Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:14, реферат
Каждый из них выработал свою теорию воспитания, которая работала и приносила положительные результаты в реальной жизни. На многое их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе.
ГОУ ВПО «Курский
Государственный Медицинский
Кафедра педагогики
Самостоятельная работа
по дисциплине «История педагогики»
на тему:
«Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.»
Выполнила: студентка 2 курса 13 группы
лечебного факультета Гуторова В.Н.
Проверил: Доцент Степашов Н.С.
Курск 2012
А. С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове
В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.
В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой.
Основные даты жизни и педагогической деятельности:
1888 — Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье Харьковской губернии.
1905—1914 — учительствовал в народной школе.
1914—1917 — учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью.
1917—1920 — заведующий начальной школой в г. Полтава.
1920—1928 — заведующий «Трудовой колонией им А.М. Горького».
1928—1935 — руководитель коммуны им Ф.Э. Дзержинского.
1935—1939— литературная деятельность, переезд в Москву.
1939 — Антон Семенович скончался, похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.
Основные работы:
1932 — повесть «Марш 30 года».
1933—1935 — «Педагогическая поэма» (переведена на многие языки мира).
1937 — «Книга для родителей».
1938 — повесть «Флаги на башнях». 1957—1958 — Сочинения: В 7 т.
В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. В первое время кроме Макаренко в колонии были еще два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности описан самим Макаренко в «Педагогической поэме». Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 г.
Василий Александрович Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература.
В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда.
В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школыЗдесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты» — так называл ее Сухомлинский.
До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».
«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».
В школе Сухомлинского была создана «Комната мысли», где собраны «самые умные» книги. Она располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель читал детям стихотворения, и у них возникало желание выучить их и самим, в результате школьники знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением» — любимый вид чтения для подростков. Несколько недель читали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Малахитовую шкатулку» Бажова и другие книги. Среди подростков появилось много поэтов, это стало возможным потому, что педагог открыл перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова.
Основные даты жизни и педагогической деятельности:
1918 — Василий Александрович Сухомлинский родился.
1939 — окончил Полтавский педагогический институт.
1947—1970 — директор Павлышской школы.
1958 — защитил кандидатскую диссертацию.
1968 — избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
1970 — Василий Александрович Сухомлинский скончался.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. С. 25, 33.
Основные работы:
1956 — «Воспитание коллективизма у учеников».
1961 — «Духовный мир школьника».
1969 — «Сердце отдаю детям».
1969 — «Павлышская средняя школа».
1971 — «Рождение гражданина».
Трудовое воспитание
1)Сухомлинский:
В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили.Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его. учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному.
2)Макаренко:
А. С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности человека. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.
Оценка учащихся
1)Сухомлинский:
Сухомлинский не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие.
Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. «Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.
2)Макаренко:
К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.
Развитие творческих способностей у детей
1)Сухомлинский:
Дети должны жить в мире творчества. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок». «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым, на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика.
2)Макаренко:
Ребенку нужно подавать идею,
а он должен попробовать ее реализовать.
Для этого учитель должен заразить
ребенка этой идеей. Для Макаренко
это была коллективная идея, в которой
участвовал каждый воспитанник. В планировании,
дальнейшем выполнении и развивались
творческие способности детей. В
наше время это называется проектной
деятельностью. Развитие творческой мысли
было просто необходимым для существования
детей в то время. Ведь им не выделялось
из государства практически
Нравственное воспитание
1)Сухомлинский:
Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д. Уважение и почитание матери ставил на первое место в развитии нравственности у детей.
2)Макаренко:
При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.
Личный пример учителя, красота во всем, что окружает ребенка, защищенность в коллективе, одинаковая требовательность к каждому члену коллектива, воспитание сдержанности в поведении – все это помогает ребенку стать нравственной личностью.
Требование
к учителю
1)Сухомлинский:
сотрудничество и помощь другим педагогам
2)Макаренко:
совместный труд в коллективе воспитанников.
Игра
1)Сухомлинский:
Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
2)Макаренко:
А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.
Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина.
Выводы:
Итак , сравнивая основные педагогические взгляды этих двух великих педагогов, можно сделать некоторые выводы. Каждый из них выработал свою теорию воспитания, которая работала и приносила положительные результаты в реальной жизни. На многое их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. По - моему различие в их теориях было только в отношении к личности ребенка. Для Сухомлинского – это было личноориентированное отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко – отношение к ребенку как части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть сам готов отвечать перед коллективом и получить свою оценку, как положительную , так и отрицательную. Сухомлинский был против отрицательных оценок.
Информация о работе Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского