Стрессы в работе воспитателя и способы их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:36, реферат

Описание работы

Это и обусловило цель нашей работы – исследование проблемы профессионального стресса в деятельности педагога-воспитателя и методов борьбы с его негативными последствиями.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
Изучить понятие стресса в психологии, его виды и последствия;
Выявить проблематику стресса в педагогической деятельности;
Рассмотреть пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие стресса в психологии и педагогике………………………………..5
2.Стрессы в педагогической деятельности и их особенности……………….8
3.Пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей…………………….13
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

4) Самоукина Н.В. Психология  и педагогика профессиональной  деятельности. – М.: ЭКМОС. 2000. - 281 с.

5) Селье Г.  Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. - 125с.

6) Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. – 602 с.

7) Фонтана, Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. – М.: Педагогика – Пресс, 2005. – 352с.

8) Информационные ресурсы и услуги // Первый психологический портал г. Пятигорска:- П.,2012.Режим доступа: http://psy.5igorsk.ru/obrazovanie/profilaktika-stressa.html

9) Информационные  ресурсы и услуги // Современная  педагогика: - М.,2012. Режим доступа: http://www.modernstudy.ru/pdd-1043.html

 

 

Введение

 

В последние несколько  десятилетий изучение стресса стало  одной из наиболее популярных тем в психологической и педагогической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, реакций и приводит к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это вызывает увеличение риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии – «болезней стресса».

На сегодняшний  день отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов.

В современных  социокультурных условиях достаточно часто стресс-факторы вызывают сложные  состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога. Проблема оптимизации взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник» является центральной для педагогики. Большинство концепций воспитания отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время, главным образом, уделяют внимание тому, является ли выбранный педагогом-воспитателем режим воспитания и обучения оптимальным с точки зрения психологических и биологических критериев, но недостаточно затрагивается вопрос о стрессоустойчивости педагога-воспитателя к критическим ситуациям.

 

 

 

Степень разработанности проблемы: данная проблема достаточно разработана. Проблемой стали активно интересоваться и изучать с  начала XX века.  Данной проблеме посвящены труды Г. Селье, Л. Леви, Р. Лазаруса,  Э. Ушаковой, П. Фресса, Ю. С. Савенко, Л.А. Китаевой-Смык, Е. Василюка, Д.Фонтана и др.

Это и обусловило цель нашей работы – исследование проблемы профессионального стресса в деятельности педагога-воспитателя и методов борьбы с его негативными последствиями.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие стресса в психологии, его виды и последствия;
  2. Выявить проблематику стресса в педагогической деятельности;
  3. Рассмотреть пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей.

Практическая  значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в учебном  процессе высших учебных заведений в преподавании курсов «Педагогика», «Психология педагогики», при разработке тематических лекций, спецкурсов, а так же послужить базисом для последующих разработок.

 

 

  1. Проблема стресса в психологии и педагогике

 

В наши дни много  говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника.  Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не знает, что же такое стресс

Слово стресс, пришедшее  к нам с английского, означает «давление», «напряжение». Стресс –  это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. Стресс – это всегда состояние  повышенного напряжения, вызываемого воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени.

Канадский ученый Ганс Селье первым описал и сформулировал теорию стресса. Он писал: «Cтресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». [5; 29]

Стресс –  это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он повышает сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы. Стресс может способствовать не только возникновению тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. Ганс Селье писал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим. «Стресс – это не только зло, беда, но и благо. Без него наша жизнь превратилась бы в бесцветное существование без радости и печали. Стресс – это не только то чего можно избежать, но и сила которую можно использовать себе на пользу». [5; 35]

«Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация взбадривает и придает сил, например, альпинистов, некоторых угнетает, но большинство справляется со стрессом какое-то время. Постоянно действующий, длительный стресс, называемый дистресс, уже может привести к тяжелому психическому и физическому расстройству». [9]

По мнению Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» [1; 121]. Но Г. Селье полагал, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» [5; 46], и приравнивал отсутствие стресса к смерти.

В современной  науке существует множество определений стресса. В нашей работе за основу мы будем брать следующее, которое отражает, на наш взгляд, сущность понятия. Стресс – это состояние общего психофизического напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий, нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики.

В современной  науке выделяют три вида стресса, характеризующиеся эмоциональным, социальным, информационным напряжением:

1) Эмоциональный стресс – аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Он возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;

2) Социальный стресс – различные виды социального напряжения, давления, нагрузок, требующих многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системе социального поведения, взаимодействия.

3) Информационный стресс – состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений.

Сегодня все  чаще используется как отдельный  вид стресса понятие «профессиональный стресс». Это связано с все возрастающим интересом к повышению качества работы сотрудников-профессионалов, за счет исключения различных факторов снижения эффективности труда, в том числе стресса.

С. Касл  выделяет две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде» [3; 239–240]:

  • в более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к личным возможностям субъекта, т. е. перегрузка работой, которую человек не в состоянии выполнить, сверхстимуляция и т. п.;
  • в более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.

