В
фазу «резистенции» прослеживаются проявления
симптомов:
- «неадекватного избирательного реагирования» – ограничение эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, общение по принципу «хочу или не хочу»;
- «эмоционально-нравственная дезорганизация» – потребность в самооправдании при избирательном эмоциональном реагировании;
- «расширение сферы экономии эмоций» – пресыщение человеческими контактами и как следствие сокращение общения вне профессиональной области – с родными, приятелями и знакомыми
- «редукция профессиональных обязанностей» – упрощение, облегчение или сокращение обязанностей профессиональной деятельности, которые требуют эмоциональных затрат.
В
фазу «истощения» входят симптомы:
- «эмоциональный дефицит» – отсутствие соучастия и сопереживания в тех ситуациях, которые должны побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу;
- «эмоциональная отстраненность» – почти полное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности;
- «личностная отстраненность, или деперсонализация» – полное или частичное утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия;
- «психосоматические и психовегетативные нарушения» – проявления на уровне психического и физического самочувствия: плохое настроение, бессонница, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Переход
реакций с уровня эмоций на уровень
психосоматики свидетельствует о том,
что эмоциональная защита самостоятельно
уже не справляется с нагрузками, и энергия
эмоций перераспределяется между другими
подсистемами индивида.
Таким
образом, эмоциональное выгорание
является формой профессиональной деформации
личности и отрицательно сказывается
на профессиональной деятельности педагога-воспитателя
и его отношениях с партнерами.
Проведенное
теоретическое исследование по проблеме
стресса позволило сделать следующие
выводы:
- Стресс – это состояние общего психофизического напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий, нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики.
- Развитие стресса обусловлено стадиями: напряжения, резистенции, истощения; и фазами: эмоционально-поведенческая, вегетативная (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности), когнитивная (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе), социально-психологическая (субсиндром изменения общения при стрессе).
- Проблема стрессоустойчивости педагогов выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности профессиональной деятельности в условиях резкого возрастания нагрузок, укрепления психологического здоровья, преодоления критических жизненных ситуаций.
- Стрессоустойчивость – это интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности.
- Профессиональные стресс-факторы в деятельности педагога: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность, психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность.