Средства воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят: виды деятельности (труд, игра); предметы, вещи (игрушки, ЭВМ); произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь); природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Содержание работы

Введение. 3
1. Понятие о средствах воспитания. 4
2. Общение как средство воспитания. 5
3. Учение как средство воспитания. 11
4. Труд как средство воспитания. 13
5. Игра как средство воспитания. 17
Заключение. 20
Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

КДР - Средства воспитания.docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Иркутской области 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Иркутской области

«Черемховский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

 

контрольная работа

по ОП.01. «Педагогика»

 

 

 

 

 

 

 

 

          Выполнила студентка 3курса 304 А. группы

 заочного отделения

 Коптелова Алёна Владимировна

                                     Проверил:  Шарафудинова Л.Ж.  

 

 

 

 

 

 

Черемхово, 2014  

 

Содержание 

Введение.                                                                                                                3

    1. Понятие о средствах воспитания.                                                         4
    2. Общение как средство воспитания.                                                       5
    3. Учение как средство воспитания.                                                          11
    4. Труд как средство воспитания.                                                              13
    5. Игра как средство воспитания.                                                               17

Заключение.                                                                                                   20                                                                                                

                 Список литературы.                                                                                      20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят:  виды деятельности (труд, игра); предметы, вещи (игрушки, ЭВМ); произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь);  природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

       Выделяются иногда приемы воспитания  как часть метода, подчиненная  ему и входящая в его структуру:  например, создание эмоционального  настроя с помощью музыки при  проведении беседы с учениками;  переход на "вы" с учеником, когда ему делают замечание. Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. - это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания.

            Средства воспитания – педагогически  независимый источник социального  опыта.

     Средством воспитания является  все то, что оказывает воспитательное  воздействие на субъект, в процессе  движения его к цели. Это может  быть любой объект окружающей  действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают  для реализации той или иной  воспитательной цели. Выбор средств  определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным  требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

  1. Понятие о средствах воспитания.

       Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

        При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании.

       Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

• объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых  закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

• субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности  детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

• объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а  также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

• как  правило, воспитатель использует систему  средств воспитания, причем, чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

• средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами  организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние  на всестороннее развитие личности.

      К объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.

       В последние годы наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игру.

 

  1. Общение как средство воспитания.

       Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

        Общение – не только важнейший источник информации. Оно оказывает существенное влияние и на восприятие тех знаний, которые школьник получает по другим каналам, в частности в ходе учебно-воспитательного процесса школы, в процессе практического освоения мира, из средств массовой коммуникации. Кроме того, общение во многом определяет интерес ребенка к знаниям вообще, получаемым из любых источников.      Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях. Для эффективного использования общения как средства воспитания школьников необходима организация его педагогически направляемого влияния на жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.

     Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

     В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения:

а)непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника;

б)опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

         Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе.

        Однако общение со сверстниками может разрушать, уродовать интересы и склонности ребенка, а также способствовать формированию социально опасных интересов. Именно в сфере общения учащихся со сверстниками, старшими и младшими школьниками наблюдается наибольшее число конфликтов, закладываются асоциальные привычки, формируется и проявляется противоправное поведение. Чтобы педагогическое общение эффективно выполняло свои воспитательные функции, в ходе его организации необходимо соблюдение следующих условий:

  1. оно должно осуществляться в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, школе, во внешкольных учреждениях и др.;
  2. общение должно сопровождаться воспитанием у ребенка отношения к

человеку как к высшей ценности;

  1. в ходе общения должно обеспечиваться усвоение ребенком необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними;
  2. общение должно организовываться и осуществляться методически грамотно.

       Эффективность педагогического общения во многом определяется тем, на какой стиль общения с детьми ориентируется воспитатель. Под стилем педагогического общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и воспитанником. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с воспитанниками; творческая индивидуальность педагога, особенности ребенка. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

       При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как всего коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют воспитанникам проявлять самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают их, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках, не принимая во внимание мотивы этих поступков.

Внешние показатели успешности деятельности таких  педагогов (успеваемость, дисциплина на занятии и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная.

      Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, снимая с себя ответственность за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как детского сада, так и воспитанников. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля над деятельностью детей и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в группах подобных педагогов, как правило, неудовлетворительны.

    Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность педагога, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

        Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к воспитанникам, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. По внешним показателям деятельности педагоги – приверженцы демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен.

Информация о работе Средства воспитания