Стили педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в условиях социально-экономических и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности.
Более востребованной становится личность активная, творческая, спо-собная принимать грамотные решения и реализовывать их в своей деятельности. Такую личность может воспитать только педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Понятие стиля педагогической деятельности………………………. 4
2. Стили педагогической деятельности…………………………………. 6
2.1. Подходы к определению стилей педагогической деятельно-сти………………………………………………………………................
6
2.2. Современная классификация стилей педагогической
деятельности……………………………………………………………..
11
Выводы…………………………………………………………………….. 14
Список используемой литературы ………………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Стили пед.деятельности контрольная.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………

3

1. Понятие стиля педагогической деятельности……………………….

4

2. Стили педагогической деятельности………………………………….

6

2.1. Подходы к определению стилей педагогической деятельности………………………………………………………………................

 

6

2.2. Современная классификация стилей педагогической  
деятельности……………………………………………………………..

 

11

Выводы……………………………………………………………………..

14

Список используемой литературы ……………………………………….

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в условиях социально-экономических  и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности.

Более востребованной становится личность активная, творческая, способная принимать грамотные решения и реализовывать их в своей деятельности. Такую личность может воспитать только педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.

В связи  с этим становятся актуальными вопросы  формирования у педагога наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности, обеспечивающих высокую ее результативность, что подразумевает под собой становление его индивидуального стиля. Верно найденный стиль, обусловливающий выраженность индивидуальности педагога, способствует демократичности, эффективности педагогического воздействия на учащихся, продуктивному общению участников данного процесса, максимальному раскрытию индивидуального потенциала каждого обучаемого.

Целью данной работы является краткая характеристика основных стилей педагогической деятельности на основе анализа учебной и научной  литературе по психологии и педагогике в высшей школе. Особое внимание мы уделим таким аспектам стиля педагогической деятельности как стиль общения и установки преподавателя.

 

 

 

 

 

  1. Понятие стиля педагогической деятельности

 

Педагогическая  деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности — это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов. Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта — преподавателя.

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие  по меньшей мере трех факторов:

а) индивидуально-психологических  особенностей субъекта этой деятельности — преподавателя, включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;

б) особенностей самой деятельности;

в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъективно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:

 а)  с характером взаимодействия;

б) с характером организации деятельности;

в) предметно-профессиональной компетентностью учителя;

г) характером общения.

 Согласно  В.А. КанКалику, под стилем общения понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

 Индивидуальный  стиль педагогической деятельности  проявляется: 

1. в темпераменте (время и скорость реакции,  индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

2. характере  реакций на те или иные педагогические  ситуации;

3. выборе  методов обучения;

4. подборе  средств воспитания,

5. стиле  педагогического общения; 

6. реагировании  на действия, на поступки студентов; 

7. манере  поведения; 

8. предпочтении  тех или иных видов поощрений  и наказаний; 

9. применении  средств психолого-педагогического  воздействия на студентов.

С.И. Архангельский  рассматривает три группы характеристик  индивидуального стиля педагогической деятельности

- 1) содержательные,

2) динамические  и 

3) результативные  характеристики 

Среди важнейших  содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

1. преимущественная  ориентация преподавателя: на  процесс обучения, процесс и результаты  обучения, только на результаты  обучения;

2. адекватность-неадекватность  планирования учебно-воспитательного  процесса;

3. оперативность-консервативность  в использовании средств и  способов педагогической деятельности;

4. рефлексивность-интуитивность. 

 

 

 

 

2. Стили педагогической деятельности

    1. Подходы к определению стилей педагогической деятельности

 

В разное время в отечественной науке  рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога.

Современная педагогическая практика, ориентированная  на компетентностный подход, предъявляет все новые требования к подготовке и деятельности педагога. В этой связи поиск возможностей управления процессом формирования и развития индивидуального стиля педагога обусловлен надеждой на успешное профессиональное становление, самореализацию и самоактуализацию личности педагога.

Стиль, как педагогический феномен, изучался на разной методологической основе. Прежде всего, большое влияние на изучение стиля педагога оказали традиции психологической науки. В этой связи педагогические изыскания в области стиля осуществлялись, как правило, в контексте результативности, эффективности педагогической деятельности, сопряженной с личностными свойствами.

Значительный  интерес представляют работы А.К. Марковой, А.Я. Никоновой, Н.А. Аминова, которые изучают индивидуальный стиль педагогической деятельности в контексте личностных свойств, психологических особенностей и психологических задатков. Общей характеристикой данного направления является личностный или личностно-деятельностный аспект в рассмотрении индивидуального стиля с опорой на соответствующие психологические теории и концепции.

