Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:24, реферат
Стиль общения в подавляющем большинстве случаев вырабатывается под действием характера человека. Современная наука делает далеко не первую попытку в истории человечества по систематике характеров, темпераментов, и, как следствие, типов и стилей общения.
Для того, чтобы что-то квалифицировать, нужны критерии оценки. Эксперт должен четко различать границы, отличительные признаки, свойства и т.д. Первыми специалистами, которые получили определенные результаты, стали немецкий психолог Курт Левин и его коллеги. Они первыми ввели понятие «стиль лидерства».
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Реферат по предмету:
«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
На тему:
«Стили общения»
Работу выполняла:
Студентка группы НЗ-502
Букатова А.С
Преподаватель:
2013
Введение.
Стиль общения в подавляющем большинстве случаев вырабатывается под действием характера человека. Современная наука делает далеко не первую попытку в истории человечества по систематике характеров, темпераментов, и, как следствие, типов и стилей общения.
Для того, чтобы что-то квалифицировать, нужны критерии оценки. Эксперт должен четко различать границы, отличительные признаки, свойства и т.д. Первыми специалистами, которые получили определенные результаты, стали немецкий психолог Курт Левин и его коллеги. Они первыми ввели понятие «стиль лидерства».
Лидерство – это социальное
динамическое явление в группе индивидуумов,
характеризующее приоритет
Благодаря К.Левину можно
определить несколько стилей лидерства:
авторитарный, демократический и
анархический. При более поздней
классификации произошло
Основные виды стилей.
В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных.
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
3. Демократический
Что касается демократического
стиля, то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность.
При этом главной особенностью демократического
стиля оказывается то, что группа
принимает активное участие в
обсуждении всего хода предстоящей
работы и ее организации. В результате
у учеников развивается уверенность
в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы
возрастают общительность и
4. Общение на
основе увлеченности
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”.
Такой стиль общения отличал
деятельность В.А.Сухомлинского. На этой
основе формируют свою систему взаимоотношении
с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль
общения можно рассматривать
как предпосылку успешной совместной
учебно-воспитательной деятельности.
Увлеченность общим делом – источник
дружественности и одновременно
дружественность, помноженная на заинтересованность
работой, рождает совместный увлеченный
поиск. Говоря о системе взаимоотношений
педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко
утверждал, что педагог, с одной
стороны, должен быть старшим товарищем
и наставником, а с другой –
соучастником совместной деятельности.
Необходимо формировать дружественность
как определенный тон в отношениях
педагога с коллективом.
Размышляя о вариантах взаимоотношений
воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал:
“Во всяком случае никогда педагоги и
руководство не должны допускать со своей
стороны тона фривольного: зубоскальства,
рассказывания анекдотов, никаких вольностей
в языке, передразнивания, кривляния и
т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо,
чтобы педагоги и руководство в присутствии
воспитанников были угрюмыми, раздражительными,
крикливыми”.
Подчеркивая плодотворность
такого стиля взаимоотношений педагога
и воспитанников и его
5. Общение-дистанция
Этот стиль общения
используют как опытные педагоги,
так и начинающие. Суть его заключается
в том, что в системе взаимоотношений
педагога и учащихся в качестве ограничителя
выступает дистанция. Но и здесь
нужно соблюдать меру. Гипертрофирование
дистанции ведет к формализации
всей системы социально –
Превращение “дистанционного показателя”
в доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий уровень
совместной работы педагога и учащихся.
Это ведет к утверждению авторитарного
принципа в системе взаимоотношений педагога
с детьми, который, в конечном счете, отрицательно
сказывается на результатах деятельности.
А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают,
что “в классах, где преподают учителя
с преобладанием авторитарных методов
руководства, обычно бывает неплохая дисциплина
и успеваемость, однако за внешним благополучием
могут скрываться значительные изъяны
работы учителя по нравственному формированию
личности школьника”.
В чем популярность этого стиля общения?
