Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:59, контрольная работа
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Физические упражнения…………………………………….4
Глава 2. Основные задачи физического воспитания детей………..6
2.1. Основные средства физического
воспитания детей дошкольного возраста……………..11
2.2. Оздоровительное воздействие природных
факторов………………………………………………..12
Глава 3. Обеспечение эмоционального комфорта на
занятии…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………….21
Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.
Строевые упражнения
Строй - это удобное и целесообразное размещение занимающихся на спортивной площадке, в зале или в другом месте. Строевые упражнения обеспечивают организацию детей в любом виде упражнений, во всех формах работы по физическому воспитанию.
В строевых упражнениях различают:
- построения в колонну, шеренгу, в круг, врассыпную;
- перестроения из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг или несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т.п.;
- повороты на месте и в движении налево, направо, кругом;
- размыкания и смыкания;
- передвижения строем.
Строевые упражнения - средство разностороннего развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей правильной осанки, развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции и другие физические качества.
Понятия о разных видах строя расширяют общий двигательный опыт детей. Словесные обозначения строевых упражнений и связанных с ними действий обеспечивают взаимопонимание воспитателя и детей результативным обучение навыкам строя.
Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий.
Построение в колонну. Колонна — размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (одного шага).
Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя. (Если от внешней стороны каждого глаза провести условную прямую под углом в 45°, то пространство между этими линиями и будет "полем зрения" - все предметы, находящиеся в поле зрения, видятся отчетливо.)
Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.
В младшей группе дети строятся в колонну на дорожке из клеенка или картона, около .расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.
Построения трудны и утомительны для малышей. Поэтому на первых порах надо проводить их в форме игровых заданий. Например: "Посмотрите, как красиво выстроились друг за другом матрешки... Подойдите и станьте рядышком, кто с какой матрешкой хочет... Вот и вы построились друг за другом. Сейчас мы пойдем гулять, куда кому нравится, а потом опять придем к своим матрешкам..."
В последующем матрешек (ила другие игрушки) можно поставить в начерченные мелом кружочки - можно "пойти гулять" с матрешками, а потом принести их в домик (кружочки).
Черев несколько занятий можно начать "учить матрешек ходить друг за другом".
Построение в шеренгу. Шеренга — строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.
В помещении и на открытой площадке дети строятся и шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям,
Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В младших группах используются игровые задания с применением зрительных ориентиров — предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров - игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.
Построение в круг. Круг - самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в крут можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы крут был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений, поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу. Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа ("Чей круг самый ровный?").
Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем - один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.
При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.
Построение врассыпную. Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.
Место воспитателя во всех случаях — на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.
Перестроения. Это переходы из одного строя в другой. Практическая необходимость перестроения возникает на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике, когда после вводной ходьбы нужно разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Кроме того, отдельные специальные упражнения, формирующие навыки строя, выполняются во время ходьбы.
В младшей группе дети чаще всего выполняют общеразвивающие упражнения в кругу. Если они движутся колонной вокруг расставленных на полу кубиков, то перестроение в круг совершается естественно: дети подходят к предметам. Если используется один ориентир, вокруг которого должен быть образован круг, или ориентира вовсе нет, воспитатель перестраивает малышей в круг, предложив им взяться за руки, а сам соединяет "хвост" и "голову" колонны. Чтобы увеличить размер круга, надо всем вместе сделать шаг назад, после чего опустить руки.
Аналогично можно построить круг из шеренги: дети, стоящие на линии или у стены, берутся за руки. Воспитатель заводит образовавшуюся цепочку к противоположному флангу. В этом случае лучше использовать ориентир в центре площадки - игрушку, обруч и т.п.
Перестроения. Это переходы из одного строя в другой. Практическая необходимость перестроения возникает на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике, когда после вводной ходьбы нужно разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Кроме того, отдельные специальные упражнения, формирующие навыки строя, выполняются во время ходьбы.