Кроме того, направления стилевых исследований определялись долгое время доминирующей в отечественной научной школе  деятельностной парадигмой. Иными словами, рассматривались аспекты наилучшего уравновешивания индивидуального (личностного) стиля педагога с требованиями той деятельности, в которой проявляется и развивается его стиль.

Так, например, В.И. Загвязинский, В.А. КанКалик, И.А.Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А.Сластенин под педагогическим стилем понимают проявление в деятельности личностных качеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий почерк, предпочитаемые каналы самореализации и педагогического влияния на учащихся.

В традициях  отечественной психологии А.К. Маркова и А.Я. Никонова в своем исследовании опираются на деятельностный подход. На его основе выделены четыре типа стилей педагогической деятельности современного учителя.

  1. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Для педагогов с данным стилем деятельности характерно недостаточное планирование учебно-воспитательного процесса, но высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения, в том числе инновационных. Такие педагоги часто практикуют коллективные обсуждения, стимулируют спонтанные высказывания учащихся.
  2. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для педагога с ЭМС характерны развернутое планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлективностью. Педагог с ЭМС стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
  3. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для педагога с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, развернутое 
    планирование учебно-воспитательного процесса. Педагог с данным стилем деятельности проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС) проявляется в консервативности в использовании средств, способов педагогической деятельности, высокой методичности. Педагог с РМС работает с небольшим количеством учеников и для него характерна в целом рефлексивность.

Интересное  представление педагогического  стиля мы находим в работах Н.А.Аминова. Его подход заключается в том, что педагогический стиль автор рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. Под педагогическим стилем он понимает проявляющуюся в деятельности педагога внутреннюю установку на один их двух типов взаимодействия – партнерство или результативность.

Соответственно  этим двум установкам выделяются и  описываются два основных стиля  педагогической деятельности: стиль, ориентированный  на развитие школьников, и стиль, ориентированный  на достижение школьниками высоких результатов в развитии.

Направленность  личности как системообразующая  в структуре индивидуального стиля, по мнению автора, позволяет осуществлять диагностику индивидуальных стилевых проявлений конкретного педагога. Ярко выраженный педагогический стиль является показателем и детерминантой педагогического мастерства, поскольку «свидетельствует о том, что педагог, проявивший себя как ориентированный на «развитие» или на «результативность», смог выработать свою собственную систему педагогических средств и способов воздействия на учащихся, дающую высокие результаты в процессе их обучения и воспитания».

Другое  направление в исследовании стилевой проблематики определилось в результате структурного анализа образовательного процесса.

Так, традиционно  в структуре образовательного процесса как один из компонентов выделяется коммуникативный, который, по словам В.П.Симонова, характеризуется прежде всего стилем общения всех субъектов данного процесса (учащихся, учителей, руководителей). Именно стиль общения субъектов образования автор определяет как стиль педагогического взаимодействия.

Важным  в данном подходе является то, что  В.П.Симонов рассматривает стиль общения не отдельно взятой личности, а стиль взаимодействия субъектов образования, то есть определяет и характеризует стиль межсубъектного взаимодействия, что, несомненно, является педагогическим подходом. Вместе с тем автор, как уже было отмечено, опирается на социальнопсихологическую теорию руководства.

Он выделяет три стиля взаимодействия:

  • автократический (директивный),
  • демократический (коллегиальный),
  • либеральный (непоследовательный, попустительский).

В определении  стиля А.В. Торохова отталкивается от принадлежности и проявления стиля в сфере взаимодействия педагога и учащихся в конкретной образовательной среде. Особенность ее подхода заключается в предложении рассматривать и изучать стиль педагога через носителей стиля – учащихся и использовать в этих целях ретроспективный анализ. А.В. Торохова выделяет на основании анализа сочинений следующие стили педагогической деятельности: коммуникатор, просветитель-интеллигент, организатор-воспитатель, предметник-тренер, учитель-фасилитатор и другие. Автор также доказывает, что необходимым компонентом в стиле педагогической деятельности является совместимость стиля педагога и стиля учебной деятельности учащихся.

Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. выделяют четыре стиля педагогической деятельности: либеральный, демократический, авторитарный и автократический. Последний они называют его самовластным стилем педагогической деятельности. В отличие от авторитарного стиля, при котором решения в итоге принимаются совместно с учащимися, руководитель – автократ действует исключительно по собственным убеждениям.

По данным Мухиной В.С. наиболее часто учителя пользуются авторитарным или демократическим стилем. Мухина В.С наблюдала работу учителей с разными стилями педагогической деятельности и изучали виды наказания детей за дисциплинарные нарушения. Оказалось, что учителя с авторитарным стилем делают больше замечаний, записей в дневнике, чаще ставят ребенка у парты, у доски, в угол; чаще говорят обидные слова в адрес ребенка и т.д.

Информация о работе Стили педагогической деятельности