Дело в том, что начинающие учителя нередко
считают, что общение-дистанция помогает
им сразу же утвердить себя как педагога,
и поэтому используют этот стиль в известной
мере как средство самоутверждения в ученической,
да и в педагогической среде. Но в большинстве
случаев использование этого стиля общения
в чистом виде ведет к педагогическим
неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через
механическое установление дистанции,
а через взаимопонимание, в процессе совместной
творческой деятельности. И здесь чрезвычайно
важно найти как общий стиль общения, так
и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение – устрашение
Этот стиль общения, к
которому также иногда обращаются начинающие
учителя, связан в, основном с неумением
организовать продуктивное общение
на основе увлеченности совместной деятельностью.
Ведь такое общение сформировать
трудно, и молодой учитель нередко
идет по линии наименьшего
В творческом отношении общение-устрашение
вообще бесперспективно. В сущности своей
оно не только не создает коммуникативной
атмосферы, обеспечивающей творческую
деятельность, но, наоборот, регламентирует
ее, так как ориентирует детей не на то,
что надо делать, а на то, чего делать нельзя,
лишает педагогическое общение дружественности,
на которой зиждется взаимопонимание,
так необходимое для совместной творческой
деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в
основном, для молодых учителей и
связанное с неумением
А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню
за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих
помощников, а у меня были просто гении
в воспитательной работе, но я их убеждал,
что меньше всего нужно быть любимым воспитателем.
Я лично никогда не добивался детской
любви и считаю, что эта любовь, организуемая
педагогом для собственного удовольствия,
является преступлением...
Это кокетничанье, эта погоня за любовью,
эта хвастливость любовью приносит большой
вред воспитателю и воспитанию. Я убедил
себя и своих товарищей, что этого привеска...
не должно быть в нашей жизни...
Пусть любовь придет незаметно, без ваших
усилий. Но если человек видит цель в любви,
то это только вред...”
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения,
возникает в результате: а) непонимания
педагогом стоящих перед ним ответственных
педагогических задач; б) отсутствия навыков
общения; в) боязни общения с классом и
одновременно желания наладить контакт
с учениками.
В чистом виде стили не существуют. Да иперечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения.В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Темперамент
и стиль общения.
Определенный тип темперамента обусловливает
высоко- или низкоэкспрессивный стиль
общения, а также открытость или закрытость
стиля, специфические жесты (закрытый
стиль — человек прикрывает рот, опускает
глаза и т. д.; открытый стиль — раскрытые
ладони, прямой взгляд и т. п.).
Рассмотрим, какой отпечаток на стиль
общения накладывает темперамент.
Темперамент — это динамическая характеристика
психической деятельности человека; это
особенности поведения, обусловленные
прежде всего общим типом высшей нервной
деятельности (ВНД).
Индивидуальные особенности человека,
определяемые темпераментом, выражаются
в эмоциональной возбудимости, большей
или меньшей тенденции к внешнему выражению
чувств, быстроте движений, общей подвижности,
чувствительности (сенситивности), уравновешенности.
Выделяют четыре основных типа темперамента,
которые получили свои названия еще в
глубокой древности: холерики, сангвиники,
флегматики, меланхолики; существуют,
разумеется, и промежуточные типы. В основе
темперамента лежит тип ВНД, то есть сочетание
наиболее устойчивых и важных свойств
процессов торможения и возбуждения; следовательно,
темперамент имеет генотипический характер
и в основном наследуется. Изменить темперамент
нельзя, как нельзя изменить рост или цвет
глаз; можно лишь изменить отдельные его
свойства.
Рассмотрим те стороны темперамента, которые
определяют типичные особенности поведения
людей в ситуации общения.
