Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Каждый из них выработал свою теорию воспитания, которая работала и приносила положительные результаты в реальной жизни. На многое их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе.

Файлы: 1 файл

пед.docx

— 297.64 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет» Министерства  Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра педагогики

 

 

Самостоятельная работа 
по дисциплине «История педагогики»

 

 

на тему:

 
«Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 13 группы

лечебного факультета Гуторова В.Н.

Проверил: Доцент Степашов Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2012

А. С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове

В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.

В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой.

Основные даты жизни и педагогической деятельности:

1888 — Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии.

1905—1914 — учительствовал в народной школе.

1914—1917 — учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью.

1917—1920 — заведующий начальной школой в г. Полтава.

1920—1928 — заведующий «Трудовой колонией им А.М. Горького».

1928—1935 — руководитель коммуны им Ф.Э. Дзержинского.

1935—1939— литературная деятельность, переезд в Москву.

1939 — Антон Семенович скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Основные работы:

1932 — повесть «Марш 30 года».

1933—1935 — «Педагогическая поэма» (переведена на многие языки мира).

1937 — «Книга для родителей».

1938 — повесть «Флаги на башнях». 1957—1958 — Сочинения: В 7 т.

В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. В первое время кроме Макаренко в колонии были еще два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности описан самим Макаренко в «Педагогической поэме». Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 г.

 

Василий Александрович Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература. 

В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда.

В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школыЗдесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты» — так называл ее Сухомлинский.

До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».

«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».

В школе Сухомлинского была создана «Комната мысли», где собраны «самые умные» книги. Она располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель читал детям стихотворения, и у них возникало желание выучить их и самим, в результате школьники знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением» — любимый вид чтения для подростков. Несколько недель читали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Малахитовую шкатулку» Бажова и другие книги. Среди подростков появилось много поэтов, это стало возможным потому, что педагог открыл перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова.

Основные даты жизни и педагогической деятельности:

1918 — Василий Александрович Сухомлинский родился.

1939 — окончил Полтавский педагогический институт.

1947—1970 — директор Павлышской школы.

1958 — защитил кандидатскую диссертацию.

1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

1970 — Василий Александрович Сухомлинский скончался.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. С. 25, 33.

 

Основные работы:

1956 — «Воспитание коллективизма у учеников».

1961 — «Духовный мир школьника».

1969 — «Сердце отдаю детям».

1969 — «Павлышская средняя школа».

1971 — «Рождение гражданина».

Трудовое  воспитание

1)Сухомлинский: 
В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили.Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его. учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному.

2)Макаренко:

А. С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности человека. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

Оценка  учащихся

1)Сухомлинский:

Сухомлинский не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие.

Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. «Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.

2)Макаренко:

К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Развитие  творческих способностей у детей

1)Сухомлинский:

Дети должны жить в мире творчества. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок». «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым, на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика.

2)Макаренко:

Ребенку нужно подавать идею, а он должен попробовать ее реализовать. Для этого учитель должен заразить ребенка этой идеей. Для Макаренко  это была коллективная идея, в которой  участвовал каждый воспитанник. В планировании, дальнейшем выполнении и развивались  творческие способности детей. В  наше время это называется проектной  деятельностью. Развитие творческой мысли  было просто необходимым для существования  детей в то время. Ведь им не выделялось из государства практически ничего, и они строили свой быт сами.

Нравственное  воспитание

1)Сухомлинский:

Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д.  Уважение и почитание матери ставил на первое место в развитии нравственности у детей.

2)Макаренко:

При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

Личный пример учителя, красота во всем, что окружает ребенка, защищенность в коллективе, одинаковая требовательность к каждому члену коллектива, воспитание сдержанности в поведении – все это помогает ребенку стать нравственной личностью.

 
Требование  к учителю

1)Сухомлинский:

  • любовь к детям
  • дружеские, доверительные отношения с детьми
  • образованность учителя
  • знание педагогики и психологии
  • имеет хобби в какой то другой деятельности, мастер своего дела
  • постоянное совершенствование педагогического мастерства
  • воспитание детей не только на уроках , но и любой другой деятельности

 сотрудничество и помощь  другим педагогам

2)Макаренко:

  • любовь к детям
  • высокая квалификация учителя
  • уверенность и четкое знание своего дела
  • постоянная готовность к работе
  • активность
  • постоянное общение с воспитанниками в разных формах(  труд, досуги, походы, совместное чтение ит.д.)

 совместный труд в  коллективе воспитанников.

Игра

1)Сухомлинский:

Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

2)Макаренко:

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина.

 

Выводы:

Итак , сравнивая основные педагогические взгляды этих двух великих педагогов, можно сделать некоторые выводы. Каждый из них  выработал свою теорию воспитания, которая работала и приносила положительные результаты в реальной жизни. На многое  их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. По - моему  различие в их теориях было только в отношении к  личности ребенка. Для Сухомлинского – это было личноориентированное  отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко – отношение к ребенку как части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть сам готов отвечать перед коллективом и получить свою оценку, как положительную , так и отрицательную. Сухомлинский был против отрицательных оценок.

Информация о работе Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского