Обучающиеся должны
иметь информацию о состоянии
и реальных потребностях рынков
труда, о величине затрат, осуществляемых
государством и обществом на
их образование, о качественном
уровне получаемого образования
и его соответствии государственным
образовательным стандартам.
Для повышения объективности
итоговой аттестации выпускников
общеобразовательной школы и
обеспечения равных возможностей
на получение среднего и высшего
профессионального образования
предстоит осуществить изменение
сложившейся системы выпускных
экзаменов в общеобразовательных
учреждениях и вступительных
испытаний в высшие и средние
специальные учебные заведения
с учетом результатов эксперимента
по введению единого государственного
экзамена. При этом в высших
учебных заведениях, осуществляющих
подготовку по профессиям, предполагающим
наличие определенных творческих,
психологических, физических наклонностей,
а также реализующих учебные
программы повышенной сложности,
могут быть установлены дополнительные
требования к приему.
Одновременно будет
отрабатываться система специализированной
подготовки (профильного обучения)
в старших классах общеобразовательной
школы, ориентированная на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся,
в том числе с учетом реальных
потребностей рынка труда. Для
расширения доступности образования
вне зависимости от места жительства
и уровня доходов семьи будет
разработан и реализован комплекс
социально-экономических мер по
обеспечению доступности образования
на всех его ступенях. В числе
этих мер:
- разграничение полномочий
и ответственности между федеральными
органами государственной власти,
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления;
- передача оплаты труда
и обеспечения учебного процесса
в муниципальных общеобразовательных
школах в ведение субъектов
Российской Федерации и придания
им статуса государственных образовательных
учреждений;
- введение адресных целевых
выплат для малообеспеченных
учащихся и создание на региональном
и муниципальном уровнях других
механизмов поддержки детей, нуждающихся
в особой социальной защите.
Это обеспечит им
доступность дополнительных образовательных
услуг и возможность обучения
в учреждениях образования, реализующих
программы повышенного уровня; создание
системы государственного образовательного
кредитования, субсидирования для
расширения возможностей детям
из малообеспеченных семей получать
среднее и высшее профессиональное
образование, предусмотрев различные
формы погашения кредита, субсидии;
необходимо также использовать возможности
государственного образовательного кредитования
и субсидирования для подготовки студентов
по специальностям, имеющим особо важное
значение для экономического и социального
развития государства; нормативно-правовое
регулирование условий привлечения в
сферу образования внебюджетных средств
и их использования, обеспечение защиты
прав потребителей платных образовательных
услуг; последовательное увеличение суммарной
величины академической и социальной
стипендии и доведение ее до уровня прожиточного
минимума; стимулирование создания для
обучающихся фондов рабочих мест с неполным
рабочим днем. Для обеспечения гражданам
равных условий получения на конкурсной
основе среднего и высшего профессионального
образования будут в установленном законом
порядке рассмотрены предложения о предоставлении
на определенных условиях отсрочки призыва
в Вооруженные Силы выпускникам средней
(полной) общеобразовательной школы и
выпускникам образовательных учреждений
начального и среднего профессионального
образования для реализации ими права
на поступление в учебные заведения соответственно
среднего или высшего профессионального
образования.
Важной организационно-педагогической
мерой будет восстановление на
современной технической основе
учета детей школьного возраста
и создание государственно-общественной
системы обеспечения обязательного
основного общего образования,
мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским
школьникам равных возможностей
в получении качественного общего
образования будут осуществлены
специальные меры по поддержке
сельской школы, а также ее
реструктуризации.
Дети с ограниченными
возможностями здоровья должны
быть обеспечены медико-психологическим
сопровождением и специальными
условиями для обучения преимущественно
в общеобразовательной школе
по месту жительства, а при
наличии соответствующих медицинских
показаний - в специальных школах и школах-интернатах.
Дети с проблемами асоциального характера
должны быть обеспечены обязательным
индивидуальным психолого-педагогическим
сопровождением.
Правительство Российской
Федерации планирует осуществить
комплексные меры по борьбе
с беспризорностью, асоциальным
поведением детей и молодежи,
социальным сиротством. В их числе:
- создание сети учебно-воспитательных
учреждений по типу суворовских,
нахимовских училищ, кадетских школ
и корпусов,
- казачьих школ, летных, мореходных,
речных, промышленных,
- сельскохозяйственных и
других училищ;
- создание специализированных
консультативных подростковых центров,
где подростки решали бы свои
психолого-педагогические и медико-социальные
проблемы;
- рационализация порядка
и процедур усыновления детей,
развитие системы приемных семей
и детских домов семейного
типа;
- расширение подготовки
специальных кадров - социальных
педагогов и психологов - по профилактике
социального сиротства и для
работы с детьми группы риска;
- подготовка и переподготовка
педагогических кадров, а также
проведение родительского всеобуча
по профилактике наркомании и
алкоголизма;
- введение на федеральном
и региональном уровнях специальных
уполномоченных по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих
рост асоциального поведения
подростков и молодежи, нерациональная
организация досуговой деятельности
и каникулярного времени, подлинной
проблемой которого становится
детская безнадзорность. Органами
государственной власти всех
уровней и местного самоуправления,
органами управления образованием
и образовательными учреждениями
с привлечением общественности будут
приняты меры по усилению педагогического
влияния на детей и подростков в период
летних каникул и повышению их занятости.
