Одним из результатов
перестройки деятельности профессионального
образования явилось значительное
изменение структуры подготовки
кадров по отдельным профессиям,
направлениям, специальностям. Эти
изменения были обусловлены усилением
ориентации образования как на
личные потребности обучаемых
в получении профессии, специальности,
так и на спрос рынка труда
в специалистах гуманитарного
профиля, сферы сервиса, информационных
технологий. Произошла интеграции
ряда специальностей в более крупные.
В начальном профессиональном образовании
ранее существовавшие 1200 профессий рабочих
объединены в 293 интегрированных. В среднем
профессиональном образовании на основе
интеграции число специальностей уменьшилось
на 12%. В высшем образовании 35 специальностей
(около 10% от общего количества) объединены
в рамках направлений профессиональной
подготовки. Более подробно динамика этих
изменений показана ниже, при характеристике
состояния отдельных уровней образования.
Получила развитие
интеграция образовательных и
научных учреждений, производственных
предприятий различного вида
учебно-научно-производственные комплексы.
Это позволило начать системно
решать задачи преемственности
образовательных программ разного
уровня, усилить связь образования,
науки и промышленности, более
полно и эффективно использовать
имеющиеся материально-техническую
базу, преподавательские кадры, финансовые
ресурсы. Особенное значение начинает
приобретать формирование университетских
комплексов, восстанавливающих и
развивающих проверенный временем
российский и зарубежный опыт
организации системы образования.
Сформировалась основная
законодательная и нормативно-правовая
база образования. Утверждены
типовые положения всех основных
видов образовательных учреждений,
государственные образовательные
стандарты начального, среднего
и высшего профессионального
образования. Принятые федеральные
законы и постановления Правительства
Российской Федерации по вопросам образования,
законы и другие нормативные акты субъектов
Российской Федерации в основном обеспечивают
правовое регулирование сферы образования,
хотя по отдельным направлениям (нормативы
финансирования, обеспечение самостоятельности
в использовании финансовых средств, льготы
и преференции образовательным учреждениям
и финансирующим образование лицам и др.)
требуется существенное дополнение существующего
правового поля в интересах развития сферы
образования.
Складывается и уже активно
функционирует система общественных институтов
управления образованием, отдельными
его уровнями и секторами, учебными заведениями:
родительские комитеты, попечительские
советы, учебно-методические объединения,
научно-методические советы, Российский
союз ректоров, советы ректоров вузов
субъектов Российской Федерации, региональные
советы директоров средних специальных
учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование»,
Ассоциация технических университетов,
Ассоциация негосударственных вузов,
попечительские советы и др.
Происходящие в образовании
изменения отражаются в сложившейся к
настоящему времени системе образовательной
статистики, которая содержит многие сведения,
характеризующие состояние, а также количественные
и качественные изменения, происходящие
в сфере образования. Отчасти в ней нашли
свое отражение новые явления и процессы
в сфере образования (создание негосударственных
учреждений, платное обучение в государственных
учебных заведениях, появление новых видов
учебных заведений, формирование многоуровневой
системы подготовки специалистов и др.).
Постепенно вводятся показатели, отвечающие
международным требованиям.
Тем не менее, сегодняшняя
образовательная статистика характеризует
главным образом количественные
аспекты системы образования
и образовательной деятельности,
и слабо ориентирована на оценку
качества образовательной деятельности
и ее результативность. В ней
не нашла адекватного отражения
кардинально изменившаяся ситуация
в управлении, организационной структуре,
финансировании сферы образования.
В тоже время, многосторонняя,
объективная оценка процессов
модернизации образования требует
реализации соответствующих систем
мониторинга и статистики образования.
1.3 Состояние российской
системы образования и необходимость
ее модернизации
Государственно-политические
и социально-экономические преобразования
конца 80-х - начала 90-х годов
оказали существенное влияние
на российское образование, позволив
реализовать академическую автономию
высших учебных заведений, обеспечить
многообразие образовательных учреждений
и вариативность образовательных
программ, развитие многонациональной
российской школы и негосударственного
сектора образования. Эти процессы
получили свое отражение и
закрепление в Законе Российской
Федерации "Об образовании"
и Федеральном законе "О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании".
Однако произошедший
в 90-х годах общесистемный социально-экономический
кризис существенно затормозил
позитивные изменения. Государство
во многом ушло из образования,
которое вынуждено было заняться
самовыживанием, в значительной
мере абстрагируясь от реальных
потребностей страны. В современных
условиях образование более не
может оставаться в состоянии
внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное
содержание школьного образования
не обеспечивает выпускникам
общеобразовательной школы фундаментальных
знаний, важнейших составляющих
стандарта образования наступившего
века: математики и информатики
(включая умения вести поиск
и отбор информации), русского и иностранных
языков, базовых социальных и гуманитарных
дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное образование,
в свою очередь, еще не способно
в должной мере решить проблему
"кадрового голода", обусловленного
новыми требованиями к уровню
квалификации работников. В то
же время многие выпускники
учреждений профессионального образования
не могут найти себе работу,
определиться в современной экономической
жизни. В условиях экономического
расслоения общества все эти
недостатки системы образования
усугубились неравным доступом
к качественному образованию
в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего
развития страна должна разрешить свои
назревшие социальные и экономические
проблемы не за счет экономии на общеобразовательной
и профессиональной школе, а на основе
ее опережающего развития, рассматриваемого
как вложение средств в будущее страны,
в котором участвуют государство и общество,
предприятия и организации, граждане -
все, заинтересованные в качественном
образовании.