Таким образом, профессиональный стресс определяется как состояние эмоционального напряжения, возникающее в результате действия неблагоприятных факторов, ведущее к снижению эффективности трудовой деятельности и к деформации личностных и характерологических качеств индивида.

 

 

 

2. Стрессы в  педагогической деятельности и их особенности

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанником и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности.

 Данное состояние  напряжения, характерное для профессионального стресса создает барьеры в профессиональной деятельности педагога; последствия блокируют его коммуникативную активность (нарушают взаимодействие с воспитанником и педагогическим коллективом), влияют на физическое и психическое здоровье и в целом на адаптацию (стрессоустойчивость) педагога. Таким образом, проблема стрессоустойчивости выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности труда педагога в условиях резкого возрастания нагрузок.

«Проблема профессионального стресса в деятельности остро стоит и у педагогов дошкольного образования, где к общим факторам стресса, характерным для деятельности профессионала можно относить и дополнительные стресс-факторы: ранний возраст воспитанников, особенности организации общения, особенности организации деятельности и т. д».[4; 68]

Дадим определение понятию «стрессоустойчивость». Анализируя взгляды учёных, занимающихся проблемами стресса, можно определить стрессоустойчивость в педагогической деятельности как интегративное свойство человека, компонентом которого является эмоциональная устойчивость, т. к. деятельность педагога связана со сложными эмоциональными условиями.

В.З. Коган и ее коллегами было проведено психодиагностическое обследование с целью выявления основных черт личности педагога (в том числе и дошкольного образования) и особенностей их психической адаптации. Были определены четыре группы:

  1. Педагоги с достаточно высоким уровнем психической адаптации. Для них характерны устойчивость к стрессовым воздействиям, рациональный подход к решению проблем, способность не идти на конфликт с окружающими.
  2. Педагоги, способные противостоять трудностям, нести все тяготы жизни на своих плечах, активно отстаивать свою позицию. При затруднении в решении проблем они полностью погружаются в общественно-полезную деятельность, но такой «уход», являясь защитным механизмом личности, при длительном действии приводит к физическому и психическому перенапряжению и повышает предрасположенность к заболеваниям.
  3. Педагоги с определенной неустойчивостью личностной сферы и склонностью к неврастеническим реакциям. Для них характерны высокая потребность в самореализации, сочетающаяся с высоким самоконтролем и тенденцией к сдерживанию поведенческих реакций, осторожность и осмотрительность, сочетающиеся с раздражительностью. Основная проблема – сдерживание самореализации, сверхконтроль над эмоциями, повышенные нравственные требования к себе и другим. Такие особенности создают условия для усиления эмоциональной напряженности, что усугубляет дезадаптацию, повышает внутреннюю конфликтность и тревожность.
  4. Педагоги с ярко выраженным невротическим развитием личности, которое характеризуется психической неустойчивостью, чувствительностью к воздействиям окружающей среды, склонностью к тревожности, боязливости, что обуславливает низкую стрессоустойчивость.

Одним из главных показателей  стрессоустойчивости является степень эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая характеризуется следующими признаками (по Шефферу):

    • невозможность сосредоточиться на чем-либо, ухудшение памяти, мысли часто «улетучиваются»;
    • слишком частые ошибки в работе;
    • очень быстрая речь, повышенная возбудимость;
    • потеря чувства юмора;
    • слишком часто возникающее чувство усталости, частые «беспричинные» боли (вызванные не физическими проблемами);
    • резкое возрастание числа выкуриваемых сигарет, пристрастие к спиртным напиткам;
    • постоянное ощущение недоедания или отсутствие аппетита и вкуса к еде;
    • невозможность во время закончить работу, работа не доставляет прежней радости.

Наряду со стрессогенными факторами, общими для всех людей, в  деятельности педагога (в том числе и педагога дошкольного образования) присутствует ряд профессиональных стресс-факторов:

    • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнера и воздействием на него: у педагогов-воспитателей деятельность сопряжена с постоянным эмоциональным подкреплением общения и особенностями речевой среды;
    • повышенная ответственность – постоянная работа в режиме внешнего и внутреннего контроля: у воспитателей доминируют чувства сопереживания, сочувствия, на него возлагается ответственность за воспитание, развитие и обучение воспитанников, за их жизнь и здоровье, а также постоянный самоконтроль и самоотдача в деятельности;
    • психологически трудный контингент – воспитатели работают с детьми психологически здоровыми, но имеющими аномалии характера. поведенческие отклонения. а также с детьми с аномалиями нервной системы и с задержками психического развития;
    • необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность – педагог-воспитатель находится «на виду» у воспитанников, коллег и родителей и должен быть всегда безупречен в поведении и деятельности и вне работы
    • временное непостоянство деятельности связано с наиболее яркой отличительной особенностью преподавательской деятельности (а также с образовательной деятельностью воспитателя) и его действие с годами усиливается. Педагог для реализации образовательных целей своей деятельности должен в определенный день недели, в определенное время быть готовым (то есть внутренне настроенным) к контакту с определенной аудиторией, к раскрытию, объяснению определенной темы.

Информация о работе Стрессы в работе воспитателя и способы их преодоления