Структура и этапы развития академической группы как коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:46, реферат

Описание работы

В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива………………………………………………………………...4
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………….6
Глава II. Формирование студенческого коллектива
2.1 Особенности развития личности студента …………………………..10
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива…………….14
Заключение………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Реферат по СП поддержке.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

  по дисциплине «Социально-педагогическая поддержка и развитие учебного труда в высшей школе»

ТЕМА РЕФЕРАТА: «Структура и этапы  развития академической группы как  коллектива»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Исполнитель: Батура О.Н.

   группа: 11

 

Руководитель: старший преподаватель кафедры социальной педагогики

Куницкая  Оксана Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                МИНСК, 2013

 

Введение……………………………………………………………………….2

Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования

1.1. Теории и  подходы к разработке проблемы  формирования коллектива………………………………………………………………...4

1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………….6

Глава II. Формирование студенческого коллектива

     2.1   Особенности развития личности  студента …………………………..10

     2.2. Особенности  формирования студенческого  коллектива…………….14

Заключение………………………………………………………………………20

Литература……………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества.

        В соответствии с Законом «Об образовании» функция воспитания такова: «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».                  Программа развития образования возвращает проблему воспитания в круг государственных приоритетов как актуальную задачу.

        Самым первым и одним из  важных шагов в воспитании  студенчества является формирование  коллектива с выработанными общественно  значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированный студенческий  коллектив имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.

        Для раскрытия этой темы необходимо  использовать потенциал таких  наук как философия, психология, педагогика, социология. Философия  как высший уровень методологии  является базой для осмысления педагогических проблем. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного и др. способствуют развитию исследовательского мышления. Так же философия поможет определить мировоззренческие подходы.

        Общая педагогика поможет выделить основные закономерности воспитания в целом и студенческого в частности. История педагогики, в свою очередь, даст возможность проследить развитие теории воспитания в коллективе и выделить основные подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности.

        Для раскрытия этой темы данные  психологии не менее важны.  Социальная психология изучает  факты, закономерности, механизмы  поведения, общения и деятельности  личностей, обусловленные включенностью  их в социальные общности. Соответственно социальная психология даст возможность раскрыть механизмы сознания и поведения коллектива, группы, индивидов и их межличностные отношения. Психология управления поможет выделить основные направления и этапы преобразования студенческой группы в коллектив.

        Наконец данные социологии способствуют  более глубокому осмыслению  проблемы  социализации личности, результаты  социологических исследований помогут  решить проблемы, связанные с  организацией студенческого досуга, что, несомненно, является одним из факторов сплоченности группы.

        В современной педагогической  науке  коллектив определяют  как устойчивую во времени  организационную группу взаимодействующих  людей, со специфическими органами  управления. Эта группа объединена  целями совместной, общественно полезной деятельности, и имеет сложную динамику формальных и неформальных взаимоотношений между членами этой группы.

        Учебный коллектив имеет двойственную  структуру: во-первых, он является  объектом и результатом сознательных  и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют его особенности; во-вторых, учебный коллектив это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

 

 

 

 

 

Глава 1. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования

1.1. Теории и  подходы к разработке проблемы  формирования коллектива 

       Педагогическая теория формирования  коллектива создавалась усилиями  многих отечественных педагогов  и психологов. Наибольший вклад в разработку проблемы коллектива внес выдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А. С. Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания. Личность является субъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интерес коллектива.

      Учение Макаренко содержит технологию  поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти и  выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие.

      Помимо принципов развития коллектива, А.С.Макаренко сформулировал принципы формирования результативного коллектива:   

       единство цели и труда коллектива  предполагает объединение людей  внутри группы не только в  общей цели и в общем труде,  но и в общей организации  труда;

      большая «связанность» коллектива предполагает взаимопеременность состава командиров и подчиненных в течение рабочего дня, недели. Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях.

      «мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С.Макаренко,- это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;

      защита проявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и обязан отстаивать «своих» перед посторонними;

      торможение-это регулирование отношений  внутри коллектива и коллектива  в целом.

      Также А.С.Макаренко выделил этапы  становления коллектива:

Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного этапа -  превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.

Усиление влияния  актива. Среди членов группы произвольно  выделяются  наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива.

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень  требований к себе, к своим товарищам.

Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

      Настоящий коллектив должен иметь  общую цель, заниматься разносторонней  деятельностью, в нем должны  быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом - это увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», – утверждал А.С.Макаренко.

      Известный отечественный психолог  А.В.Петровский, характеризуя особенности развития коллектива, выделил несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

      .Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение  личностью действующих в данной  общности норм и овладение  соответствующими формами и средствами деятельности.

      Индивидуализация. Порождается противоречием  между достигнутой личностью  адаптацией в коллективе и  неудовлетворенной потребностью  в максимальной персонализации.

      Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

      Таким образом, на современном  этапе при организации процесса  формирования коллектива, необходимо  учитывать принципы и этапы  становления коллектива, внутригрупповую  обстановку, которые были выделены  и обобщены многими отечественными  педагогами и психологами.

 

2.2. Понятие коллектива, структура коллектива

 

  Коллектив  — социальная общность людей,  объединенных на основе общественно  значимых целей, общих ценностных  ориентации, совместной деятельности  и общения.  Коллектив первоначально  состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Большая часть  жизни человека протекает в малых  группах: в семье, игровых компаниях  сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и  неформальных. Формальные группы —  группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и малые институциональные группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные  группы — объединения людей, возникающие  на основе внутренних, присущих индивидам  потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами  малых неформальных групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные  и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования  и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

 По времени  существования выделяются группы  временные, в рамках которых  объединение индивидов ограничено  во времени (например, участники  групповой дискуссии или соседи  по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)

      Под структурой коллектива мы  понимаем следующие ее компоненты: формальное лидерство, роли, нормы, статус, состав.

Почти каждый коллектив  имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный  климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность  его работы.

Так же неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера – признание его  коллективом.

За каждым членом коллектива обычно закрепляются определенные роли. Роль – это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией.

Информация о работе Структура и этапы развития академической группы как коллектива