В младшей группе дети чаще всего выполняют общеразвивающие упражнения в кругу. Если они движутся колонной вокруг расставленных на полу кубиков, то перестроение в круг совершается естественно: дети подходят к предметам. Если используется один ориентир, вокруг которого должен быть образован круг, или ориентира вовсе нет, воспитатель перестраивает малышей в круг, предложив им взяться за руки, а сам соединяет "хвост" и "голову" колонны. Чтобы увеличить размер круга, надо всем вместе сделать шаг назад, после чего опустить руки.
Аналогично можно построить круг из шеренги: дети, стоящие на линии или у стены, берутся за руки. Воспитатель заводит образовавшуюся цепочку к противоположному флангу. В этом случае лучше использовать ориентир в центре площадки - игрушку, обруч и т.п.
^ Самостоятельная работа.
Подготовить
сообщения по одному из средств физического
воспитания детей дошкольного возраста.
Тема 4. Теоретические основы
и методика работы руководителя физического
воспитания.
Рассматриваемые вопросы: должностные
обязанности и квалификационная характеристика
руководителя физического воспитания.
Общая теоретическая и методическая компетентность
в физическом воспитании детей раннего
и дошкольного возраста.
Руководитель физического
воспитания. Должностные обязанности. Планирует
и организует проведение учебных, факультативных
и внеурочных занятий по физическому воспитанию
(физической культуре) в учреждениях (подразделениях)
начального и среднего профессионального
образования. Осуществляет проведение
учебных занятий по физическому воспитанию
обучающихся в объеме не более 360 часов
в год. Руководит работой преподавателей
физкультуры. Организует учет успеваемости
и посещаемости занятий обучающимися.
Внедряет наиболее эффективные формы,
методы и средства физического воспитания
обучающихся, обеспечивает контроль за
состоянием их здоровья и физическим развитием
в течение всего периода обучения, за проведением
профессионально-прикладной физической
подготовки. Организует с участием учреждений
здравоохранения проведение медицинского
обследования и тестирования обучающихся
по физической подготовке. Обеспечивает
организацию и проведение оздоровительных
физкультурных мероприятий во внеучебное
и каникулярное время, организует работу
спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает
меры по физической реабилитации обучающихся,
имеющих отклонения в здоровье и слабую
физическую подготовку. Организует работу
физкультурно-оздоровительных центров,
кабинетов здоровья. Осуществляет контроль
за состоянием и эксплуатацией имеющихся
спортивных сооружений и помещений, соблюдением
безопасности при проведении учебных
занятий, за хранением и правильным использованием
спортивной формы, инвентаря и оборудования.
Планирует ассигнования на приобретение
спортивного имущества. Содействует подготовке
общественных физкультурных кадров. Составляет
отчетность по установленной форме, в
том числе и с использованием электронных
форм ведения документации. Вносит предложения
по совершенствованию образовательного
процесса. Участвует в деятельности педагогического
и иных советов образовательного учреждения,
а также в деятельности методических объединений
и других формах методической работы.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся во время образовательного
процесса. Осуществляет связь с родителями
обучающихся (лицами, их заменяющими).
Выполняет правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Должен знать: приоритетные
направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы
и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную, физкультурно-спортивную,
оздоровительную деятельность; Конвенцию
о правах ребенка; основы педагогики, психологии,
теории и методики физического воспитания;
правила охраны жизни и здоровья обучающихся;
методику проведения занятий на спортивных
сооружениях и снарядах; формы составления
отчетной документации; теорию и методы
управления образовательными системами;
современные педагогические технологии
продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода; методы установления контакта
с обучающимися разного возраста, их родителями,
педагогическими работниками; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций,
их профилактики и разрешения; основы
экологии, экономики, социологии; трудовое
законодательство; основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
^ Самостоятельная работа.
Работа
Интернете: http://www.rg.ru/2010. Изучение приказа
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития
России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
"Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников
обазования.
^ Тема 5. Дидактические принципы как основа
обучения двигательным действиям.
Рассматриваемые вопросы: принципы
обучения двигательным действиям: принцип
сознательности и активности, принцип
последовательности и систематичности,
принцип дифференциации и индивидуализации,
принцип наглядности, принцип прогрессирования.
