Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:46, реферат
В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива………………………………………………………………...4
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………….6
Глава II. Формирование студенческого коллектива
2.1 Особенности развития личности студента …………………………..10
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива…………….14
Заключение………………………………………………………………………20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Социально-педаг
ТЕМА РЕФЕРАТА: «Структура и этапы развития академической группы как коллектива»
группа: 11
Руководитель: старший преподаватель кафедры социальной педагогики
Куницкая Оксана Сергеевна
Введение…………………………………………………………
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и
подходы к разработке проблемы
формирования коллектива…………………
1.2. Понятие коллектива,
структура коллектива……………………….
Глава II. Формирование студенческого коллектива
2.1 Особенности развития личности студента …………………………..10
2.2.
Особенности формирования
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.
В соответствии с Законом «Об образовании» функция воспитания такова: «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как актуальную задачу.
Самым первым и одним из
важных шагов в воспитании
студенчества является
Для раскрытия этой темы
Общая педагогика поможет выделить основные закономерности воспитания в целом и студенческого в частности. История педагогики, в свою очередь, даст возможность проследить развитие теории воспитания в коллективе и выделить основные подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности.
Для раскрытия этой темы
Наконец данные социологии
В современной педагогической
науке коллектив определяют
как устойчивую во времени
организационную группу
Учебный коллектив имеет
Глава 1. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива
Педагогическая теория
Учение Макаренко содержит
Помимо принципов развития
единство цели и труда
большая «связанность» коллектива предполагает взаимопеременность состава командиров и подчиненных в течение рабочего дня, недели. Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях.
«мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С.Макаренко,- это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;
защита проявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и обязан отстаивать «своих» перед посторонними;
торможение-это регулирование
Также А.С.Макаренко выделил
Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного этапа - превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.
Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольно выделяются наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива.
Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.
Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.
Настоящий коллектив должен
Известный отечественный
.Адаптация личности в
Индивидуализация. Порождается противоречием
между достигнутой личностью
адаптацией в коллективе и
неудовлетворенной
Интеграция личности в
Таким образом, на современном
этапе при организации
2.2. Понятие коллектива, структура коллектива
Коллектив
— социальная общность людей,
объединенных на основе
Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и малые институциональные группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами малых неформальных групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени
существования выделяются
Под структурой коллектива мы
понимаем следующие ее
Почти каждый коллектив имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.
Так же неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера – признание его коллективом.
За каждым членом коллектива обычно закрепляются определенные роли. Роль – это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией.
Информация о работе Структура и этапы развития академической группы как коллектива