Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:45, научная работа
В настоящей работе предпринимается попытка обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России. Раскрывается роль образования в конструировании таких эффектов общественного развития как социальная консолидация общества, гражданская идентичность представителей различных социальных групп и национальных культур населения страны, социальное доверие, успешная социализация подрастающих поколений, социальная стратификация населения России.
В случае успешного решения задачи
преодоления кризиса
Последний из обозначенных эффектов напрямую затрагивает кризис идентичности в нашей стране. Поэтому более детально остановимся на анализе именно этого социального эффекта образования.
В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения социальной и психологической гармонизации различных слоев общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Решение этих социальных задач требует реализации государственной политики, направленной на воплощение принципов веротерпимости, толерантности, миролюбия, гражданского патриотизма и светскости образования в системе образования, а, тем самым, превращения образования в институт накопления социального доверия и согласия в России.
Для проектирования образования как
социального института, обеспечивающего
формирование толерантности и профилактику
экстремизма, необходимо учитывать
следующие предпосылки
Результаты социологического мониторинга показывают, что в проявлениях нетерпимости фактически конкурируют между собой средства массовой информации и сфера семейной жизни. Необходимо отметить, что по данным социологических опросов сфера образования оценивается как сфера наименьшего проявления нетерпимости . Тем самым можно заключить, что ожидания общества по отношению к образованию, как институту социализации, способному компенсировать дефекты социализации в семье, СМИ и «на улице», имеют реальную основу.
Наряду с этими данными
Наиболее явно указанные выше моменты проявляются в жизни социальных групп, находящихся в фокусе повышенного общественного внимания (подростки, мигранты, национальные меньшинства). Так, в процессе мониторинга толерантности в подростковой субкультуре (2003 г.) подростки, отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, на первое место поставили агрессивный национализм (18.6%), затем расизм (17.1%), дискриминацию (16.4%), насилие (14.7), нетерпимость (14.4%), терроризм (13.4%). Только около 2% подростков считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к вышеупомянутым меньшинствам.
Показательно высок и процент тех школьников, которым безразлична эта проблема (28.2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков относятся с безразличием к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам.
Следует особо подчеркнуть, что равнодушное отношение значительной части подростков к социально опасным проявлениям жестокости и экстремизма, как к социальной норме является убедительным доказательством необходимости активизации государственной политики использования возможностей образования как института формирования гражданской идентичности, социального согласия и толерантности в российском обществе.
Приведенные данные свидетельствуют,
что образование может
В целом же в контексте разработки
стратегии социокультурной
Проведенный выше анализ позволяет наметить основные задачи стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых, на наш взгляд, будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны.
Первая задача социокультурной модернизации образования состоит в разработке проектов, раскрывающих сущность образования как ведущей социальной деятельности общества и реализации этих проектов в государственных программах различного уровня. Фокусом этих целевых программ является образовательное пространство как социальная сеть, включающая образование наряду с другими институтами социализации /семья, СМИ, религия, социально-экономические институты/ и определяющая социальные эффекты взаимодействия образования с этими институтами в жизни личности, общества и государства. Приходится констатировать, что в настоящее время, несмотря на наметившийся в государственной политике вектор движения к обществу, основанному на знаниях, в массовом сознании связь образования с социальными эффектами общественного развития и менталитетом населения России представлена весьма слабо. Отсюда следует, что общественное понимание стратегии социокультурной модернизации образования, и путей ее реализации могут стать одним из факторов, мотивирующих смену социальных установок населения по отношению к образованию.
Вторая задача социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки укрепления общества как «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России. Без решения этой задачи кризис идентичности, наблюдающийся в различных регионах и национальных республиках, будет нарастать, порождая политические и социальные риски на пути развития страны.
С решением задачи формирования гражданской идентичности непосредственно связана третья задача социокультурной модернизации образования – задача проектирования программ, в первую очередь, программ дошкольного и школьного образования, обеспечивающих формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональном российском обществе.
Четвертая задача социокультурной модернизации образования – это задача компенсации потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации. Речь идет о путях поиска социального партнерства с институтами СМИ, религии и семьи в целях успешной социализации детей, подростков и молодежи и использование социальных сетей между этими институтами для уменьшения риска социальных конфликтов и напряженности в обществе.