В этой связи предстоит
обеспечить опережающий рост
затрат на образование, существенное
увеличение заработной платы
работникам образования и усиление
стимулирования качества и результативности
педагогического труда. Должна
быть повышена инвестиционная
привлекательность образования
для вложения средств предприятий,
организаций и граждан, модернизированы
действующие в образовании организационно-экономические
механизмы, что позволит увеличить объем
внебюджетных средств в образовании, а
также кардинально улучшить использование
этих средств, направив их непосредственно
в учебные заведения.
В условиях ожидаемого
демографического спада контингент
учащихся сократится практически
на одну треть, что создает
ситуационный резерв для внутрисистемного
маневра ресурсами в целях
рационализации сети общеобразовательных
учреждений, поддержки инновационных
школ и других "точек роста"
в образовании.
Меры государственной
поддержки образования будут
сочетаться с усилением роли
органов государственной власти
и управления образованием в
обеспечении совместно с общественностью
высокого и современного качества
работы образовательных учреждений
и организаций независимо от
их организационно-правовых форм,
систематическом анализе перспективных
потребностей рынков труда.
Главная задача российской
образовательной политики - обеспечение
современного качества образования
на основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности,
общества и государства.
Модернизация образования
- это политическая и общенациональная
задача, она не должна и не
может осуществляться как ведомственный
проект. Интересы общества и государства
в области образования не всегда
совпадают с отраслевыми интересами
самой системы образования, а
потому определение направлений
модернизации и развития образования
не может замыкаться в рамках
образовательного сообщества и
образовательного ведомства. Активными
субъектами образовательной политики
должны стать все граждане
России, семья и родительская
общественность, федеральные и региональные
институты государственной власти,
органы местного самоуправления,
профессионально-педагогическое сообщество,
научные, культурные, коммерческие
и общественные институты.
Цель модернизации
образования состоит в создании
механизма устойчивого развития
системы образования.
Для достижения указанной
цели будут решаться в первоочередном
порядке следующие приоритетные,
взаимосвязанные задачи:
- обеспечение государственных
гарантий доступности и равных
возможностей получения полноценного
образования;
- достижение нового современного
качества дошкольного, общего
и профессионального образования;
- формирование в системе
образования нормативно-правовых
и организационно-экономических механизмов
привлечения и использования внебюджетных
ресурсов;
- повышение социального
статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной
и общественной поддержки;
- развитие образования
как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения
ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения
роли всех участников образовательного
процесса: обучающегося, педагога, родителя,
образовательного учреждения.
Основой современной
образовательной политики государства
является социальная адресность
и сбалансированность социальных
интересов. Стратегические цели
модернизации образования могут
быть достигнуты только в процессе постоянного
взаимодействия образовательной системы
с представителями национальной экономики,
науки, культуры, здравоохранения, всех
заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации
образования затрагивает практически
каждую российскую семью. Суть
изменений в образовании, их
цели, направления, методы должны
регулярно разъясняться населению,
а результаты общественного мнения
должны пристально изучаться
органами управления образованием
и руководителями образовательных
учреждений и учитываться при
проведении модернизации образования.
Глава 2. Государство и
образование
2.1 Приоритеты образовательной
политики
Конституция Российской
Федерации гарантирует права
граждан на образование. Однако
в условиях сложной социально-экономической
ситуации эти гарантии не всегда
обеспечивались в полной мере.
Правительство Российской Федерации осуществит
меры по их реализации, создав правовые
и экономические условия для: бесплатности
полного среднего образования в пределах
государственного образовательного стандарта
и бесплатного образования других уровней
в пределах, установленных законодательством
Российской Федерации;
- равного доступа всех
граждан России к образованию
разных уровней вне зависимости
от места жительства и уровня
доходов семьи;
- получения образования
в соответствии с установленными
государственными образовательными
стандартами, гарантирующими необходимое
для общества качество образования.
Доступность качественного
образования означает также государственные
гарантии:
- обучения на учебно-материальной
базе с использованием современного
учебно-лабораторного оборудования
и учебной литературы;
- обучения в условиях,
гарантирующих защиту прав личности
обучающегося в образовательном
процессе, его психологическую и
физическую безопасность;
- социально-педагогической
и психолого-педагогической помощи
семье, ранней диагностики резервов
развития ребенка (физических
и психологических);
- бесплатного пользования
учащимися и студентами фондами
государственных, муниципальных
и учебных библиотек.