Холерик — человек неугомонный, нетерпеливый,
с огромным запасом нервной и психической
энергии, которая определяет его высокую
работоспособность, подвижность, активность
во всех сферах жизнедеятельности. Именно
этих людей мы привыкли называть «темпераментными»,
имея в виду неукротимость и яркое внешнее
выражение чувств, быстроту реакций, общую
эмоциональность и подвижность. Такой
человек говорит очень быстро, с богатой
мимикой, жестикуляцией, его лицо подвижно
(в результате чего иногда покрывается
ранними морщинами).
Холерики — люди, быстрые во всем: быстро
ходят, быстро принимают решения, Им свойственна
импульсивность. Сначала скажут, потом
подумают, сначала сделают, а затем, увы,
пожалеют. Они высоко эмоциональны, страстны,
аффективны, плохо управляют своими чувствами,
в общении гневливы, обидчивы, причем состояние
гнева и обиды у них сохраняется долго.
Вследствие высокой возбудимости, импульсивности
и свойственной им резкости они конфликтны,
агрессивны, не умеют и не могут ждать.
Если такому человеку назначена встреча,
но по какой-то причине партнер задерживается,
то нетерпение холерика достигает кульминации,
что выражается в двигательном беспокойстве,
суетливости, многоречивости.
В целом стиль общения холерика по эмоционально-волевой
окраске отличается высокой экспрессивностью,
яркостью и богатством используемых средств,
причем основные черты этого стиля — активность,
импульсивность, агрессивность, обидчивость,
неугомонность — не зависят от положения
и статуса собеседника, партнера. Если
же человек на работе спокоен и уступчив,
а дома гневлив, раздражителен и агрессивен
— в этом случае мы говорим не о темпераменте,
а о характере, так как проявления характера
всегда согласуются с конкретной социальной
ситуацией.
Сангвиник — быстрый, общительный, уравновешенный,
живой, как правило, с постоянно ровным
хорошим настроением. Кажется, что искусство
общения такому человеку дано от природы.
Недаром иногда сангвиников называют
«солнечными людьми». Такой человек отходчив,
быстро переключается и эмоционально
и интеллектуально; порою слишком быстро,
не закончив одного дела, хватается за
другое, не укрепив одних отношений, заводит
новые знакомства. Такие люди легко ориентируются
в новой обстановке, быстро вступают в
контакты. Переехав на новое местожительства,
сангвиник уже через неделю знаком со
всеми обитателями дома, знает, как их
зовут, где учатся их дети и т. п.
Флегматик — уравновешенный, спокойный,
замкнутый, миролюбивый, неэмоциональный.
Как бы ни было смешно то, что рассказали,
он только улыбнется уголками губ. Миролюбие
флегматика зачастую оборачивается своего
рода миротворчеством: когда такой человек
имеется в коллективе, в нем реже возникают
столкновения по пустякам, ссоры. Флегматик,
как правило, во всем надежен: в работе,
в человеческих отношениях. Медлителен,
но зато все очень хорошо планирует. В
контактах избирателен и неинициативен.
Если вы едете с таким человеком в поезде,
то, пока не заговорите с ним, можете не
услышать звука его голоса: он будет смотреть
в окно, читать газету. Но если заговорите,
он может оказаться приятнейшим собеседником.
Такие люди очень терпеливы, спокойны,
их трудно вывести из себя, это настоящие
«мастера ожидания».
Меланхолик — ранимый, чувствительный,
впечатлительный человек; вследствие
высокой чувствительности он быстрее
утомляется, раздражителен. Если он положит
наручные часы под подушку, то может и
не уснуть, так как ему будет мешать их
тиканье, в то время как сангвиник или
флегматик прекрасно переносят ежечасный
бой больших настенных часов.
В сфере человеческих отношений чувствительность
меланхолика оборачивается редким и прекрасным
человеческим свойством — деликатностью.
Такой человек сам принимает все близко
к сердцу, но и другого человека не обидит
неосторожным или неловким словом.
Меланхоликам свойственны «вокальная»
и «экспрессивная» сдержанность - тихий
голос, немногословность, замкнутость
и скрытность в отношениях; скованность
и скудость жестов и мимики; застенчивость,
нерешительность, постоянные сомнения;
в контактах — высокая избирательность
и осторожность.
