Становление основных методических подходов к изучению художественных текстов детьми с ТНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Художественный текст – особым образом организованная система, обладающая целым рядом признаков. В работах ряда исследователей (Ю.М. Лотмана, И.Р. Гальперина, Л.Новикова, И.Я. Чернухиной, Н.С. Болотновой и др.) в качестве основных признаков текста названы цельность, связность, коммуникативная установка, системность и содержательность (информативность).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Становление основных методических подходов к изучению художественных текстов детьми с ТНР………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

кр. по метод препод спец лит ры.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 

^ Практические занятия

 

 Репродуктивный метод. Значение  упражнений репродуктивного типа  для развития речи учащихся с речевым недоразвитием. Объяснительно-иллюстративный метод. Значение средств наглядности для развития ассоциативного и образного мышления детей с ОНР в процессе использования приемов данного метода. Эвристический метод и его особое место в процессе обогащения словарного запаса учащихся. Исследовательский метод. Аудио-лингвальный и аудио-визуальный методы обучения в процессе изучения художественного произведения. Работа по составлению партитуры для прочтения художественного текста.

 

 

В современной науке и практике представлены два вида

лингвистического анализа художественного  текста – неполный

(частичный) и полный. В первом  случае выявляется в основном  языковая

домината, формирующая стилевую доминату и реализующая вместе с нею

основную авторскую идею. Во втором случае изучаются единицы всех

уровней языковой структуры текста в их эстетическом единстве и

взаимодействии.

      Методы анализа  художественного текста            зависят от его

особенностей, специфики и целей  исследования. К этим методам

относятся:

      1)       лингвистическое комментирование;

      2)    функционально-стилистический  анализ;

      3)    количественная  характеристика элементов текста  при

изучении стиля писателя;

      4)    метод  выборочного рассмотрения, анализа  и объяснения

языковых трудностей, индивидуально-авторских  отклонений от

общеязыковых норм с привлечением словарей;

      5) метод построчного  анализа связного текста в  его динамической

протяженности и целостности, который  основан на выявлении

взаимосвязанности микро- и макрообразов и требует рассмотрения строгой, художественно ненарушаемой последовательности и динамики

этих образов в тексте произведения;

      6) метод сквозного  и комплексного анализа всего  произведения в

целом, его композиционной, образной и языковой структуры;

      7) метод лингвистического  эксперимента – трансформация,

изменение структуры синтаксической конструкции при сохранении

понятийного содержания фразы, отрывка;

      8) метод сопоставления: 1) авторских вариантов; 2) развития  темы у

разных писателей; 3) сравнение перевода и оригинала;

      9) метод эвристический  – постижение и осмысление  через структуру

текста системно представленного  индивидуального стиля.

      Основной принцип  лингвистического анализа художественного

текста заключается в описании специфических черт художественной речи

относительно норм литературного  языка как языка-стандарта, что

позволяет говорить об особенных функциях художественной речи.

      Языковые      средства,     используемые      автором,      система

художественных образов, композиция мотивированы особенностями

авторского видения мира, речевого поэтического мышления, идейными

установками. Автором художественного  произведения сознательно и

целенаправленно отбираются те индивидуальные речевые средства (а в

некоторых случаях – и создаются), которые наиболее точно отвечают

эстетическим представлениям художника  слова. Таким образом, язык в

творческой словесной деятельности человека выступает в особой

эстетической функции, которая  накладывается на основные –

коммуникативную и когнитивную – функции языка. В этой связи можно

говорить о языке как творчестве, т.е. рассматривать язык в его

креатологическом аспекте.

      Наиболее отчетливое  обоснование этих принципов представлено  в

работах Б. А. Ларина, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, В. А. Лукина,

Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, в трудах представителей Пражской

лингвистической школы и др.

      Исходным методологическим  принципом является необходимость

разграничения позиций творящего  и воспринимающего сознания.

      Художественный текст, рассматриваемый с позиций творящего

сознания, анализируется как процесс  порождения текста, в котором

действуют, с одной стороны, тенденция  автоматизма, стремление к

регулярности, свойственной обычной  речи, с другой – намеренная

актуализация, выведение речи из автоматизма, трансформация обычной

речи и реализация потенциальных  возможностей языка, т.е. создание

неологизмов на разных языковых уровнях.

 

 

 

 

 

 

Литература

2Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под  ред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

 

3Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся  по специальности «Психология». М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Становление основных методических подходов к изучению художественных текстов детьми с ТНР