Пятая задача социокультурной модернизации образования – это повышение мобильности, качества и доступности образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе, достижения профессионального и личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны. Решение этой задачи, прямо связанной со стратообразующей функцией образования, также позволит ослабить риски социальной сегрегации, в значительной степени являющейся следствием низкой социальной мобильности и доступности качественного образования населению страны.
Шестая задача социокультурной модернизации образования – развитие «компетентности к обновлению компетенций» как ценностной целевой установке при проектировании образовательных программ разного уровня, позволяющей в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений представителям подрастающих поколений справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами.
И, наконец, седьмая задача социокультурной модернизации образования – разработка стандартов общего образования как конвенциональных социальных норм, обеспечивающих баланс интересов семьи, общества, государства и школы по отношению к достижению качественного образования, и позволяющих осуществить жизненные притязания молодежи.
Таковы в самом общем виде первоочередные задачи социокультурной модернизации образования. Для того чтобы стратегия социокультурной модернизации выполнила функцию гипотезы, порождающей установку сознания, необходимо, чтобы была произведена, как отмечал Мишель Фуко, критическая работа, которая «…ещё подразумевает веру в Просвещение и …всегда взывает к необходимости работы над нашими практиками, т.е. терпеливого труда, оформляющего нетерпение свободы».
[1] Бергер П., Лукман Т. Социальное
конструирование реальности. Трактат
по социологии знания. - М.: "Медиум"
[2] Джерджен К. Социальный конструкционизм:
знание и практика. Минск, БГУ, 2003, - 229 с.
[3] Асмолов А.Г. Культурно-историческая
психология и конструирование миров. Москва-Воронеж,
1996, - 768 с.
[4] Асмолов А.Г. Психология личности:
культурно-историческое понимание развития
человека. М.: Смысл, 2007, - 528 с.
[5] Гефтер М.А. Там, где сознанию
узко и больно… М., КДУ, 2004, -160 с.
[6] Роль образования в консолидации
и развитии России. Итоговый отчет НФПК
№ ERP/F1.1.2.3-C/78/EAC/093-06. 2006
[7] Асмолов А.Г., Дмитриев М.И.,
Клячко Т.Л., Кузьминов Я.И., Тихонов А.Н.
Концепция организационно-экономической
реформы системы образования России. Поиск
№ 38, 1997
[8] Щедровицкий П.Г. Очерки по
философии образования, Москва, 1993
[9] Громыко Ю.В. Проектирование
и программирование развития образования,
Москва, 1996
[10] Гражданские, этнические
и религиозные идентичности в современной
России / Отв. ред. B.C. Магун. - М.: Издательство
Института социологии РАН, 2006.- 327 с.
Российская идентичность. Аналитичкский
доклад Института социологии РАН. М., 2007.
- 140 с.
[11] Дарендорф Р. Современный
социальный конфликт. Очерк политики свободы.
М.: 2002
[12] Отцы и дети: поколенческий
анализ современной России/Сост. Ю.Левада,
Т.Шанин/. М.: Новое литературное обозрение,
2005. - 328 с.
[13] Гудков Л. Негативная идентичность,
Москва, 2004
[14] Стандарт общего образования:
на пути к общественному договору. М.: Просвещение,
2006. - 39 с.
Стандарт общего образования:
концепция государственного стандарта
общего образования/под общей редакцией
А.М.Кодакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение,
2006. – 31 с.
[15] Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,
Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина
Н.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная
парадигма проектирования стандартов
школьногообразования //Вопросы психологии
№4, 2007. С.16-23
[16] Я.И. Кузьминов Образование
в России. Что мы можем сделать?//Вопросы
образования №1, 2004. С.5-30
[17] Стратегия развития вариативного
образования: мифы и реальность//Асмолов
А.Г. Культурно-историческая психология
и конструирование миров, Москва-Воронеж,
1996. С.600-611
Избранные произведения. М.:
Прогресс, 1990. С.705-706
[19] Солдатова Г.У., Филилеева
Е.В. Толерантность, социальное доверие
и ксенофобия: определяющие факторы и
группы риска. Тетради Международного
университета в Москве № 6, 2006. С.154-176
[20] Проблемы толерантности в
подростковой субкультуре. Труды по социологии
образования под редакцией В.С.Собкина.
Том VIII. Выпуск XIII. М.: Центр социологии
образования РАО, 2003. - 391 с.
[21] Фуко Мишель Интеллектуалы
и власть. Избранные политические статьи.
М.: Праксис. 2002, С.358