Структура системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Российская система образования

Роль образования в развитии российского общества

Структура российской системы образования

Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

Глава 2. Государство и образование

2.1 Приоритеты образовательной политики

2.2 Формирование эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании

2.3 Значение региональных органов власти в модернизации образования

Глава 3. Пример внедрения инноваций в образование на примере Новосибирской области

Механизм внедрения инноваций на уровне муниципальных образований

Механизм привлечения инвестиций в образование

Оценка эффективности инновационного развития образования

Управление инновационным развитием образования

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

структура систем реферат.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

 Обучающиеся должны  иметь информацию о состоянии  и реальных потребностях рынков  труда, о величине затрат, осуществляемых  государством и обществом на  их образование, о качественном  уровне получаемого образования  и его соответствии государственным  образовательным стандартам.

 

 Для повышения объективности  итоговой аттестации выпускников  общеобразовательной школы и  обеспечения равных возможностей  на получение среднего и высшего  профессионального образования  предстоит осуществить изменение  сложившейся системы выпускных  экзаменов в общеобразовательных  учреждениях и вступительных  испытаний в высшие и средние  специальные учебные заведения  с учетом результатов эксперимента  по введению единого государственного  экзамена. При этом в высших  учебных заведениях, осуществляющих  подготовку по профессиям, предполагающим  наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные  программы повышенной сложности,  могут быть установлены дополнительные  требования к приему.

 

 Одновременно будет  отрабатываться система специализированной  подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной  школы, ориентированная на индивидуализацию  обучения и социализацию обучающихся,  в том числе с учетом реальных  потребностей рынка труда. Для  расширения доступности образования  вне зависимости от места жительства  и уровня доходов семьи будет  разработан и реализован комплекс  социально-экономических мер по  обеспечению доступности образования  на всех его ступенях. В числе  этих мер: 

 

- разграничение полномочий  и ответственности между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления;

 

- передача оплаты труда  и обеспечения учебного процесса  в муниципальных общеобразовательных  школах в ведение субъектов  Российской Федерации и придания  им статуса государственных образовательных  учреждений;

 

- введение адресных целевых  выплат для малообеспеченных  учащихся и создание на региональном  и муниципальном уровнях других  механизмов поддержки детей, нуждающихся  в особой социальной защите.

 

 Это обеспечит им  доступность дополнительных образовательных  услуг и возможность обучения  в учреждениях образования, реализующих  программы повышенного уровня; создание  системы государственного образовательного  кредитования, субсидирования для  расширения возможностей детям  из малообеспеченных семей получать  среднее и высшее профессиональное  образование, предусмотрев различные  формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.

 

 Важной организационно-педагогической  мерой будет восстановление на  современной технической основе  учета детей школьного возраста  и создание государственно-общественной  системы обеспечения обязательного  основного общего образования,  мониторинга его реализации.

 

 Для обеспечения сельским  школьникам равных возможностей  в получении качественного общего  образования будут осуществлены  специальные меры по поддержке  сельской школы, а также ее  реструктуризации.

 

 Дети с ограниченными  возможностями здоровья должны  быть обеспечены медико-психологическим  сопровождением и специальными  условиями для обучения преимущественно  в общеобразовательной школе  по месту жительства, а при  наличии соответствующих медицинских  показаний - в специальных школах и школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

 

 Правительство Российской  Федерации планирует осуществить  комплексные меры по борьбе  с беспризорностью, асоциальным  поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе: 

 

- создание сети учебно-воспитательных  учреждений по типу суворовских,  нахимовских училищ, кадетских школ  и корпусов,

 

- казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных,

 

- сельскохозяйственных и  других училищ;

 

- создание специализированных  консультативных подростковых центров,  где подростки решали бы свои  психолого-педагогические и медико-социальные  проблемы;

 

- рационализация порядка  и процедур усыновления детей,  развитие системы приемных семей  и детских домов семейного  типа;

 

- расширение подготовки  специальных кадров - социальных  педагогов и психологов - по профилактике  социального сиротства и для  работы с детьми группы риска; 

 

- подготовка и переподготовка  педагогических кадров, а также  проведение родительского всеобуча  по профилактике наркомании и  алкоголизма; 

 

- введение на федеральном  и региональном уровнях специальных  уполномоченных по правам ребенка. 

 

 Одна из причин, вызывающих  рост асоциального поведения  подростков и молодежи, нерациональная  организация досуговой деятельности  и каникулярного времени, подлинной  проблемой которого становится  детская безнадзорность. Органами  государственной власти всех  уровней и местного самоуправления, органами управления образованием  и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.

 

 Создание условий для  повышения качества общего образования

 

 Базовое звено образования  - общеобразовательная школа, модернизация  которой предполагает ориентацию  образования не только на усвоение  обучающимся определенной суммы  знаний, но и на развитие его  личности, его познавательных и  созидательных способностей. Общеобразовательная  школа должна формировать целостную  систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть ключевые  компетенции, определяющие современное  качество содержания образования. 

