Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:59, контрольная работа
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Физические упражнения…………………………………….4
Глава 2. Основные задачи физического воспитания детей………..6
2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного возраста……………..11
2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12
Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………….21
Отдельные занятия целесообразно строить полностью на движениях. В качестве примера можно привести занятие по конструированию в старшей группе. 1-я часть занятия: воспитатель предлагает вспомнить строительные работы, наблюдаемые на экскурсиях (мост, дом, театр). Дети разделяются на 3-4 подгруппы, каждая выбирает себе бригадира, обсуждает проект строительства; 2-я часть занятия: каждая подгруппа строит свой объект, собирая самостоятельно место для строительства, материал и распределив между собой обязанности. Для строительства используется вся групповая комната; 3-я часть - подведение итогов.
На занятии по математике дети могут решать задачи ориентирование в пространстве, знакомиться с геометрическими формами не за столами, а через двигательное задания в пространстве, в свободной части комнаты. Они могут играть в мяч, считая количество бросков; играть в подвижные игры типа "Найди свой дом" (домиком может быть числовая или геометрическая фигура), в дидактические игры с движениями типа "Два бассейна", "Найди столько, сколько" и т.д.
На занятиях такого типа нет необходимости регламентировать количество движений, их продолжительность, они органически сочетаются с содержанием занятий, являются средством обеспечения определенного результата.
Особого внимания заслуживают физкультминутки на занятиях по изобразительной деятельности. Исследованиями было установлено, что целесообразнее всего их проводить перед занятиями. Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев раздаются осенние листочки, дети кружатся с ними, подбрасывают их. Затем несколько листочков воспитатель прикладывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Таким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, маршируют с флажками, играют с клубком ниток.
Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса.
Нужны ли физкультминутки в группах младшего возраста? Общеизвестно положение о наглядно-действенном мышлении детей.
Только через действие, движение ребенок познает предметы, объекты, пространство. Движение является его врожденной потребностью. Включая в работу двигательный анализатор ребенка (наряду со знанием и т.д.), воспитатель обеспечивает разностороннее ознакомление с признаками предметов. Все это свидетельствует о том, что все занятия с детьми младшего дошкольного возраста лучше всего строить на основе движений. Так, например, дидактические игры с куклами целесообразно проводить таким образом, чтобы каждый ребенок играл со своей куклой.
На занятиях по развитию речи следует шире использовать имитационные движения, поиски предметов в пространстве, включать действия с игрушками, элементы танца.
69. Подвижные виры и физические упражнения на прогулке.
Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы имеют различные варианты.
1. Проводятся по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно или по подгруппам. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность – 80-85 %.
Однако ни в коем случае подвижные игры и физические упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения.
2. Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной - нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных упражнений (лыжи, коньки и т.д.)
3. Подвижные игры - 2-4 игры разной подвижности и на разные движения.
4. Комплексы подвижных
игр и физических упражнений
с определенной
5. Сюжетные игры с движениями: "Альпинисты", "Туристы", "Пограничники" и др.
6. Игры с элементами спортивного ориентирования.
7. Индивидуальная работа с детьми.
8. Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве воспитателя.
Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70 % ее продолжительности. Важно обеспечить разнообразие физических упражнений.
В содержание подвижных игр и физических упражнений на воздухе включаются следующие виды физических упражнений:
- основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);
- элементы спортивных
игр, спортивные упражнения (могут
быть знакомы детям или
- общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, "Ровным кругом", "Сделай фигуру" и т.д.).
70. Организация
экскурсий и туристических
Прогулки-походы представляют собой одни из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их ДА, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов, в лес.
Организация прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (еженедельное) проведение и овладение детьми определенным объемом знаний и умений.
Походы могут быть разные; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе и т.д. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.
В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее на занятиях по физической культуре. В зимнее время года со старшими дошкольниками могут организовываться лыжные походы на 2-3 км.
Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, пеший и лыжный туризм, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретенных умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Так, зимой можно предложить детям построить снежную горку, вылепить снеговика, снежный лабиринт в организовать различные игры в соревновательной форме типа «Гонки санок», «Кто первый?», «Не потеряйся» и т.д. Летом можно провести на поляне игру в футбол, игры с маленьким мячом и ракеткой и т.д.
В проведении прогулок-походов участвуют специалист по физической культуре и воспитатели групп. Советуем организовывать походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.
Структура и примерное содержание прогулки-похода в лес для детей 5-7 лет
I часть. Сбор и движение до первого привала (30-35 мин.).
Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу на дорожке, у каждого в руках рюкзак. Воспитатель по физической культуре проверяет готовность детей к походу, напоминает маршрут, кратко сообщает его содержание, повторяет правила поведения в походе. Воспитатель предлагает детям надеть рюкзаки и построиться парами в колонну, затем дети идут в спокойном темпе. Воспитатель по физической культуре — ведущий, воспитатель группы — замыкающий, который следит, чтобы дети не отставали от колонны.