Обучение
в процессе физического воспитания основывается
на следующих дидактических принципах:
сознательности и активности, наглядности,
доступности и индивидуализации, систематичности,
прогрессирования.
^ Принцип сознательности и активности. Успешное
формирование двигательных навыков и
умений, развитие физических качеств во
многом зависит от сознательного отношения
детей к занятиям. С этой целью воспитатель
объясняет детям важность занятий, значение
упражнений, технику их выполнения; приучает
детей наблюдать за выполнением упражнений
сверстниками; побуждает их к самонаблюдению
и самоанализу, самооценке своих действий;
предварительному «прочувствованию»
(мысленное воспроизведение) движений;
привлекает к объяснению знакомого упражнения
и т. д.
^ Принцип сознательности предусматривает воспитание
у детей инициативы, самостоятельности,
умения творчески решать поставленные
перед ними задачи (например, придумать
самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип
сознательности тесно связан с принципом
активности. Сущность принципа активности
заключается в том, что дети должны большую
часть времени, отведенного на занятия,
выполнять различные упражнения и заинтересованно
воспринимать двигательные задания.
^ Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно,
двигательный опыт мал. Поэтому при обучении
физическим упражнениям нужно привлекать
по возможности все анализаторы и применять
разнообразные наглядные приемы: показ
упражнений, использование наглядных
пособий, имитации, зрительных, звуковых
ориентиров и др.
^ Принцип доступности и индивидуализации. Этот
принцип предусматривает обучение детей
с учетом возрастных особенностей и индивидуальных
различий. Особенно важно определить посильность
предлагаемых детям заданий. Принцип доступности
предполагает включение таких трудностей,
которые могут быть успешно преодолены
при мобилизации физических и моральных
сил ребенка, но без нарушения оздоровительного
эффекта занятий. Возможности детей с
возрастом и подготовленностью увеличиваются,
поэтому нужно усложнять требования, чтобы
стимулировать дальнейшее развитие ребенка.
В процессе обучения и воспитания следует
придерживаться правил: от известного
к неизвестному, переходе к более трудным
заданиям нужно соблюдать постепенность,
так как функциональные возможности организма
повышаются постепенно. Функциональные
возможности, здоровье, физическое развитие
и физическая подготовленность детей
различны. Имеются также индивидуальные
различия в быстроте освоения движений,
в характере реакции организма на физическую
нагрузку. Все это обязывает педагога
строго индивидуализировать процесс физического
воспитания. Индивидуальный подход необходим
при решении всех задач физического воспитания.
При выполнении общих программных требований
индивидуальный подход выражается в дифференцировании
заданий, норм нагрузок и способов их регулирования,
а также приемов педагогического воздействия.
^ Принцип систематичности. Функциональны
^ Принцип прогрессирования. Сущность
этого принципа заключается в том, что
в процессе физического воспитания постепенно
повышаются требования, ставятся все более
трудные новые задания, нарастает объем
и интенсивность нагрузок. Чтобы приобрести
широкий круг умений и навыков, надо постепенно
овладевать более сложными движениями.
Большой запас двигательных умений и навыков
позволяет легче осваивать новые движения.
Вместе с тем у детей развивается способность
лучше координировать движения. В процессе
занятий физическая нагрузка должна постепенно
возрастать. Как только нагрузка становится
привычной, она уже не может вызывать положительные
изменения в организме. Чтобы обеспечить
дальнейшее повышение функциональных
возможностей, нужно систематически увеличивать
объем и интенсивность нагрузок. Прогрессирование
требований лишь тогда будет вести к положительным
результатам, когда новые задания и связанные
с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют
их возрастным и индивидуальным возможностям.
^ Самостоятельная работа
Подобрать
примеры на каждый принцип.
Тема 6. Методы физического воспитания
и развития детей дошкольного возраста; Классификация
и общая характеристика методов и приемов
обучения двигательным действиям. Наглядные
методы и приёмы обучения. Словесные методы
и приёмы обучения.
Эффективность
формирования двигательных навыков во
многом зависит от правильного подбора
методов и приемов обучения. Различают
три группы методов: наглядные, словесные
и практические
.
