Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:50, реферат
Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Введение
1 Семья - особая социальная группа и культурная общность,
сфера самоактуализации личности
2 История стилей семейного воспитания в соответствии со временем
3 Стили современного семейного воспитания:
авторитарный, либеральный, демократический
4 Типы отношений между взрослыми и детьми в семьях
5 Классификации неблагоприятных для ребенка
стилей семейного воспитания
Заключение
Литература
По данным исследования
Д.В.Берко, воспитательные стили родителей оказывают
Так, на уровне
черт установлена значимая
Роль отца оказывается решающей в принятии девушками ценностей самоактуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на эффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний).
Девушки, негативно
В таблице 1 приведены данные
о сравнительной характеристике стилей
семейного воспитания.
Таблица 1– Сравнительная характеристика стилей воспитания
|
Положительное |
Отрицательное |
Авторитарный – жесткий стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых решений |
Внимание к контролю; Оперативное принятие решения в экстренной ситуации; Планирование; Выполнение всех дел в соответствии со сроками. |
Формальность отношений; Большая социальная дистанция; Решения не обсуждаются. |
Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно. |
Удовлетворенность своей деятельностью и Благоприятный психологический климат; Обмен информацией и адекватное принятие решений. |
Контроль; Медленное принятие решений; Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку. |
Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием ребенка |
Ориентация членов семьи на самостоятельность |
Отсутствие контроля и руководства. |
4 ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.
1) Семьи, уважающие
детей. Детей в таких семьях
любят. Родители знают, чем
они интересуются, что их беспокоит,
уважают их мнение, переживания,
стараются тактично помочь. Это
наиболее благополучные для
2) Отзывчивые семьи.
Отношения между взрослыми и
детьми нормальные, но существует
определенная дистанция,
3) Материально-ориентированные
семьи. Главное внимание в
4) Враждебные семьи.
К детям проявляется
5) Антисоциальные семьи.
Это, скорее, не семьи, а временные пристанища
для детей, которых здесь не ждали, не любят,
не принимают. Родители ведут аморальный
образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся,
угрожают друг другу и детям. Родители
занимают конфликтную позицию, не желая
подавлять свои недостатки. Это проявляется
в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости
к иному мнению. Острые конфликты возникают
из-за эмоциональной глухоты родителей.
Непонимание и неприятие взрослыми переживаний
детей ведет к обоюдному отчуждению. Влияние
таких семей крайне негативное. Дети из
таких семей обычно берутся под опеку
государства.
5 КЛАССИФИКАЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ РЕБЕНКА
СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В настоящее время существуют различные классификации неблагоприятных для ребенка стилей семейного воспитания.
Так, Борис Николаевич Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:
1) Семьи с недостатком
2) Конфликтные семьи, где
3) Нравственно неблагополучные
4) Педагогически некомпетентные
Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность.
Рассмотрим классификацию Г.П. Бочкаревой.
Она выделяет:
1) Семью с неблагоприятной
2) Семью, в которой нет
3) Семью с нездоровой
В основу этой классификации кладется содержание переживаний ребенка.
Вилен Исаакович Гарбузов,
Александр Иванович Захаров и Дмитрий Николаевич
Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные
черты, предрасполагающие к
1) Отвергающее (непринятие). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве;
2) Гиперсоциализирующее.
Возникает на почве тревожной мнительности
родителей в отношении
3) Эгоцентрическое.
Наблюдается в семьях с низким
уровнем ответственности,
Но определенного стиля семейного
воспитания в конкретной семье в чистом
виде не существует. Чаще всего встречаются семьи со
смешанным стилем семейного воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствуют значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2007. – 453 с.
2 Бене Е. Детский тест: «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 2009. - №2. – С. 14 – 41.
3 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 240 с.
4 Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 2005. – 190 с.
5 Минияров В. М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2008. – 256 с.
6 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Омега-Л, 2005. – 360 с.
7 Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2006. – 432 с.