Стили педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в условиях социально-экономических и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности.
Более востребованной становится личность активная, творческая, спо-собная принимать грамотные решения и реализовывать их в своей деятельности. Такую личность может воспитать только педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Понятие стиля педагогической деятельности………………………. 4
2. Стили педагогической деятельности…………………………………. 6
2.1. Подходы к определению стилей педагогической деятельно-сти………………………………………………………………................
6
2.2. Современная классификация стилей педагогической
деятельности……………………………………………………………..
11
Выводы…………………………………………………………………….. 14
Список используемой литературы ………………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Стили пед.деятельности контрольная.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

Учителя с демократическим стилем деятельности никогда не оказывают на детей физического воздействия, они предпочитают делать устные замечания, строго глядя на ребенка, но, самое главное, они работают с классом, организуя его учебную деятельность, формируя познавательный интерес.

Стиль педагогической деятельности, как показывают исследования А.А. Бодалева и Л.И. Криволапа, оказывает влияние на характер межличностных отношений в классе.

А.А. Бодалев отмечает, что состояние спокойного удовлетворения и радости чаще возникает у учащихся тех классов, во главе которых стоит педагог, придерживающийся демократических принципов. Когда же педагог – личность авторитарного склада, у школьников нередко появляется состояние подавленности; а переживание гнева и злости чаще отмечается тогда, когда педагог непоследователен, то есть придерживается либерального стиля деятельности. Особенно тяжёлое и гнетущее влияние авторитарный стиль деятельности оказывает на тех ребят, которые чаще всего оказываются в категориях «не принятых» и «изолированных», и особенно на отстающих в учёбе школьников.

Различные стили педагогической деятельности преподавателя по разному влияют на учеников, на их самооценку, адаптивность, мотивации, успешность учебной деятельности и т.д. Следовательно, стиль деятельности каждого педагога должен максимально способствовать развитию учеников.

 

    1. Современная классификация стилей педагогической  
      деятельности

 

В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Авторитарный  стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и каждого ученика в отдельности. Для учителя с авторитарным стилем характерно эмоциональная холодность и твердая воля. Учителя с этим стилем деятельности главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Авторитарные  педагоги требуют от детей беспрекословного подчинения и не считают, что должны им объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют учебную деятельность, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети у таких педагогов обычно замыкаются, и их взаимодействие нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети приспосабливаются к такому стилю педагогической деятельности и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократический стиль. Демократический стиль деятельности говорит о высоком профессионализме учителя, его позитивных нравственных качествах, любви к детям и является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Учитель демократического стиля характеризуется доброжелательностью, терпимостью по отношению к ученикам. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения, у них на уроках школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности.

Демократичные педагоги ценят в поведении детей  самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют им право  быть самостоятельным в каких-то областях учебной деятельности, не ущемляя прав, одновременно требуя выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает учеников и они часто прислушиваются к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое.

Либерально-попустительский  стиль педагогической деятельности характеризуется непрофессионализмом, недисциплинированностью. Педагоги характеризуются нерешительностью, колебаниями, их самооценка чаще заниженная, а локус контроля – экстернальный, поэтому учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам и коллегам. Ученикам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А ученики, как бы они не бунтовали, нуждаются в педагогах как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться

Каждый  из вышеописанных стилей педагогической деятельности определяет характер взаимодействия с учениками: от подчинения – к партнерству – к отсутствию направленного воздействия. Следует отметить, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения.

Более детализированная дифференциация стилей предложена В.А. Кан-Каликом:

1) общение на основе увлеченности  преподавателя совместной с учащимися творческой деятельностью;

2) общение на основе дружеского  расположения;

3) общение-дистанция, являющаяся  выражением авторитарного стиля; 

4) общение-устрашение;

5) общение-заигрывание.

М.И. Станкин в курсе лекций по психологии общения, перефразируя Н. Паркинсона, делит часть преподавателей на три группы в зависимости от манеры беседовать с учащимися:

1. «попугаисты»  многократно повторяют одно и  то же, по поводу и без повода  читают длинные нотации, которые  в результате дают «эффект  бумеранга» (в психологии – эффект негативного внушения, когда учащиеся привыкают не слушать старшего и действуют ему наперекор);

2. «запугаисты»  любой вопрос решают еще до  начала разговора и считают, что он обсуждению не подлежит. Они не терпят возражений, не уважают собеседников, в результате чего их перестают уважать;

3. «опутаисты»  опутывают слушателей тенетами  учености, ошеломляют фактами, цифрами и нескончаемыми цитатами, задают вопросы собеседнику, но ни на один из них не дают ответить.

Знакомство  с данной классификацией неопытных  или не склонных к педагогической деятельности преподавателей полезно  для начинающих педагогов с целью исключения ошибок в общении на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип А.К. Маркова отмечает четыре наиболее характерных стиля деятельности учителя: эмоционально-импровизационный; эмоционально-методический; рассуждающе-импровизационный; рассуждающе-методический. А.К. Маркова и А.Я. Никонова выделяют три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики. Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности. Стиль педагогической деятельности тесно связан со стилем общения. Стиль общения – это совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации общения. Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения является тип установки педагога.

При выборе приемов обучения преподавателю  следует стремиться к сотрудничеству с учащимися, учитывая их потребности, ожидания и представления об учебном процессе и его результатах, только тогда можно добиться наибольшего успеха.

Задача  каждого преподавателя состоит  в умении моделировать и приспосабливать свой стиль преподавательской деятельности в зависимости от изменяющихся целей и задач учащихся и выбирать на каждом этапе обучения соответствующую роль из данного репертуара (от контролера и лидера на ранних стадиях до наблюдателя и советчика на конечных стадиях учебного процесса).

В современных  условиях система обучения не может  быть статична, она должна быть подвержена постоянным изменениям и модификациям. От умения преподавателя на каждом этапе обучения оценить адекватность избранных им приемов и средств задачам и ожиданиям студентов и внести соответствующие коррективы в учебный процесс зависит эффективность обучения.

Помимо  эффективности обучения, стиль педагогической деятельности также определяет общую  атмосферу в коллективе, создает  определенный психоэмоциональный настрой, который играет немаловажную роль в  психологической адаптации школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Аминов Н.А. Диагностика  педагогических способностей. – М-Воронеж, 1997. – С.38.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. - М., 1988. - 463 с.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987
  4. Кузьмина Н.В. Профессионализм в деятельности преподавателя. - М., 1989.-289 с.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  7. Митина  Л.М. Психологические аспекты труда учителя. - Тула, 1991. -178 с.
  8. Станкин М.И. Психология общения. (Курс лекций). / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. инст., – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000.
  9. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов н/Д., 1996. -509с.
  10. Станкин М.И. Психология общения. (Курс лекций). / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. инст., – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000.
  11. Станкин М.И. Психология общения. (Курс лекций). / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. инст., – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000.

 


Информация о работе Стили педагогической деятельности