При вхождении в лес делается небольшая остановка (6-7 мин.). В это время устраняются неполадки в костюме, обуви. Детям предлагается полюбоваться красотой леса. Далее продолжается движение по разработанному маршруту. Во время движения дети преодолевают естественные препятствия - поддевают под ветки, проходят но бревну, перешагивают черев канавки, перепрыгивают через ручейки. Воспитатели обращают внимание детей на разные препятствия, встречающиеся на их пути. Особого внимания требуют малоподвижные дети со слабой физической подготовленностью. При появлении внешних признаков усталости воспитатель должен померить пульс и определить состояние ребенка. При необходимости следует предложить отдохнуть детям.
II часть. Остановка, привал (10-15 мин.).
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и свободно расположиться на поваленном дереве, пеньке. Воспитатель группы рассказывает о лесе, объясняет детям, как нужно беречь природу и все живое. Такие беседы развивают интерес у детей к природным явлениям, формируют бережное отношение к растениям и животным. Воспитатель задает наводящие вопросы, загадки, предлагает понаблюдать за жуками, бабочками, стремится пробудить интерес к природным проявлениям.
Старший дошкольник вполне способен установить зависимость внешних природных изменений от времени года (весной набухают почки, распускаются листья, зеленеет трава я т.д.). После Небольшого отдыха воспитатель предлагает детям надеть рюкзаки и построиться по одному или парами.
III часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических упражнений (25-30 мин.).
Воспитатель обращает внимание детей на красоту природы, богатство ее форм, красок, запахов. Дети идут в умеренном темпе с небольшими остановками и наблюдают за деревьями, листьями, птицами. По ходу движения воспитатель по физической культуре предлагает детям выполнить действия имитирующего характера, изображая в движениях зверей, птиц, насекомых и т.д. Далее дети идут произвольно за воспитателем и останавливаются на опушке леса. Воспитатель по физической культуре разбивает детей на две подгруппы с учетом уровня ДА я предлагает построиться для выполнения комплекса физических упражнений с преодолением полосы препятствий. Затем воспитатель проводит подвижные игры по желанию детей. После них дается комплекс дыхательной гимнастики или 1-2 малоподвижные игры типа «Узнай по голосу», «Ниточка-иголочка», «Ровным кругом».
IV часть. Самостоятельная деятельность детей (15-17 мин.).
Дети действуют по своей собственной «программе»» наблюдают за растениями, насекомыми. Так, в осеннее время воспитатель может предложить детям собрать букет на разных полевых цветов и опавших листьев.
V часть. Сбор детей и возвращение в ДОУ (20-25 мни.).
Объявляется общий сбор группы, дети берут рюкзаки, подходят к воспитателям, надевают рюкзаки, строятся парами в колонну и возвращаются в детский сад по кратчайшему пути.
Пешие прогулки-походы с детьми 5-7 лет желательно проводить на расстояния 3-4,5 км, длительностью 1 час 40 мин. – 2 часа.
71. Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья
На основе состояния здоровья дети распределяются по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания.
Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.
Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I-II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).
Дети третьей группы - больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.).
Дети второй и третьей групп (ослабленные) нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристальном наблюдении врача при закаливающих процедурах.
Увеличение физической нагрузки для ослабленных детей должно идти постепенно. В этом случае сердечнососудистая система успевает адаптироваться за счет увеличения мощности сердечного выброса, улучшения кровоснабжения работающих органов. Часто повторяющаяся чрезмерная физическая нагрузка способствует возникновению патологических процессов в сердечной мышце, сосудах и в клапанном аппарате. В связи с этим переходы к нагрузке и обратно к покою должны быть пассивными, необходимо предусмотреть расслабляющие и динамические дыхательные упражнения.
Тренирующими нагрузками являются ходьба по ровной местности, равномерный медленный бег, плавание. Эффективны общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы. С этой целью рекомендуются разные исходные положения (стоя, сидя, лежа). Во время изменения положения тела, из-за лабильности вегетативной нервной системы, у ослабленных детей наблюдается небольшой подъем пульса (особенно при переходе из положения стоя в положение лежа и наоборот). Поэтому необходимо соблюдать принцип постепенности изменения исходного положения - лежа, сидя, стоя. Во время бега следует избегать внезапных остановок, так как при выполнении этого упражнения основная масса крови скапливается в скелетных мышцах, а при внезапной остановке падает артериальное кровяное давление в сосудах мозга, что может привести к обмороку. Ослабленные дети трудно переносят резкие наклоны и повороты тела, а также группу упражнения, в которых нагрузка приходится одновременно на все группы мышц ("кораблик", «велосипед» и др.). Включение этих упражнений в комплекс утренней гимнастики пли физкультурного занятия требует обязательного наблюдения за самочувствием ребенка со стороны врача.