^ Наглядные методы. К этой группе методов относятся
показ физических упражнении, использование
наглядных пособий (рисунки, фотографии,
кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки),
имитации (подражания), зрительных ориентиров,
звуковых сигналов, помощи.
^ Показ физических упражнений. При
показе у детей через органы зрения создается
зрительное представление о физических
упражнениях. Показ применяется, когда
детей знакомят с новыми движениями. Упражнение
демонстрируется несколько раз. Чтобы
создать у ребенка правильное зрительное
представление о физическом упражнении
и побудить к его наилучшему выполнению/нужно
показывать движение на высоком техническом
уровне,, т. е. в полную силу, в нормальном
темпе, с подчеркнутой легкостью. После
этого упражнение объясняют в целом и
еще раз показывают. В дальнейшем показ
используется для создания зрительных
представлений об отдельных элементах
техники упражнения. И перед показом детям
сообщают, на какой элемент им следует
обратить внимание. По мере усвоения упражнения
(если это возможно) прибегают к частичному
показу, т. е. к показу того элемента техники,
который осваивается на данном занятии.
Когда у детей уже создалось правильное
зрительное и мышечно-двигательное представление
о движении, целесообразно вызывать словом
его образ, активизируя при этом мышление
ребенка. К показу воспитатель тщательно
готовится. Важно правильно выбрать место,
чтобы показываемое упражнение было видно
всем детям. "Н-р, общеразвивающие упражнения
целесообразно показывать стоя на возвышении
и в некотором отдалении от группы, впереди
ставить детей маленького роста. Наиболее
сложные упражнения (метание, прыжки и
др.) следует показывать в разных плоскостях,
чтобы создать правильное представление
о положении туловища, ног, рук. В процессе
обучения полезно давать детям задание
наблюдать за своими товарищами и отмечать
качество выполнения упражнений. К показу
упражнений следует привлекать и детей:
когда движение выполняется их сверстниками,
дети могут лучше рассмотреть положение
отдельных частей тела; кроме того, у детей
возникает интерес к разучиваемому движению,
появляется уверенность, желание самим
выполнить упражнение как можно лучше.
Детей привлекают к показу физических
упражнений также из-за несоответствия
размеров пособий росту воспитателя (упражнения
на гимнастической стенке, подлезание
под веревку, пролезание в обруч и др.).
Использование наглядных пособий. Для
уточнения техники физических упражнений
используются наглядные пособия в виде
плоскостных изображений (картины, рисунки,
фотографии, мультимедиа). Наглядные пособия
целесообразно показывать в свободное
от занятий время. Рассматривая их, дети
уточняют свои зрительные представления
о физических упражнениях, правильнее
выполняют их на физкультурных занятиях
и точнее изображают в своих рисунках.
Имитация. Подражание действиям животных,
птиц, насекомых, явлениям природы и общественной
жизни занимает большое место при обучении
детей физическим упражнениям. Известно,
что дошкольнику свойственна подражательность,
стремление копировать то, что он наблюдает,
о чем ему рассказывают, читают. Подражая,
например, действиям зайчика, мышки, дети
входят в образ и с большим удовольствием
выполняют упражнения. Возникающие при
этом положительные эмоции побуждают
много4 раз повторять одно и то же движение,
что способствует закреплению двигательного
навыка, улучшению его качества, развитию
выносливости. Образы, соответствующие
характеру разучиваемого движения, помогают
создавать о нем правильное зрительное
представление. Например, для выполнения
прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед,
педагог использует образ воробышка. Образы,
которые не полностью соответствуют характеру
разучиваемого движения (прыгать как зайчики),
применяются для того, чтобы дети с большим
интересом выполняли физические упражнения.
Такие образы используются после того,
как движение в основном освоено, т. е.
при закреплении двигательных навыков.
Имитация широко используется при освоении
общеразвивающих упражнений и таких движений,
как ходьба, бег и др. Дети могут подражать
движениям, повадкам животных (медведь,
лиса, зайчик и др.), птицам (гусь, петух,
курица-наседка, воробышек,
цапля),
насекомым (бабочка, жук, муха, комар, пчела,
гусеница),растениям (цветок, трава и др.),
различным видам транспорта(поезд, трамвай,
автомобиль, самолет), трудовым операциям
(колка дров, полоскание белья, резание
ножницами и др.).