 

 Опираясь на богатейший  опыт российской и советской  школы, следует сохранить лучшие  традиции отечественного естественно-математического,  гуманитарного и художественного  образования. Воспитание как первостепенный  приоритет в образовании должно  стать органичной составляющей  педагогической деятельности, интегрированной  в общий процесс обучения и  развития.

 

 Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской  ответственности и правового  самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,  толерантности, способности к  успешной социализации в обществе  и активной адаптации на рынке  труда. В решении этих задач  важно взаимодействие школы с  учреждениями дополнительного образования  детей, которые были и остаются  одной из наиболее эффективных  форм развития склонностей, способностей  и интересов, социального и  профессионального самоопределения  детей и молодежи.

 

 Исключительная роль  в решении задач воспитания  принадлежит семье. В целях  создания необходимых условий  достижения нового, современного  качества общего образования  планируется: 

 

- итогам проводимого эксперимента  пересмотреть структуру и содержание  общего образования, включая продолжительность  обучения на каждой его ступени  (решение о переходе на 11-12-летнее  школьное образование будет принято  по итогам эксперимента не  ранее 2006-2007 годов);

 

- разработать и ввести  в действие государственные образовательные  стандарты общего образования  и вариативный базисный учебный  план, позволяющий учитывать особенности  регионов и возможности общеобразовательных  учреждений;

 

 - провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;

 

- обеспечить дифференциацию  и индивидуализацию образования  при обеспечении государственных  образовательных стандартов на  основе многообразия образовательных  учреждений и вариативности образовательных  программ;

 

- более полно использовать  нравственный потенциал искусства  как средства формирования и  развития этических принципов  и идеалов в целях духовного  развития личности;

 

- отработать и ввести  гибкую систему профилей обучения  в старшей школе, в том числе  путем кооперации старшей ступени  школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального  образования; 

 

- усилить роль дисциплин,  обеспечивающих успешную социализацию  учащихся: экономики, истории, права,  русского, родного и иностранных  языков, улучшить профессиональную  ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную  грамотность; 

 

- обеспечить знания выпускниками  средней школы на уровне функциональной  грамотности как минимум одного  иностранного языка; 

 

- предусмотреть введение  обязательного экзамена по иностранному  языку за курс средней школы  и обязательного экзамена по  информационным технологиям за  курс основной школы; 

 

- создать в системе  профессиональной ориентации условия  для психологической поддержки  молодежи, помощи в выявлении  профессиональных интересов, склонностей,  определения реальных возможностей  в освоении той или иной  профессии; 

 

- отработать в порядке  эксперимента в 2002-2003 годах различные  механизмы реструктуризации основной  и старшей ступени сельской  школы (при сохранении и поддержке  малокомплектных школ и обеспечении  в каждом населенном пункте  условий для реализации программ  дошкольного и начального образования);

 

- организовать на селе  систему "школьных автобусов";

 

- обеспечить в рамках  Федеральной целевой программы  "Развитие единой образовательной  информационной среды (2001-2005 гг.)" развитие дистанционного образования  и др.;

 

- разработать нормативно-правовую  базу для развития новых типов  общеобразовательных учреждений, в  том числе образовательных центров  и комплексов, а также учреждений  для детей, оставшихся без попечения  родителей; 

 

- обеспечить государственную  поддержку школ для одаренных  детей; 

 

- создать эффективную  государственно-общественную систему  экспертизы и контроля качества  учебной литературы, а также поддержки  организации и проведения конкурсов  среди авторов на создание  учебников нового поколения; 

 

- обеспечить государственную  поддержку образовательным учреждениям,  ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса  модернизации образования; 

 

- создать независимую  от органов управления образованием  государственную систему оценки  качества образования, которая  должна стать действенным и  надежным инструментом повышения  эффективности образовательной  деятельности.

 

 

2.2 Формирование эффективных  экономических отношений в школьном  и профессиональном образовании

 

 

 В ходе модернизации  образования, рассматриваемого как  приоритетная отрасль национальной  экономики, государство будет  последовательно наращивать его  финансовую поддержку до необходимой  потребности. 

 

 Важными элементами  формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

 

- введение нормативного  бюджетного финансирования общего  среднего и начального профессионального  образования с учетом обеспечения  государственных образовательных  стандартов и необходимых условий  образовательного процесса;

 

- разработка дифференцированных  нормативов бюджетного финансирования  учреждений (организаций) высшего  и в перспективе среднего профессионального  образования, отражающих характер  реализуемых ими образовательных  программ;

 

- создание системы государственного  образовательного кредитования  субсидирования граждан из малообеспеченных  семей и отдаленных территорий  для получения ими профессионального  образования; 

 

- выделение средств на  развитие образования из бюджетов  всех уровней, включая средства  на приобретение учреждениями  образования учебно-лабораторного  оборудования и информационно-вычислительной  техники, развитие библиотек и  информационных ресурсов, а также  на повышение квалификации преподавателей;

 

- достижение прозрачности  межбюджетных отношений в части,  касающейся финансового обеспечения  образования; 

 

- развитие механизмов  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований с учетом требований  модернизации образования; 

 

- обеспечение целевого  использования средств, выделяемых  на нужды образования из бюджетов  разных уровней; 

Информация о работе Структура системы образования