Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 04:46, реферат
В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преобразования российского общества
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива………………………………………………………………...4
1.2. Понятие коллектива, структура коллектива……………………….6
Глава II. Формирование студенческого коллектива
2.1 Особенности развития личности студента …………………………..10
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива…………….14
Заключение………………………………………………………………………20
социально-ориентированное
групповое предметно-
личностно-ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;
Одним из путей эффективного воспитательного воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.
Советский психолог А.В.Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:
Низший, на котором легкость или
затрудненность межличностных
Средний уровень развития
Высший уровень группового
Становление коллектива студенческой группы зависит от:
· характера
организации учебно-
· степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
· частоты
контактов и особенностей общения
между членами группы и от особенностей
педагогического общения в
· особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);
· характера
привлечения каждого члена
· размера группы и времени ее существования;
· качеств
руководителей-наставников, межличностных
отношений в системе «педагог-
В научной психологической и
педагогической литературе
1. уровень социальной
значимости предметной
2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;
3. уровень
организационного единства
4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
5. уровень ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;
6. уровень всех видов групповой общественной активности;
7. уровень
группового самосознания и
Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной функции - овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.
Иногда
оценку исполнения коллективом
в частоте совпадения оценок,
в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать разлитые вопросы, оказывая друг другу помощь;
в росте принципиальной
Одним из значимых критериев высокого - развития группы как
коллектива является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.
Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.
Деятельность, направленная на формирование
студенческого коллектива, по своей
сути творческая, поэтому невозможно
дать универсальных способов
осуществления ее. Искусство руководства
группой и воспитательного
Заключение
Усилиями многих отечественных
педагогов и психологов
Студенческая среда и
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. Пособие/ Г.М. Андреева.- 5-е изд. испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2003.-344с.
2. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 1988-261с.
3. Марисова, Л.И.
Студенческий коллектив:
4. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука: Учеб. Пособие/ В.В. Новиков; Междунар. акад. психол. науки, Ярослав. гос. ун-т.- М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003.- 344с.
5. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. С.И. Самыгин.- Ростов н\Д: Феникс, 1998- 534с.
Информация о работе Структура и этапы развития академической группы как коллектива