Имитация
используется во всех возрастных группах.
Но чаще она применяется в работе с младшими
детьми. Это связано с наглядно образным
характером мышления детей этого возраста
и использованием несложных упражнений,
для которых легко подобрать
образы.
Зрительные ориентиры (предметы, разметка
пола) побуждают детей к деятельности,
помогают им уточнить представления о
разучиваемом движении, овладеть наиболее
трудными элементами техники, а также
способствуют более энергичному выполнению
упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют
детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться
предмета, подвешенного выше поднятых
рук, побуждает ребенка увеличить силу
толчка и подпрыгнуть на соответствующую
высоту; задание при наклонах достать
руками носки ног способствует увеличению
амплитуды движения. Зрительные ориентиры
используют обычно после того как у детей
уже создано общее представление о разучиваемых
движениях.
^ Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма
и регулирования темпа движений, а также
как сигнал для начала и окончания действия,
для фиксирования правильного выполнения
упражнения (подлезая под веревку, к которой
прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы
не задеть его, наклоняется ниже). В качестве
звуковых ориентиров используются музыкальные
аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки
в ладоши и пр.
Помощь при обучении физическим упражнениям
используется для уточнения положения
отдельных частей тела, для создания правильных
мышечных ощущений. На первом году жизни
перемещение отдельных частей тела и всего
тела ребенка сначала выполняется полностью
воспитателем, а в дальнейшем с небольшой
его помощью, например, при обучении ползанию.
Более старшим воспитатель помогает выпрямить
спину при приседании, преодолеть неуверенность
при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за
руку. Каталки, коляски побуждают к ходьбе
и бегу, а стул-кресло на полозьях к передвижению
на коньках по льду. При лазанье по гимнастической
стенке и при прыжках в длину и в высоту
воспитатель оказывает помощь детям в
виде страховки.
^ Словесные методы. Данной группе методов относятся
название упражнения, описание, объяснения,
указания, распоряжения, команды, вопросы
к детям, рассказ, беседа и др. Словесные
методы активизируют мышление ребенка,
помогают целенаправленно воспринимать
технику упражнений, способствуют созданию
более точных зрительных представлений
о движении. Известно, что временные связи
устанавливаются в коре головного мозга
быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный
раздражитель сочетается с речедвигательным.
Благодаря такому сочетанию в дальнейшем
легко удается оживить след зрительного
образа движения путем оживления следа
словесного обозначения (название упражнения
вызывает отчетливое представление о
нем). И наоборот, при наблюдении за выполнением
физических упражнений оживляется след
словесного обозначения. Таким образом,
словесные обозначения могут быть такими
же раздражителями, как и физические упражнения.
С помощью слова детям сообщают знания,
дают задания, повышают интерес к их выполнению,
анализируют и оценивают достигнутые
результаты.
^ Название упражнения. Многие физические упражнения
имеют условные названия, которые в известной
мере отражают характер движения, например:
«растягивание резинки», «накачивание
насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д.
Воспитатель, показывая и объясняя упражнение,
одновременно указывает, на какое действие
оно похоже, и называет его. После того
как упражнение будет в основном освоено,
воспитатель только называет его. Название
вызывает зрительное представление о
движении, и дети правильно его выполняют.
Названия сокращают время, которое тратится
на то» чтобы объяснить упражнение или
напомнить, как надо его выполнять.
Описание — это подробное и последовательное
изложение особенностей техники выполнения
разучиваемого движения. Описание, необходимое
для создания общего представления о движении,
используется обычно при обучении детей
старшего дошкольного возраста. Словесное
описание нередко дополняется показом
упражнения. Например, показывая в замедленном
темпе как надо метать мешочки, на дальность
правой рукой, воспитатель говорит: «Дети,
посмотрите, как я буду метать мешочек
с песком. Вот я взяла мешочек в правую
руку и крепко держу его. Встаю около веревки.
