Стили семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Содержание работы

Введение
1 Семья - особая социальная группа и культурная общность,
сфера самоактуализации личности
2 История стилей семейного воспитания в соответствии со временем
3 Стили современного семейного воспитания:
авторитарный, либеральный, демократический
4 Типы отношений между взрослыми и детьми в семьях
5 Классификации неблагоприятных для ребенка
стилей семейного воспитания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Ярославский Государственный технический  университет

 

 

 

 

Реферат по психологии и педагогике:

«Стили семейного воспитания»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы З-32                               Вдовин Н.Ю.

 

 

Проверил:

преподаватель                                         Герасимова Н.О.

 

 

 

 

 

Ярославль,2013 г.

 
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                      

1 Семья  - особая социальная группа и культурная общность,  

 сфера  самоактуализации личности                                                                       

2 История стилей  семейного воспитания в соответствии  со временем                

3 Стили современного  семейного воспитания:  

 авторитарный, либеральный,  демократический                                                   

4 Типы отношений  между взрослыми и детьми в  семьях                                    

5 Классификации  неблагоприятных для ребенка  

 стилей семейного  воспитания                                                                              

Заключение                                                                                                                

Литература                                                                                                                  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  
 

ВВЕДЕНИЕ      

Значение  воспитания детей в семье имеет  огромное значение. Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.      

 Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.     

Если  у детей плохие отношения с  одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.     

Вызывающее  общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.     

Для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.      

Аспект  семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес психологов и педагогов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.     

Изучение  зависимости между практикой  семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей.     

В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.     

Каждый  ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.     

Следовательно, каждому родителю нужно учиться  быт педагогом, учиться управлять  взаимоотношениями с детьми.     

Цель  работы: изучить стили семейного  воспитания, и выявить каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.  
 
 

1 СЕМЬЯ  - ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И  КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ, СФЕРА  САМОАКТУАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ      

В процессе близких взаимоотношений  с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.      

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.      

Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над  своим поведением, за отношение к  другим людям, внимание к организации  семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных  условиях, способствующих их всестороннему  и гармоничному развитию.     

Большую роль играют в семье взаимоотношения  между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов.      

В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец - сын, бабушка - внучка и т.д.     

Дети, лишенные возможности непосредственно  и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.    

Благодаря своим особенностям семья как  малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.     

Одной из главнейших функций семьи заключается  в создании условий для развития личности всех своих членов.     

Отклонения  в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности, а значит, в таких семьях неправильно выбраны стили воспитания.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

2 ИСТОРИЯ  СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО ВРЕМЕНЕМ        

 Эволюция взаимоотношений  между родителями и детьми  составляет независимый источник  исторических изменений. В соответствии  с этой эволюцией вся история  детства разделена на шесть  периодов, каждому из которых  соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между  родителями и детьми.    

1) Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) – характеризуется массовым детоубийством (инфантицид) – убийство новорожденных младенцев, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи;     

2) Бросающий стиль  (IV – XIII вв.) как только признается  наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенка под различными предлогами пытаются сбить с рук. Его отдают кормилице, пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью. Символом стиля служит Грезельда, оставившая своих детей на произвол судьбы ради доказательства любви к своему мужу;     

3) Амбивалентный  стиль (XIII – XVII вв.) определятся  тем, что ребенку уже дозволенно  войти в эмоциональную жизнь  родителей и его начинают окружать  вниманием, хотя ему еще отказывают  в самостоятельном духовном существовании.  Распространенный педагогический  образ этой эпохи - «лепка»  характера, как если бы ребенок  был сделан из мягкого воска  или глины. Если же он сопротивлялся,  его беспощадно били, «выколачивали»  своеволие, как злое начало;     

4) Навязчивый стиль  (XVIII вв.) ребенка уже не считают  опасным существом или простым  объектом физического ухода. Родители  становятся ему значительно ближе.  Но это сопровождается навязчивым  стремлением постоянно контролировать  не только поведение, но и  внутренний мир, мысли, волю  и чувства ребенка. Такое положение  значительно усиливает конфликты  отцов и детей;     

5) Социализирующий  стиль (XIX – середина XX вв.) делает целью воспитания не только завоевания и подчинения ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации;     

6) Свободный стиль  (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что для него лучше на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не только дисциплинировать и «формировать» детей, но и помогать индивидуализации ребенка. Отсюда стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопонимание.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   
 

3 СТИЛИ  СОВРЕМЕННОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: АВТОРИТАРНЫЙ, ЛИБЕРАЛЬНЫЙ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ       

В современной педагогике существует множество классификаций стилей семейного воспитания. Рассмотрим следующую классификацию:     

1) Авторитарный  стиль. Авторитарные родители  в воспитании придерживаются  традиционного канона: авторитет,  власть родителей, безоговорочное  послушание детей. Как правило,  при этом наблюдается низкий  уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты  и требования отличаются ригидностью  и жестокостью. Формируется зависимость,  неспособность к лидерству, отсутствие  инициативы, пассивность, низкая  степень социальной и коммуникативной  компетентности, низкий уровень  социальной ответственности с  моральной ориентацией на внешний  авторитет и власть. Мальчики  нередко демонстрируют агрессивность  и низкий уровень волевой и  произвольной регуляции;     

2) Либеральный стиль.  Либеральные родители намеренно  ставят себя на одну ступень  с детьми. Ребенку предоставляется  полная свобода: он должен ко  всему прийти самостоятельно, на  основании собственного опыта.  Никаких правил, запретов, регламентаций  поведения нет. Реальная помощь  и поддержка со стороны родителей  отсутствует. Уровень ожиданий  в отношении достижений ребенка  в семье не декларируется. Формируется  инфантильность, высокая тревожность,  отсутствие независимости, страх  реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности,  либо импульсивность.     

3) Демократический  стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и  требования, прислушиваются к мнению  детей, уважают их позицию,  развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают  родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.      

Информация о работе Стили семейного воспитания