Стрессоустойчивость
педагогов в профессиональной деятельности
Профессия
педагога является на сегодняшний день
одной из стрессогенных. Возникновение
стресса у педагогов связано с высоким
эмоциональным напряжением, социальным
напряжением (выстраивание индивидуальной
модели общения с воспитанником и коллегами,
координация общения в коллективе), а также
информационными перегрузками в процессе
профессиональной деятельности. Можно
говорить о возникновении профессионального
стресса в деятельности педагогов – состояния
напряжения, возникшего в результате действия
неблагоприятных факторов профессиональной
деятельности и ведущего к снижению эффективности
выполняемой деятельности, а также деформации
личности и характерологических качеств
индивида.
Данное
состояние напряжения создает барьеры
в профессиональной деятельности педагога;
последствия блокируют его коммуникативную
активность (нарушают взаимодействие
с воспитанником и педагогическим коллективом),
влияют на физическое и психическое здоровье
и в целом на адаптацию (стрессоустойчивость)
педагога. Таким образом, проблема стрессоустойчивости
выступает как проблема обеспечения сохранения
и повышения продуктивности труда педагога в условиях
резкого возрастания нагрузок.
Проблема
профессионального стресса в
деятельности остро стоит и у
педагогов дошкольного образования,
где к общим факторам стресса, характерным
для деятельности профессионала можно
относить и дополнительные стрессфакторы:
ранний возраст воспитанников, особенности
организации общения, особенности организации
деятельности и т. д. Следует также говорить
о проблеме стрессоустойчивости педагогов
дошкольного образования с целью повышения
качественной стороны деятельности педагогов.
Дадим
определение понятию «стрессоустойчивость».
М. И. Дьяченко,
В.
А. Пономаренко, П. Б. Зильберман отождествляют
стрессоустойчивость с эмоциональной
устойчивостью [2; 25].
В.
А. Бодров считает, что стрессоустойчивость
– это «интегративное свойство человека,
которое характеризуется необходимой
степенью адаптации индивида к воздействию
экстремальных факторов среды и профессиональной
деятельности; детерминируется уровнем
активации ресурсов организма и психики
индивида и проявляется в показателях
его функционального состояния и работоспособности»
[2; 26]. Следовательно, по мнению В. А. Бодрова,
стрессоустойчивость и эмоциональная
устойчивость не тождественны.
Л.
М. Митина считает, что эмоциональная устойчивость
– это «свойство психики, благодаря которому
педагог способен успешно осуществлять
необходимую деятельность в сложных эмоциональных
условиях» [21; 48].
Итак,
анализируя взгляды В. А. Бодрова и Л.
М. Митиной, можно определять стрессоустойчивость
в педагогической деятельности как интегративное
свойство человека, компонентом которого
является эмоциональная устойчивость,
т. к. деятельность педагога связана со
сложными эмоциональными условиями.
Рассмотрим
особенности педагога-воспитателя,
обуславливающие механизмы регуляции
и специфику проявления стрессоустойчивости:
- мотивация и намерения;
- функциональные и оперативные ресурсы;
- личностные черты и когнитивные возможности;
- эмоционально-волевая реактивность;
- профессиональная подготовленность и работоспособность.
В.
З. Коган и ее коллегами было проведено
психодиагностическое обследование с
целью выявления основных черт личности
педагога (в том числе и дошкольного образования)
и особенностей их психической адаптации
[41; 81]. Определились четыре группы:
- Педагоги с достаточно высоким уровнем психической адаптации. Для них характерны устойчивость к стрессовым воздействиям, рациональный подход к решению проблем, способность не идти на конфликт с окружающими.
- Педагоги, способные противостоять трудностям, нести все тяготы жизни на своих плечах, активно отстаивать свою позицию. При затруднении в решении проблем они полностью погружаются в общественно-полезную деятельность, но такой «уход», являясь защитным механизмом личности, при длительном действии приводит к физическому и психическому перенапряжению и повышает предрасположенность к заболеваниям.
- Педагоги с определенной неустойчивостью личностной сферы и склонностью к неврастеническим реакциям. Для них характерны высокая потребность в самореализации, сочетающаяся с высоким самоконтролем и тенденцией к сдерживанию поведенческих реакций, осторожность и осмотрительность, сочетающиеся с раздражительностью. Основная проблема – сдерживание самореализации, сверхконтроль над эмоциями, повышенные нравственные требования к себе и другим. Такие особенности создают условия для усиления эмоциональной напряженности, что усугубляет дезадаптацию, повышает внутреннюю конфликтность и тревожность.
- Педагоги с ярко выраженным невротическим развитием личности, которое характеризуется психической неустойчивостью, чувствительностью к воздействиям окружающей среды, склонностью к тревожности, боязливости, что обуславливает низкую стрессоустойчивость.