Правую ногу отставляю назад, немного
поворачиваюсь вправо, руку с мешочком
опускаю: вниз. А теперь смотрю вперед,
прицеливаюсь. Затем замахиваюсь, отвожу
руку с мешочком и отставляю ногу как можно
дальше назад, бросаю мешочек изо всех
сил, а чтобы не упасть, приставляю правую
ногу к левой. Теперь посмотрите еще раз.
Такое описание позволяет словесно обозначить
основные элементы техники движений и
создать четкое представление о них.
Объяснение используется при разучивании
упражнений. В объяснении подчеркивается
существенное в упражнении и выделяется
тот элемент техники, к которому нужно
привлечь внимание на данном занятии.
Постепенно у детей создается представление
о каждом- элементе. Объяснение должно
быть кратким, точным, понятным, образным,
эмоциональным. Содержание объяснений
изменяется в зависимости от конкретных
задач обучения, подготовленности детей,
их возрастных и индивидуальных особенностей.
При объяснении следует ссылаться на уже
известные упражнения. Так, обучая метанию
в цель, воспитатель при объяснении опирается
на знания о метании на дальность, делает
сравнения, указывая на одинаковое исходное
положение, сходство в замахе. Это активизирует
мышление ребенка, и он быстрее, точнее
воспринимает изучаемое движение. Дети
привлекаются к объяснению физических
упражнений, как правило, при закреплении
двигательных навыков.
Пояснения применяются с целью направить
на что-то внимание или углубить, восприятие
детей, подчеркнуть те или иные стороны
разучиваемого движения. Пояснение сопровождает
показ или выполнение физических, упражнений.
Слово в данном случае играет дополнительную
роль.
Указания. При разучивании движений, закреплении
двигательных навыков и умений слово применяется
.и в виде коротких указаний, которые могут
быть использованы для уточнения задания;
напоминания, как действовать; для предупреждения
и исправления ошибок у детей; оценки выполнения
упражнений (одобрение и неодобрение);
поощрения.
Указания
могут даваться как до выполнения упражнения,
так и во время его. В первом случае они
применяются как способ предварительного
инструктирования. Во втором случае воспитатель
оценивает правильность выполнения заданий.
Оценка качества выполнения способствует
уточнению представлений детей о движении,
помогает формированию умения замечать
ошибки у себя и у сверстников.
^ Команды. Распоряжения. Под командой понимается произносимый
воспитателем устный приказ, который имеет
определенную форму и точное содержание
(«Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Эта форма
речевого воздействия отличается наибольшей
лаконичностью и повелительным тоном.
Команда относится к числу основных способов
прямого руководства (экстренного управления)
деятельностью детей. Цель команды — обеспечить
одновременное начало и конец действия,
определенный темп и направление движения.
Команда состоит из двух частей: предварительной
и исполнительной. В предварительной части
указывается, что надо делать и каким способом,
в исполнительной — заключен сигнал к
немедленному выполнению действия. Важно
научиться правильно подавать команду,
т. е. умело акцентировать слова, варьировать
силу и интонацию голоса. Так, подавая
команду «На месте шагом марш!», сначала
произносят слова «На месте шагом...» (предварительная
команда), а -затем — «Марш!» (исполнительная).
Предварительная часть команды подается
протяжно, затем делается пауза, и после
нее громко, отрывисто, энергично произносится
исполнительная часть. При подаче команды
воспитатель обязан стоять в положении
«смирно». Его уверенный тон, подтянутость,
отчетливость команды дисциплинируют,
организуют детей, заставляют их быстро
и четко выполнять задание. Распоряжения
отличаются от команды тем, что их формулирует
сам воспитатель («К окну — поворот!»).
Но подаются они также в повелительной
форме. Распоряжения используются и для
выполнения заданий, связанных с подготовкой
места для занятий, раздачей и сбором физкультурного
инвентаря. В младших группах при проведении
физических упражнений используются распоряжения;
постепенно детей приучают к пониманию
и выполнению команд, принятых в гимнастике.
