ситуации сотрудничества учителя и ученика, то В.П. Панюшкиным была разработана динамика становления их совместной деятельности. Она включает шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся:

 

первая фаза - "приобщение" к деятельности:

 

1) разделенные между учителем  и учащимися действия,

 

2) имитируемые действия  учащихся,

 

3) подражательные действия  учащихся;

 

вторая фаза - "согласование деятельности" учащихся с учителем:

 

4) саморегулируемые действия  учащихся,

 

5) самоорганизуемые действия  учащихся,

 

6) самопобуждаемые действия  учащихся;

 

также прогнозируется третья фаза - партнерство в совершенствовании освоения деятельности.

 

Равнопартнерство в этой модели является результатом развития и становления совместной деятельности учеников и учителя. Личностно-деятельный подход является основой учебного сотрудничества.

 

Перейдем теперь к рассмотрению формы сотрудничества, в качестве которой выступает педагогическое общение.

 

Педагогическое общение представляет собой одну из наиболее сложных областей человеческого общения. Оно рассматривается как форма реализации, осуществления совместной учебной деятельности субъектов педагогического процесса. Общение является взаимодействием субъектов, вступающих в него как партнеры.

 

Обычно предполагается, что учителя делают большую часть работы, касающейся отбора материалов для занятия и содержания урока. В большинстве случаев обучение строится на печатных материалах. Некоторые авторы предлагают альтернативные варианты.

 

Во-первых, самим обучающимся предоставляется возможность отбора материала для занятий. В целом, обучающиеся сами принимают решения, касающиеся учебного процесса. Такой подход позволяет учащимся более активно и продуктивно участвовать в учебном процессе. Они сами становятся источником учебного материала. С помощью знаний и опыта учащихся улучшается качество учебного процесса, так как он становится более значимым и глубже прочувствованным учащимися. Учитель и учащиеся фактически меняются местами.

 

Данный подход тесно связан с самостоятельностью учащихся, самонаправленным обучением, независимостью учащихся.

 

Основным принципом подхода, ориентированного на учащихся, является использование той информации, которую сами учащиеся принесли в класс. Все гуманистические подходы к обучению признают, что языковой вклад может основываться на опыте, знаниях и компетенции учеников. Что же касается подхода, предложенного, например, К. Кэмпбэлл и Х. Крыжевской, то здесь основная идея заключается в том, что вся деятельность учащихся может быть основана на их собственных знаниях, опыте и компетенции, будь то грамматические упражнения, подготовка к экзамену, игра или перевод. При использовании подхода, ориентированного на учащегося, сами учащиеся ответственны за информационный вклад. На первой стадии одни учащиеся подбирают материалы для работы в классе, готовят задания, тексты, упражнения. На второй стадии остальные учащиеся работают по этим материалам.

 

Учитель может быть активным участником группы, принимая участие в деятельности класса, предлагая свои идеи и мнения или личный опыт.

 

Учитель также может быть помощником и "средством обучения", помогая учащимся грамматически правильно строить фразу или подсказывая незнакомые слова. Именно подсказка нужного слова, употребление которого вызывает сложности у учащегося, является эффективной.

 

В других случаях учитель может быть советчиком, инструктором, просматривая материал, приготовленный учащимися, перед работой с ним в классе. Это особенно важно при работе с грамматикой, при подготовке к экзамену.

 

Подход, ориентированный на учащихся, направлен на уменьшение традиционной дистанции между учителем и учащимся. В этом подходе преподавание и обучение тесно взаимосвязаны, и в учебном процессе обе стороны принимают участие в равной степени.

 

Очень популярны на занятиях по иностранному языку дискуссионные игры, где обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Содержанием таких дискуссий может быть любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и т.д. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой и предоставляется возможность высказывать свое мнение.

 

В классе и вне его важен хороший психологический климат. Этот климат зависит главным образом от умения общаться, которым владеет (или не владеет) учитель. Зависимость этого климата от стиля руководства, отношений, а также зависимость успешности обучения от психологического климата.

