Среднее профессиональное образование- звено системы образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотреть права и обязанности студента, осваивающего программу среднего профессионального образования в РФ.
Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть обязанности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;
изложить общие права студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;
рассмотреть ответственность студентов осваивающих программы среднего профессионального образования.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 43.77 Кб (Скачать файл)

15.Право на академический отпуск

Студент имеет право на академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до

достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами.

Студент имеет право также на каникулы − плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.

16.Поощрение  за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, творческой  деятельности

Студент имеет право на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.

17. Право на развитие творческих  способностей и интересов

Студент может развивать свои творческие способности и интересы, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях.

…  иные академические права, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

 

2.2. Социальные гарантии и меры социальной поддержки студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»

Фактически, данной нормой на бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации возложены обязанности учесть расходы на предоставление мер социальной поддержки обучающихся в составе нормативных затрат на оказываемую образовательную услугу.

1.Полное государственное обеспечение

Студент имеет право на полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

2.Предоставление образовательного кредита в установленном в соответствии с новым Федеральным законом и законодательством РФ порядке образовательного кредита

3.Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием)

Обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, обеспечиваются вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой. Учредители указанных федеральных государственных образовательных организаций устанавливают форму одежды обучающихся в этих образовательных организациях, правила ее ношения и знаки различия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; обучающихся за счет бюджетных средств муниципальных бюджетов − органами местного самоуправления.

4. Охрана здоровья обучающихся

Статьей 41 нового Федерального закона подробно регламентируются вопросы организации охраны здоровья обучающихся. Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной  медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством  в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания  обучающихся;

3) определение оптимальной  учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение  навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание  условий для профилактики заболеваний  и оздоровления обучающихся, для  занятия ими физической культурой  и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение  курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности  обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных  случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических  и профилактических мероприятий.

5.Получение  стипендий, материальной помощи  и других денежных выплат

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы.

Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ

6. Обеспечение  местами в интернатах, а также  предоставление в соответствии  с настоящим Федеральным законом  и жилищным законодательством  жилых помещений в общежитиях.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

... иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

 

2.3. Обязанности студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.

Общие нормы в отношении обязанностей обучающихся установлены в ч. 1 ст. 43  Федерального закона «Об образовании в РФ» Ч. 1 данной статьи включает в обязанности обучающихся:

1) добросовестно  осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный  план, в том числе посещать  предусмотренные учебным планом  или индивидуальным учебным планом  учебные занятия, осуществлять самостоятельную  подготовку к занятиям, выполнять  задания, данные педагогическими  работниками в рамках образовательной  программы;

2) выполнять  требования устава организации, осуществляющей образовательную  деятельность, правил внутреннего  распорядка, правил проживания в  общежитиях и интернатах и  иных локальных нормативных актов  по вопросам организации и  осуществления образовательной  деятельности;

3) заботиться  о сохранении и об укреплении  своего здоровья, стремиться к  нравственному, духовному и физическому  развитию и самосовершенствованию;

4) уважать  честь и достоинство других  обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную  деятельность, не создавать препятствий  для получения образования другими  обучающимися;

5) бережно  относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную  деятельность.

Приведенные положения являются крайне важными с точки зрения реализации образовательной услуги. Несмотря на то, что получение образования с точки зрения гражданского законодательства может рассматриваться только как услуга, образовательная услуга обладает существенной спецификой, ключевым образом отличающей ее от иных услуг – для получения образования необходимо активное поведение обучающегося. Соответственно, при отсутствии стремления обучающегося учиться невозможно и обучить его чему-либо, это процесс двусторонний. В связи с чем в новом Федеральном законе фиксируются не только обязанности образовательных организаций по обучению, но и обязанности обучающихся учиться. Данная обязанность включена первым же пунктом в приведенный выше перечень, что подчеркивает ключевой характер этой обязанности для статуса обучающегося. Частично коррелирует ей и обязанность, установленная четвертым пунктом, не создавать препятствий для обучения иных лиц.

Выполнение требований устава и локальных нормативных актов образовательной организации должно быть обусловлено законным характером данных требований, а также законной процедурой принятия актов. В случае, если локальный нормативный акт устанавливает требование, противоречащее закону, его выполнение не может быть вменено в обязанность обучающемуся. В случае, если не была соблюдена процедура принятия акта (например, не был проведен обязательный учет мнения совета обучающихся), данный акт также не может считаться обязательным для обучающихся.

Установленная третьим пунктом обязанность скорее относится к числу моральных, чем правовых, обязанностей, поскольку никакой ответственности за ее неисполнение быть не может.

Установленные же обязанности уважать честь и достоинство иных лиц, бережно относиться к имуществу могут быть охраняемы нормами иных отраслей законодательства, которые устанавливают ответственность за причинение имущественного вреда, за оскорбление и клевету и иные нарушения.

Иные обязанности обучающихся могут быть установлены законодательством (но не на уровне подзаконных нормативных актов) либо договором об образовании (при его наличии).

 

3.Ответственность обучающихся

                   Дисциплинарная ответственность обучающихся

Вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся посвящена ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом, согласно указанной статье, порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Ряд важных норм, касающихся дисциплинарной ответственности обучающихся, таким образом, предусмотрены на подзаконном уровне. Данные вопросы регулируются приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» .

Ч. 3 ст. 43 Закона устанавливает, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 

Основанием для наступления дисциплинарной ответственности обучающихся является совершение обучающимися дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок не определяется в законодательстве об образовании, хотя сам термин «дисциплинарный проступок» использован в ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Дисциплинарный проступок обучающегося понимается как неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, далеко не любые нарушения со стороны обучающегося могут рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка, закон четко ограничивает основания для применения дисциплинарных взысканий посредством перечисления локальных нормативных актов, закрепляющих правила, нарушение которых рассматривается как дисциплинарный проступок.

Вместе с тем, некоторые нормы позволяют сделать вывод о том, что дисциплинарный проступок должен быть совершен обучающимся виновно, т.е. обучающийся должен осознавать как запрещенный характер своих действий, так и предвидеть возможность наступления негативных последствий этих действий, если таковые последствия предусмотрены нормами соответствующих локальных актов организации,  осуществляющей образовательную деятельность.

Информация о работе Среднее профессиональное образование- звено системы образования РФ