Сила голоса при подаче команд и распоряжений
должна соответствовать размерам помещения,
где проводится занятие. Главное, чтобы
дети услышали и поняли воспитателя, правильно
и своевременно начали действовать. Если
упражнение проводится под музыку, то
предварительная часть команды (распоряжения)
называется словами, а исполнительную
часть (сигнал к исполнению) заменяет первый
музыкальный аккорд.
Вопросы к детям побуждают к наблюдательности,
активизируют мышление и речь, помогают
уточнить представления о движении, вызывают
интерес к ним. В начале занятия целесообразно,
например, спросить у детей, кто умеет
выполнять данное упражнение, кто помнит
правила подвижной игры. В процессе занятия
можно спросить, правильно ли выполняются
упражнения. Эти вопросы помогают замечать
ошибки. При ответах дети называют элементы
техники, определяют характер усилий,
отмечают ошибки и т. д.
Рассказ, придуманный воспитателем или
взятый из книги, используется для возбуждения
у детей интереса к занятиям физическими
упражнениями, желания ознакомиться с
техникой их выполнения. Сюжетный (тематический)
рассказ можно применять непосредственно
на занятии. Например, воспитатель рассказывает
о поездке на дачу, о прогулке в лес и т.
д., а дети выполняют соответствующие упражнения.
На занятиях используются также стихи,
считалки, загадки.
Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную
форму. Беседа помогает воспитателю выяснить
интересы детей, их знания, степень -усвоения
движений, правил подвижной игры; детям
же — осознать, осмыслить свой чувственный
опыт. Кроме того, беседа способствует
уточнению, расширению, обобщению знаний,
представлений о технике физических упражнений.
Беседа может быть связана с чтением книги,
рассматриванием рисунков, картин, с экскурсией
на стадион, с прогулкой на
лыжах
и т. д. Беседу проводят как до занятий,
прогулок, экскурсий,
так
и после них. Например, беседа после лыжной
прогулки поможет уточнить технику передвижения
на лыжах, поворотов, подъемов на горку
и спусков с нее, а также обобщить знания
о подготовке к такой прогулке (смазать
лыжи с учетом свойств снега
при
различной температуре, одеться соответственно
погоде). Беседа проводится со всей группой
или с подгруппой. Воспитатель заранее
подбирает темы, намечает вопросы и продумывает
методику проведения беседы (приемы активизации
детей и т д.).
^ Практические методы. К практическим методам относят
повторение упражнении без изменения
и с изменениями, а также проведение их
в игровой и соревновательной формах.
Практические методы применяются для
создания мышечно-двигательных представлений
о физических упражнениях и закрепления
двигательных навыков и умений. У детей
легко образуются временные связи, но
без повторения они быстро угасают, поэтому
важно уметь рационально распределять
повторение упражнений во времени, чтобы
не утомлять детей на одном занятии.
^ Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные
ощущения, целесообразно повторять упражнения
без изменения и в целом. На фоне такого
целостного выполнения идет освоение
элементов техники. Наиболее сложные движения
можно расчленить на относительно самостоятельные
элементы и, осваивая их в облегченных
условиях, постепенно подойти к овладению
движением в целом. Так, сначала обычно
выполняются упражнения в подпрыгивании
и доставании подвешенных предметов, в
спрыгивании с возвышения, а затем уже
прыжки в высоту с разбега. После того
как дети в основном освоили физическое
упражнение, следует увеличивать расстояние,
массу пособий, а также изменять условия
(помещение, участок, лес и т. д.). С целью
закрепления двигательных навыков упражнения
следует проводить в игровой и соревновательной
формах.
^ Проведение упражнений в игровой форме. Этот
метод применяется для закрепления двигательных
навыков и развития физических качеств
в изменяющихся условиях. Игровая деятельность
носит комплексный характер и строится
на сочетании различных двигательных
действий (бег, прыжки и пр.). В игре детям
предоставляется возможность творческого
решения возникающих задач, проявления
самостоятельности, находчивости в выборе
способа действия. Внезапные изменения
ситуаций по ходу игры побуждают действовать
быстрее, более ловко. Выполнение движений
в игровой форме приводит к динамичности
сформировавшихся двигательных стереотипов.
