Сравнительный анализ педагогического процесса в Финляндии и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:22, творческая работа

Описание работы

Образовательная система Финляндии в целом продолжает реализацию реформ, начатых в 1991 г. Базисные программы по основным учебным предметам на данный момент обновлены, цели образования пересмотрены, ведущую роль в учебно-воспитательном процессе стала играть индивидуальность учащегося и его личные потребности. Основная школа призвана создавать каждому учащемуся безопасную социальную среду, чтобы ребёнок смог полностью реализовать свои способности в процессе учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

творческая работа ¦1.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

по истории педагогики

 

«Сравнительный анализ педагогического  процесса в Финляндии и РФ» 

 

 

 

 

Работу выполнил:

студент 401 группы

Асанкин Д.М.

Преподаватель:

Фейзрахманова Т.Б.

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

Сравнительный анализ педагогического процесса в  Финляндии и РФ

 

Педагогический авторитет Финляндии существенен, он обеспечивается высоким уровнем фундаментальных и прикладных наук, государственной образовательной политикой и самой системой образования, заложившей основу процветающей ныне экономики страны. Образовательная система для граждан Финляндии является как гарантом подготовки к жизни в открытом обществе (локальном, национальном, общеевропейском, мировом), так и гарантом сохранения национально-культурной идентичности народа.

Мощный педагогический аппарат страны, генерирующий передовые педагогические идеи1, оказал большое влияние на формирование педагогического мировоззрения в Европе. Например, организация EduCluster Finland, учрежденная Национальным комитетом образования, специально создана для трансляции образцов «лучшей практики» как внутри страны, так и за пределами её.

Образовательная система Финляндии в целом продолжает реализацию реформ, начатых в 1991 г. Базисные программы по основным учебным предметам на данный момент обновлены, цели образования пересмотрены, ведущую роль в учебно-воспитательном процессе стала играть индивидуальность учащегося и его личные потребности. Основная школа призвана создавать каждому учащемуся безопасную социальную среду, чтобы ребёнок смог полностью реализовать свои способности в процессе учебной деятельности.

Важным критерием для  успешной реализации учащихся в социальной сфере становится владение иностранными языками. Это одно из условий высокого уровня конкурентоспособности. В наши дни изучение иностранных языков для финнов – приоритетная цель в основной школе; ей уделяется значительное внимание, как в педагогической теории, так и на практике. Примером тому может служить программа по расширению возможностей изучения иностранных языков в школьной системе образования – KIMMOKE.

Финляндия находится в группе стран-лидеров по качеству школьного образования. Доказательством тому являются международные исследования Детского фонда ООН «Школьная линейка»; исследования Ассоциации по оценке учебных достижений в области математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) и другие2.

Основные принципы функционирования системы школьного образования в Финляндии соответствуют принципам перспективного развития финского общества. Среди них важнейшими для школы является равный доступ к образованию; повышение образовательного уровня населения через систему единого общего школьного образования; обеспечение взаимосвязи всех уровней образования; поддержка детей с особыми потребностями в обучении.

Финское школьное образование  с момента присоединения Финляндии  к Европейскому союзу в 1995 г. интерпретирует общие для европейских стран  образовательные стратегии на своей  территории. Одной из самых актуальных идей развития образовательной политики в странах ЕС в настоящее время является идея гражданской школы. Эта идея о том, что школьное дело должно стать, прежде всего, делом общества, а не государства.

Успехи финских школьников, продемонстрированные в начале 2000-х годов (2000-2009), во многом обусловлены теми реформами системы школьного образования, которые были осуществлены в течение последних двадцати лет. Их специфика заключается в достижении гибкости и разнообразия образовательных программ, смещении акцентов в обучении на интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельную творческую деятельность, совершенствование подготовки педагогических кадров, а также развитие субсидиарной системы управления и финансирования образования.

Таким образом, учитывая схожесть современных процессов в отечественной  и финской педагогической системе, очевидно, что в настоящее время образовательные стандарты обеих стран находятся на стадии модернизации. Разница лишь в том, что в РФ тенденция к изменению приоритетов в педагогическом процессе начала воплощаться в жизнь с 2000-х годов, в то время как в Финляндии уже начали созревать первые плоды этой модернизации. Тем не менее, и в России, и в Финляндии сейчас заметны схожие образовательные тенденции – демократизация и гуманизация образования.

То, что, по нашему мнению будет  уместно почерпнуть из опыта северных соседей, заключается в установлении тесной связи качества образования с наличием определенной системы оценивания результатов деятельности учебных заведений, учащихся, учителей. Стиль руководства учебными заведениями, участие общественности в развитии образования, позиция учителя в учебном заведении, содержание образования, – практически все аспекты образовательного процесса и его результаты должны быть вовлечены в систему оценивания, которая является регулирующим средством развития системы образования.

 

 

Список литературы

 

  1. Диссертация по ВАК 13.00.01 «Зарубежный опыт применения метода иммерсии в условиях двуязычия» (1999), к.п.н. Смирнова Л.В.
  2. Диссертация по ВАК 13.00.01 «Система оценивания в школьном образовании Финляндии» (2009), к.п.н. Бражник М.О.
  3. Диссертация по ВАК 13.00.01 «Современное школьное образование в Финляндии: национальные реформы в Европейском контексте» (2011), к.п.н. Володин Д.А.
  4. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» / Научные статьи / Народное образование. Педагогика / «Особенности оценивания в школьном образовании в Финляндии»

1 Например, слойд-педагогика, школа для родителей, педагогика интеграции и т.д., авторами которых являются У. Сигнеус, Э. Лённрот, Ю.Л. Рунеберг и Ю.В. Снельман, О. Мантере, Ю. Энгестрем, Ю. Хямяляйнен и др.

2 Исследования PISA, Programme for International Student Assessment: Monitoring Knowledge and Skills in the New Millenium.


Информация о работе Сравнительный анализ педагогического процесса в Финляндии и РФ