Структура и этапы развития академической группы как коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:46, реферат

Описание работы

В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива………………………………………………………………...4
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………….6
Глава II. Формирование студенческого коллектива
2.1 Особенности развития личности студента …………………………..10
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива…………….14
Заключение………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Реферат по СП поддержке.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

      социально-ориентированное общение,  в котором непосредственно реализуются  общественные отношения, педагог  побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации  и интересы, убеждения и установки;

      групповое  предметно- ориентированное  общение, направленное на организацию  коллективного взаимодействия, включенное  в совместную деятельность и  помогающее коллективу решать  стоящие перед ним задачи;

      личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;

Одним из путей  эффективного воспитательного воздействия  на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться  мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.

            Советский психолог А.В.Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:

      Низший, на котором легкость или  затрудненность межличностных контактов,  совместимость или несовместимость  в совместной деятельности между  отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в академической группе останутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.

      Средний уровень развития характеризуется  системой межличностных и личных  отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.

      Высший уровень группового развития  характеризуется тем, что ядро  межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.

Становление коллектива студенческой группы зависит от:

·   характера  организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над  ней и ее оценки;

·   степени  ясности функций, задач и программы  деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

·   частоты  контактов и особенностей общения  между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе  «педагог-студент»;

·   особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);

·   характера  привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих  перед группой;

·   размера  группы и времени ее существования;

·   качеств  руководителей-наставников, межличностных  отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».

        В научной психологической и  педагогической литературе можно  встретить множество разнообразнейших характеристик кри­териев уровня развития студенческих учебных групп,  начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориен­тации в  них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры",   "высокая успеваемость» и даже от­сутствие  в  группах конфликтов.   Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

1. уровень социальной  значимости предметной деятельности  студенческой группы, выполнение  основной студенческой функции,  влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

2. уровень   сплоченности  как ценностно-ориентационного  единства группы;

3. уровень   организационного единства группа;

4. уровень удовлетворенности   членов группы положением дел  и взаимоотношениями в группе;

5. уровень ее эмоциональной культуры и преобладание ма­жорного тона;

6. уровень всех  видов групповой общественной  активности;

7. уровень   группового самосознания и потребность   в  его развитии.

Первым,   главным и наиболее   общим  критерием оцен­ки  группы как коллектива должна быть оценка ее предметной дея­тельности: оценка выполнения коллективом основной общественной  функции - овладение глубокими знаниями,   подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка   возможности группы  способствовать,  полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.

   Иногда  оценку исполнения коллективом   основной общественной функции  сводят  к анализу успеваемости  в периоды межсес­сионного и  сессионного контроля    знаний.   Поэтому некоторые  вузовские сотрудники  основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости  и   количество хороших и  отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не  только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже   не может достоверно свидетельствовать  о глу­бине  и прочности  студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым  критерием социальной зрелости студенческой академической группы,   непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство,   кото­рое проявляется:

      в частоте  совпадения оценок,   мнений и суждений по  отноше­нию  к существенно значимым для  группы в  целом объектов;

      в стремлении как можно чаще  коллективно действовать или  решать разлитые вопросы,   оказывая друг    другу помощь;

      в росте принципиальной доброжелательной  требовательности друг к другу  по отношению к учебной и  трудовой деятельности, раз­витии нравственно-волевых качеств  и культуры поведения, ответ­ственности  не только за свое поведение, но и  за поведение то­варищей.

Одним из значимых критериев высокого - развития группы как

коллектива  является ее организационное  единство.   О его наличии судят  обычно по тому, существует ли в группе  авторитетный и полномочный  центр - актив, пользуется ли он уважением, симпа­тиям преобладающего большинства группы,  обладает ли необходи­мыми  деловыми качествами.

Важным критерием  социальной  зрелости  студенческой  группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.

      Деятельность, направленная на формирование  студенческого коллектива, по своей  сути творческая, поэтому невозможно  дать универсальных способов  осуществления ее. Искусство руководства  группой и воспитательного воздействия  на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Усилиями многих отечественных  педагогов и психологов создавалась  теория становления и развития  коллектива. На современном этапе  при формировании  успешного коллектива  необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующимся коллективом.

       Студенческая среда и особенности  студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течении всего периода обучения в вузе.

Литература

 

1. Андреева, Г.М.  Социальная психология: Учеб. Пособие/  Г.М. Андреева.- 5-е изд. испр. и  доп.- М.: Аспект Пресс, 2003.-344с.

2. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 1988-261с.

3. Марисова, Л.И.  Студенческий коллектив: основы  формирования и деятельности/ От  ред. Б.И. Королев.- Киев, 1985- 51с.

4. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. Пособие/ В.В. Новиков; Междунар. акад. психол. науки, Ярослав. гос. ун-т.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.- 344с.

5. Педагогика  и психология высшей школы:  Учеб. пособие для вузов       / Отв. ред. С.И. Самыгин.- Ростов н\Д: Феникс, 1998- 534с.

 


Информация о работе Структура и этапы развития академической группы как коллектива