^ Проведение упражнений в соревновательной
форме. При выполнении физических упражнений
в соревновательной форме возникает особый
физиологический и эмоциональный фон,
что усиливает воздействие упражнений
на организм, способствует проявлению
максимальных функциональных возможностей
и психических сил. При этом предъявляются
более высокие требования к физическим
и морально-волевым качествам (решительность,
честность, благородство и т. д.) Соревновательный
метод повышает интерес к физическим упражнениям,
содействует лучшему их выполнению. Кроме
того, у детей развивается способность
применять двигательные навыки и умения
в усложненных условиях. Пользоваться
соревновательным методом надо осторожно.
При неправильной методике он может вызвать
сильное нервное возбуждение, отрицательно
сказаться на самочувствии и поведении
детей дошкольного возраста. Не следует
злоупотреблять, в частности, эстафетами:
длительное пребывание в качестве зрителей-болельщиков,
поочередное выполнение упражнений в
напряженной обстановке перевозбуждает
нервную систему детей. Соревновательный
метод применяется в том случае, когда
дети хорошо освоили движения. Проводить
соревнования нужно быстро и со всей группой
одновременно. Вначале они организуются
на правильность выполнения упражнений:
кто лучше прыгнет, кто правильнее пройдет
по гимнастической скамейке и т. д. В дальнейшем,
по мере закрепления двигательного навыка,
критериями оценки становятся дальность
броска, высота прыжка, быстрота выполнения
упражнения: кто дальше прыгнет, кто больше
раз попадет мячом в цель, кто быстрее
добежит до флажка и т. д. В соревнованиях
подводятся индивидуальные и коллективные
результаты: кто раньше дойдет до середины,
чей отряд, звено скорее соберется
По предмету: «Методика физического воспитания дошкольников»
Тема: «Физкультурное занятие как основная форма обучения дошкольников физическим упражнениям»
Алматы 2013
Введение
Физическая культура и спорт являются эффективным средством воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании.
Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка. Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям. Для того чтобы занятия приносили детям радость и способствовали формированию интереса к физическим упражнениям, необходимо использовать разнообразные методы и приемы.
Одним из них является проведение занятий по физической культуре с использованием сказочных сюжетов. При таком способе все части занятия объединяются интересным сюжетом, общей темой.
Сюжет обязательно подразумевает наличие какой-либо цели, к которой стремятся дети вместе с педагогом.
Таким образом, интрига, привлекающая детей, сохраняется на протяжении всего занятия и помогает сохранить неустойчивое внимание малышей.
Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и гигиенические требования к организации и внешнему виду
Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.
Обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определённой системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков. В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
С детьми раннего возраста рекомендуется проводить 2 занятия в неделю по физической культуре (по 10-15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. Дети должны находиться в привычной обстановке, облегченной, не стесняющей движений одежде. Начиная с полутора лет, малышей приучают надевать майку, трусы, носки или тапочки (на ковре можно заниматься босиком). Воспитатель проводит занятия в спортивной форме.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится еженедельно 2 занятия в помещении и 1 занятие на улице по 15-20 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака или дневного сна до полдника. По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.
Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную (5-8м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) проводятся общеразвивающие упражнения и упражнения для развития основных видов движений.
Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.
С детьми старшего дошкольного возраста проводится еженедельно 2 занятия в помещении и 1 занятие на улице, по 25-30 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака. Дети должны быть одеты в физкультурную форму, которая не стесняет движений. На ногах матерчатые тапочки, кеды или босиком на утеплённом полу.
Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло - проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва - мягкой и гибкой.
Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в первой половине дня спустя 30 минут после приёма пищи. Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начинать его перед приёмом пищи, после дневного сна, или во время пребывания детей на свежем воздухе.
Необходимыми гигиеническими требованиями проведения занятий в помещении являются влажная уборка пола, и проветривание помещения не менее 15 минут перед началом занятия. Температура воздуха в помещении должна поддерживаться в пределах +19, +20 градусов. При общем нормальном освещении свет не должен падать в глаза детям; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.