Такой человек плохо приспосабливается
к новой обстановке; переехав в новый дом,
он и через год не знает, кто живет на его
лестничной площадке; любит неизменный
порядок в обстановке и быту, плохо переносит
перемены, срывы намеченного. Для меланхолика
характерны раздражительная слабость
в трудных ситуациях или при эмоциональном
перевозбуждении, впечатлительность,
зависимость от настроения, тревожность;
он часто переоценивает неприятности
и беды. В то же время нет лучшего работника
в занятиях, требующих высокой сосредоточенности,
филигранности исполнения. Такие люди
склонны к самоанализу и самообвинению,
если что-то срывается или идет не по намеченному
плану.
Итак, в ситуации общения представители
тех или иных типов темперамента проявляют
различные свойства: холерик — общительный,
экспансивный, вспыльчивый, агрессивный;
сангвиник — общительный, легкий, гибкий;
флегматик — пассивный, миролюбивый, надежный,
неэмоциональный; меланхолик — раздражительный,
ранимый, замкнутый, тревожный.
Типы темперамента также по-разному проявляются
в ситуации принятия решения — служебного
или личного. Для холерика характерны
поспешные решения, для сангвиника — гибкие,
для флегматика — обоснованные, для меланхолика
— ригидные (он не меняет своих решений
при изменении ситуации; кроме того, у
него не бывает окончательных решений
— они постоянно пересматриваются, обсуждаются).
В ситуации конфликта холерик зачастую
идет на обострение, обвиняет обычно не
себя, а других, чаще прибегает к методу
«взрыва» (по терминологии А. С. Макаренко),
то есть стремится обострить противоречия,
выявить их и по возможности ликвидировать.
Для сангвиника в ситуации конфликта характерны
гибкость, достаточная уступчивость, поиск
общих позиций и согласия. Флегматику
свойственно стремление отсрочить решение,
всесторонне обсудить ситуацию; в коллективе
такой человек предпочитает приемы коллективной
психотерапии или же путь саморегуляции.
Для меланхолика конфликтная ситуация
очень значима и трудна; чаще наблюдается
уход от решения, стремление к компромиссу,
пассивность, переложение ответственности
на других.
Безусловно, значительные коррективы
в особенности поведения в конфликтной
ситуации вносят воспитание и самовоспитание,
а также характер человека.
^ Экстраверсия —
интроверсия. Интенсивность общения, потребность
в нем, некоторые внешние особенности
стиля общения зависят от того, экстравертом
или интровертом является данный человек.
Эти два типа людей различаются ориентацией
либо на внешние впечатления и деятельность,
либо на внутреннюю жизнь и самоанализ.
Холерики и сангвиники, как правило, экстраверты,
меланхолики и флегматики — интроверты.
По психологической литературе можно
составить обобщенный портрет экстраверта.
Это, как правило, импульсивный человек,
который легко уступает, но иногда бывает
необоснованно упрям и задирист. Он всегда
находится в движении; игривый, поверхностный,
тщеславный, несдержанный, экспансивный,
имеет тенденцию преувеличивать. Такой
человек весьма склонен к публичным выступлениям,
рассказыванию анекдотов и историй, обильному
смеху; легко заводит друзей и товарищей,
плохо переносит одиночество.
Интроверт — спокойный, настойчивый, степенный,
сдержанный, замкнутый, надежный; подвержен
интроспективным размышлениям, мало смеется,
имеет депрессивные тенденции, не склонен
к телесным наслаждениям. Ему никогда
не бывает скучно с самим собой, он плохо
переносит шумные компании, тяготеет к
уединению.
Стили общения в совместной деятельности.
Стиль общения в совместной деятельности
является выражением в профессиональном
преломлении, с учетом профессиональных
навыков и умений, индивидуального стиля
деятельности данного человека.