Одним
из главных показателей стрессоустойчивости
является степень эмоциональной напряженности в
профессиональной деятельности, которая
характеризуется следующими признаками
(по Шефферу):
- невозможность сосредоточиться на чем-либо, ухудшение памяти, мысли часто «улетучиваются»;
- слишком частые ошибки в работе;
- очень быстрая речь, повышенная возбудимость;
- потеря чувства юмора;
- слишком часто возникающее чувство усталости, частые «беспричинные» боли (вызванные не физическими проблемами);
- резкое возрастание числа выкуриваемых сигарет, пристрастие к спиртным напиткам;
- постоянное ощущение недоедания или отсутствие аппетита и вкуса к еде;
- невозможность во время закончить работу, работа не доставляет прежней радости.
Рассмотрим
основные причины возникновения эмоциональной
напряженности (по Буту):
- Четкое выполнение профессиональных обязанностей (Вам приходится делать чаще не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в Ваши обязанности);
- Дефицит времени (Вам постоянно не хватает времени и Вы ничего не успеваете, Вас что-то или кто-то подгоняет, Вы постоянно спешите);
- Ощущение постоянного напряжения в общении с окружающими (Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тиски какого-то напряжения);
- Постоянная потребность в сне и отдыхе (Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться, Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали);
- Ощущение неудовлетворенности жизнью и дискомфорт (Вам почти ничего не нравиться; дома, в семье начались постоянные конфликты; появляются все новые и новые долги, появляется комплекс неполноценности: «у других людей все иначе»);
- Отсутствие собеседника (Вам не с кем поговорить о своих проблемах и нет особого желания делиться);
- Отсутствия ощущения уважения (Вы не чувствуете уважения к себе (дома, на работе)) [29; 179].
Возрастание
эмоционального напряжения в деятельности
педагога –воспитателя ведет к снижению
стрессоустойчивости и возникновению
соответствующих последствий:
I.
Когнитивные последствия:
- Концентрированность и объем внимания уменьшаются, сознанию все труднее оставаться сфокусированным, сила наблюдения ослабевает.
- Отвлекаемость увеличивается, нить обдумываемого или проговариваемого часто теряется даже на половине предложения.
- Кратковременная и долговременная память ухудшается, объем памяти уменьшается, воспроизведение и осознание даже знакомых объектов ослабевают.
- Скорость ответов становится непредсказуемой, действительная скорость ответов уменьшается, попытки компенсировать это приводят к торопливым, мгновенным решениям.
- Частота ошибок увеличивается, в результате вышесказанного ошибочность действий в двигательных и когнитивных задачах увеличивается принимаемые решения становятся ненадежными.
- Сила организации и долговременное планирование ослабевают, разум не может точно оценивать существующие условия или прогнозировать отдаленные последствия.
- Иллюзии и нарушения мышления возрастают, оценка реальности делается менее эффективной, мощность объективного критического подхода ослабевает, мышление становится спутанным и иррациональным.
- Эмоциональные последствия.
- Физическое и психологическое напряжение возрастает, уменьшается способность к мышечной релаксации.
- Болезненная мнительность возрастает, воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванным стрессом, ощущение здоровья и хорошее самочувствие исчезают.
- Личностные особенности изменяются: аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными.
- Имеющиеся личностные проблемы усиливаются, присущие человеку тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность возрастают.
- Моральные и эмоциональные ограничения ослабевают, нормы поведенческого и сексуального контроля ослабевают (или, напротив, становятся нереально жесткими), возрастает число эмоциональных взрывов.
- Депрессия и беспомощность появляются, душевные силы слабеют, возникает ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к самому себе.
- Самооценка резко падает, развивается ощущение некомпетентности и неполноценности.
- Общеповеденческие последствия.
- Речевые проблемы возрастают, имеющиеся нарушения, заикание и нерешительность увеличиваются и могут проявиться у людей ранее здоровых.
- Заинтересованность ослабевает, благодаря реальным или вымышленным болезням, а также сфабрикованным оправданиям опоздание или отсутствие на работе становится нормой.
- Злоупотребление лекарствами и наркотиками усиливается, потребление алкоголя, кофеина, никотина, предписанных и не назначенных лекарственных препаратов становится более очевидным.
- Уровень энергетического обеспечения поведения снижается, энергетическое обеспечение падает или может значительно колебаться день ото дня без какой-либо видимой причины.
- Картина сна нарушается, возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования в течение более чем 4 часов подряд.
- Цинизм по отношению к клиентам и коллегам возрастает, развивается тенденция возлагать вину на других.
- Игнорируется новая информация, даже потенциально полезные сведения или новые инициативы отвергаются.
- Переносится на других ответственность, возрастает тенденция пересматривать границы ответственности.
- Проблемы решаются поверхностно: принимается как линия поведения использование временных мер и краткосрочных решений, попытки «копнуть глубже» или изучить проблему оставляются, в некоторых областях происходит «сдача позиций».