 

Учитель должен создать такую обстановку, в которой у учащихся появится потребность быть выслушанным, понятым, поделиться, сопережить, понять и т.д. Речевые учебные ситуации, разумеется, могут быть "конфликтными", и спор не только возможен, но и желателен, ибо он стимулирует речевую деятельность, но это будет спор по существу дела, а не по поводу выяснения взаимных отношений.

 

Нет строго определенных правил. На стадии контроля, когда акцент делается на точности и аккуратности, ошибку можно исправить немедленно, но не в середине речи. В беседах и групповых видах деятельности, когда акцент ставится на успешную коммуникацию, учащихся нельзя перебивать. Учитель наблюдает за учащимися и отмечает ошибки, чтобы вернуться к ним позднее. Это можно осуществить несколькими способами:

 

1)         обсудить ошибки всем классом

 

2)         указать на ошибки отдельных  учащихся или написать их на  доске и провести работу над  ошибками

 

3)         отослать учащихся к соответствующему  грамматическому разделу.

 

Исправление ошибок в домашней работе может быть проведено следующими способами:

 

1) упражнения проверяются  устно в классе;

 

2) учащиеся проверяют сами  свои работы или работы партнера, сверять с ключом;

 

3) сочинение можно проверять  всем классом. Учитель вызывает  нескольких учащихся и просит  их прочитать вслух свои работы. Остальные слушают, записывают ошибки  и затем помогают их исправить.

 

4) Учитель выписывает ошибки  на доске и исправляет их  совместно с учащимися.

 

Таким образом, основными приемами сотрудничества учителя и ученика на уроках иностранного языка являются:

 

личностно-деятельный подход;

 

учитель активный участник группы;

 

На наш взгляд, все эти приемы могут быть эффективно использованы в начальной школе.

 

В 2007 году автор данной дипломной работы проходила педагогическую практику в МОУ СОШ № 99 г. Новосибирска. Было проведено двенадцать уроков в третьем классе. Учащиеся уже представляли собой сложившийся коллектив со сформировавшимися отношениями внутри него. Их учитель, в совершенстве владея английским языком и обладая прочными знаниями возрастной психологии, грамотно организовала работу в учебной аудитории. Поскольку были учтены индивидуальные особенности каждого ребенка, в коллективе сложился благоприятный психологический климат. На своих уроках автор продолжала линию их постоянного педагога. Учащимся давались задания, ориентированные на совместную - парную или групповую - работу: диалоги, игры и инсценировки, мотивирующие учащихся к изучению английского языка и развивающие коммуникативные навыки учащихся. Так, например, при изучении темы "Еда" в пятом классе, мы предложили учащимся следующие упражнения для развития умения диалогической речи:

 

1. Твоя любимая еда. Работа  в парах. Учащиеся на английском  языке спрашивают друг друга  о своих предпочтениях, а затем  для аудитории рассказывают то, что узнали о партнере.

 

2. Смешная история, связанная  с едой. Задействован весь класс  одновременно. По цепочке учащиеся  составляют историю, используя подсказки. Все предложения в истории  должны быть связаны по смыслу. Таким образом, каждый подхватывает  идею предыдущего участника, развивает  ее и добавляет свою.

 

3. Британская и Русская  кухня. После чтения текста о  британской кухне учащиеся сравнивают  ее особенности с русской кухней. Учащиеся опираются на карточки  с вопросами.

 

4. Учащимся говорят, что  они должны приготовить какое-то  простое блюдо, например, пирог, салат, бутерброд, и дается список продуктов, необходимых для этого блюда  и отмечается, какие из этих  продуктов у них есть, а каких  нет. Учащиеся составляют диалог  по модели.

 

5. Полезно или вредно? Работа  по цепочке. Учащимся дается список  блюд, они по цепочке задают  друг другу вопрос, полезно ли  данное блюдо.

 

Is pizza healthy?

 

No, it isn’t. Is fish healthy?

 

Yes, it is. Etc.

 

Во время работы над диалогами учитель останавливается возле каждой пары, слушает и при необходимости помогает. Когда учащиеся разыгрывают диалог в аудитории, учитель записывает ошибки в блокнот и исправляет их после того, как диалог закончен, чтобы не перебивать учеников и дать им возможность высказаться.

Информация о работе Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школе