Структура системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Российская система образования

Роль образования в развитии российского общества

Структура российской системы образования

Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

Глава 2. Государство и образование

2.1 Приоритеты образовательной политики

2.2 Формирование эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании

2.3 Значение региональных органов власти в модернизации образования

Глава 3. Пример внедрения инноваций в образование на примере Новосибирской области

Механизм внедрения инноваций на уровне муниципальных образований

Механизм привлечения инвестиций в образование

Оценка эффективности инновационного развития образования

Управление инновационным развитием образования

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

структура систем реферат.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

 Одним из результатов  перестройки деятельности профессионального  образования явилось значительное  изменение структуры подготовки  кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти  изменения были обусловлены усилением  ориентации образования как на  личные потребности обучаемых  в получении профессии, специальности,  так и на спрос рынка труда  в специалистах гуманитарного  профиля, сферы сервиса, информационных  технологий. Произошла интеграции  ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. В высшем образовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены в рамках направлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этих изменений показана ниже, при характеристике состояния отдельных уровней образования.

 

 Получила развитие  интеграция образовательных и  научных учреждений, производственных  предприятий различного вида  учебно-научно-производственные комплексы.  Это позволило начать системно  решать задачи преемственности  образовательных программ разного  уровня, усилить связь образования,  науки и промышленности, более  полно и эффективно использовать  имеющиеся материально-техническую  базу, преподавательские кадры, финансовые  ресурсы. Особенное значение начинает  приобретать формирование университетских  комплексов, восстанавливающих и  развивающих проверенный временем  российский и зарубежный опыт  организации системы образования.

 

 Сформировалась основная  законодательная и нормативно-правовая  база образования. Утверждены  типовые положения всех основных  видов образовательных учреждений, государственные образовательные  стандарты начального, среднего  и высшего профессионального  образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

 

 Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

 

 Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.

 

 Тем не менее, сегодняшняя  образовательная статистика характеризует  главным образом количественные  аспекты системы образования  и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку  качества образовательной деятельности  и ее результативность. В ней  не нашла адекватного отражения  кардинально изменившаяся ситуация  в управлении, организационной структуре,  финансировании сферы образования.  В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов  модернизации образования требует  реализации соответствующих систем  мониторинга и статистики образования.

 

 

1.3 Состояние российской  системы образования и необходимость  ее модернизации

 

 

 Государственно-политические  и социально-экономические преобразования  конца 80-х - начала 90-х годов  оказали существенное влияние  на российское образование, позволив  реализовать академическую автономию  высших учебных заведений, обеспечить  многообразие образовательных учреждений  и вариативность образовательных  программ, развитие многонациональной  российской школы и негосударственного  сектора образования. Эти процессы  получили свое отражение и  закрепление в Законе Российской  Федерации "Об образовании"  и Федеральном законе "О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании".

 

 Однако произошедший  в 90-х годах общесистемный социально-экономический  кризис существенно затормозил  позитивные изменения. Государство  во многом ушло из образования,  которое вынуждено было заняться  самовыживанием, в значительной  мере абстрагируясь от реальных  потребностей страны. В современных  условиях образование более не  может оставаться в состоянии  внутренней замкнутости и самодостаточности.

 

 Устаревшее и перегруженное  содержание школьного образования  не обеспечивает выпускникам  общеобразовательной школы фундаментальных  знаний, важнейших составляющих  стандарта образования наступившего  века: математики и информатики  (включая умения вести поиск  и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).

 

 Профессиональное образование,  в свою очередь, еще не способно  в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного  новыми требованиями к уровню  квалификации работников. В то  же время многие выпускники  учреждений профессионального образования  не могут найти себе работу, определиться в современной экономической  жизни. В условиях экономического  расслоения общества все эти  недостатки системы образования  усугубились неравным доступом  к качественному образованию  в зависимости от доходов семьи. 

 

 В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании.

 

 В этой связи предстоит  обеспечить опережающий рост  затрат на образование, существенное  увеличение заработной платы  работникам образования и усиление  стимулирования качества и результативности  педагогического труда. Должна  быть повышена инвестиционная  привлекательность образования  для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

 

 В условиях ожидаемого  демографического спада контингент  учащихся сократится практически  на одну треть, что создает  ситуационный резерв для внутрисистемного  маневра ресурсами в целях  рационализации сети общеобразовательных  учреждений, поддержки инновационных  школ и других "точек роста"  в образовании. 

 

 Меры государственной  поддержки образования будут  сочетаться с усилением роли  органов государственной власти  и управления образованием в  обеспечении совместно с общественностью  высокого и современного качества  работы образовательных учреждений  и организаций независимо от  их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных  потребностей рынков труда.

 

 Главная задача российской  образовательной политики - обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и  перспективным потребностям личности, общества и государства. 

 

 Модернизация образования  - это политическая и общенациональная  задача, она не должна и не  может осуществляться как ведомственный  проект. Интересы общества и государства  в области образования не всегда  совпадают с отраслевыми интересами  самой системы образования, а  потому определение направлений  модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках  образовательного сообщества и  образовательного ведомства. Активными  субъектами образовательной политики  должны стать все граждане  России, семья и родительская  общественность, федеральные и региональные  институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие  и общественные институты. 

 

 Цель модернизации  образования состоит в создании  механизма устойчивого развития  системы образования. 

 

 Для достижения указанной  цели будут решаться в первоочередном  порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

 

- обеспечение государственных  гарантий доступности и равных  возможностей получения полноценного  образования; 

 

- достижение нового современного  качества дошкольного, общего  и профессионального образования; 

 

- формирование в системе  образования нормативно-правовых  и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

 

- повышение социального  статуса и профессионализма работников  образования, усиление их государственной  и общественной поддержки; 

 

- развитие образования  как открытой государственно-общественной  системы на основе распределения  ответственности между субъектами  образовательной политики и повышения  роли всех участников образовательного  процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

 

 Основой современной  образовательной политики государства  является социальная адресность  и сбалансированность социальных  интересов. Стратегические цели  модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

 

 Осуществление модернизации  образования затрагивает практически  каждую российскую семью. Суть  изменений в образовании, их  цели, направления, методы должны  регулярно разъясняться населению,  а результаты общественного мнения  должны пристально изучаться  органами управления образованием  и руководителями образовательных  учреждений и учитываться при  проведении модернизации образования. 

 

Глава 2. Государство и  образование

 

 

2.1 Приоритеты образовательной  политики

 

 

 Конституция Российской  Федерации гарантирует права  граждан на образование. Однако  в условиях сложной социально-экономической  ситуации эти гарантии не всегда  обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

 

- равного доступа всех  граждан России к образованию  разных уровней вне зависимости  от места жительства и уровня  доходов семьи; 

 

- получения образования  в соответствии с установленными  государственными образовательными  стандартами, гарантирующими необходимое  для общества качество образования. 

 

 Доступность качественного  образования означает также государственные  гарантии:

 

- обучения на учебно-материальной  базе с использованием современного  учебно-лабораторного оборудования  и учебной литературы;

 

- обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности  обучающегося в образовательном  процессе, его психологическую и  физическую безопасность;

 

- социально-педагогической  и психолого-педагогической помощи  семье, ранней диагностики резервов  развития ребенка (физических  и психологических);

 

- бесплатного пользования  учащимися и студентами фондами  государственных, муниципальных  и учебных библиотек. 

Информация о работе Структура системы образования