- Появляются причудливые поведенческие особенности, возникают странные манеры, непредсказуемость и нехарактерные поведенческие черты.
- Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства: появляются такие фразы, как «покончить со всем этим», «положение не имеет смысла» [31; 171-172].
Наряду
со стрессогенными факторами, общими для
всех людей, в деятельности педагога (в
том числе и педагога дошкольного образования)
присутствует ряд профессиональных стресс-факторов:
- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнера и воздействием на него: у педагогов-воспитателей деятельность сопряжена с постоянным эмоциональным подкреплением общения и особенностями речевой среды;
- повышенная ответственность – постоянная работа в режиме внешнего и внутреннего контроля: у воспитателей доминируют чувства сопереживания. сочувствия, на него возлагается ответственность за воспитание. развитие и обучение воспитанников, за их жизнь и здоровье, а также постоянный самоконтроль и самоотдача в деятельности;
- психологически трудный контингент – воспитатели работают с детьми психологически здоровыми, но имеющими аномалии характера. поведенческие отклонения. а также с детьми с аномалиями нервной системы и с задержками психического развития;
- необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность – педагог-воспитатель находится «на виду» у воспитанников, коллег и родителей и должен быть всегда безупречен в поведении и деятельности и вне работы
- временное непостоянство деятельности связано с наиболее яркой отличительной особенностью преподавательской деятельности (а также с образовательной деятельностью воспитателя) и его действие с годами усиливается. Педагог для реализации образовательных целей своей деятельности должен в определенный день недели, в определенное время быть готовым (то есть внутренне настроенным) к контакту с определенной аудиторией, к раскрытию, объяснению определенной темы.
Итак,
основная психологическая проблема
в профессиональной деятельности педагога
– это периодически возникающее состояние
напряженности, связанное с необходимостью
внутренней перестройки на определенное
поведение, мобилизации всех сил на активные
и целесообразные действия, влияющее на
адаптацию или стрессоустойчивость педагога.
Психологические
исследования показали, что состояние
готовности к деятельности включает
несколько компонентов:
- Интеллектуальный – понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;
- Эмоциональный – уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;
- Мотивационный – интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу;
- Волевой – мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений [29; 182].
В
работе педагога-воспитателя формирование готовности осложняется
тем, что разные ее компоненты могут иметь
противоположные направленности. Так,
интеллектуальность – это и компонент
готовности, как понимание задач и обязанностей,
и основная составляющая самой деятельности
– знание преподаваемого предмета и понимание
его проблем. Эмоциональность – настроенность
на данный момент, и эмоциональность как
коммуникативная культуру. Между этими
двумя компонентами готовности могут
возникать дисгармоничные отношения.
Следовательно, воспитателю приходится
несколько раз в течение дня формировать
у себя состояние готовности, приводя
в гармонию все ее компоненты.
Таким
образом, стрессоустойчивость педагога
– важнейший фактор обеспечения эффективности
и надежности профессиональной деятельности.
Стрессовые состояния помимо угрозы физическому
и психическому здоровью существенным
образом снижают успешность и качество
выполнения работы, увеличивают уровень
психофизиологической цены деятельности,
а также могут иметь целый ряд неприемлемых
социально-экономических и социально-психологических
последствий: снижение удовлетворенности
профессиональной деятельностью, деформация
личностных и характерологических качеств
личности педагога.
В
ходе воздействия стресса на личность педагога и снижения
стрессоустойчивости в результате профессиональной
деятельности можно говорить о формировании
синдрома эмоционального выгорания –
выработанного личностью механизма психологической
защиты в форме полного или частичного
исключения эмоций в ответ на избранные
психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает
поэтапно, в полном соответствии с механизмом
развития стресса. При эмоциональном выгорании
на лицо все три фазы стресса: 1) нервное
(тревожное) напряжение – его создает
хроническая психоэмоциональная атмосфера,
дестабилизирующая обстановка, повышенная
ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, т. е. сопротивление – человек
пытается более или менее успешно оградить
себя от неприятных впечатлений; 3) истощение
- оскудение психических ресурсов, снижение
эмоционального тонуса.
Соответственно
каждому этапу возникают отдельные
признаки, или симптомы, нарастающего
эмоционального выгорания. Фаза нервного
(тревожного) «напряжения» характеризуется следующими
симптомами:
- «переживания психотравмирующих обстоятельств» – осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы;
- «неудовлетворенность собой» – недовольство собой, занимаемой должностью, избранной профессией, конкретными обязанностями;
- «загнанность в клетку» – возникновение чувства безвыходности, состояние эмоционально-интеллектуального затора, тупика;
- «тревога и депрессия» – переживание ситуативной или личностной тревоги, разочарование в себе, в избранной профессии; крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.