Создание условий для
повышения качества общего образования
Базовое звено образования
- общеобразовательная школа, модернизация
которой предполагает ориентацию
образования не только на усвоение
обучающимся определенной суммы
знаний, но и на развитие его
личности, его познавательных и
созидательных способностей. Общеобразовательная
школа должна формировать целостную
систему универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые
компетенции, определяющие современное
качество содержания образования.
Опираясь на богатейший
опыт российской и советской
школы, следует сохранить лучшие
традиции отечественного естественно-математического,
гуманитарного и художественного
образования. Воспитание как первостепенный
приоритет в образовании должно
стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной
в общий процесс обучения и
развития.
Важнейшие задачи воспитания
- формирование у школьников гражданской
ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к
успешной социализации в обществе
и активной адаптации на рынке
труда. В решении этих задач
важно взаимодействие школы с
учреждениями дополнительного образования
детей, которые были и остаются
одной из наиболее эффективных
форм развития склонностей, способностей
и интересов, социального и
профессионального самоопределения
детей и молодежи.
Исключительная роль
в решении задач воспитания
принадлежит семье. В целях
создания необходимых условий
достижения нового, современного
качества общего образования
планируется:
- итогам проводимого эксперимента
пересмотреть структуру и содержание
общего образования, включая продолжительность
обучения на каждой его ступени
(решение о переходе на 11-12-летнее
школьное образование будет принято
по итогам эксперимента не
ранее 2006-2007 годов);
- разработать и ввести
в действие государственные образовательные
стандарты общего образования
и вариативный базисный учебный
план, позволяющий учитывать особенности
регионов и возможности общеобразовательных
учреждений;
- провести оптимизацию учебной,
психологической и физической нагрузки
учащихся и создать в образовательных
учреждениях условия для сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, в том
числе за счет: а) реальной разгрузки содержания
общего образования; б) использования
эффективных методов обучения; в) повышения
удельного веса и качества занятий физической
культурой; г) организации мониторинга
состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся
в образовательных учреждениях; е) рационализации
досуговой деятельности, каникулярного
времени и летнего отдыха детей и молодежи;
- обеспечить дифференциацию
и индивидуализацию образования
при обеспечении государственных
образовательных стандартов на
основе многообразия образовательных
учреждений и вариативности образовательных
программ;
- более полно использовать
нравственный потенциал искусства
как средства формирования и
развития этических принципов
и идеалов в целях духовного
развития личности;
- отработать и ввести
гибкую систему профилей обучения
в старшей школе, в том числе
путем кооперации старшей ступени
школы с учреждениями начального,
среднего и высшего профессионального
образования;
- усилить роль дисциплин,
обеспечивающих успешную социализацию
учащихся: экономики, истории, права,
русского, родного и иностранных
языков, улучшить профессиональную
ориентацию и трудовое обучение,
обеспечить всеобщую компьютерную
грамотность;
- обеспечить знания выпускниками
средней школы на уровне функциональной
грамотности как минимум одного
иностранного языка;
- предусмотреть введение
обязательного экзамена по иностранному
языку за курс средней школы
и обязательного экзамена по
информационным технологиям за
курс основной школы;
- создать в системе
профессиональной ориентации условия
для психологической поддержки
молодежи, помощи в выявлении
профессиональных интересов, склонностей,
определения реальных возможностей
в освоении той или иной
профессии;
- отработать в порядке
эксперимента в 2002-2003 годах различные
механизмы реструктуризации основной
и старшей ступени сельской
школы (при сохранении и поддержке
малокомплектных школ и обеспечении
в каждом населенном пункте
условий для реализации программ
дошкольного и начального образования);
- организовать на селе
систему "школьных автобусов";
- обеспечить в рамках
Федеральной целевой программы
"Развитие единой образовательной
информационной среды (2001-2005 гг.)"
развитие дистанционного образования
и др.;
- разработать нормативно-правовую
базу для развития новых типов
общеобразовательных учреждений, в
том числе образовательных центров
и комплексов, а также учреждений
для детей, оставшихся без попечения
родителей;
- обеспечить государственную
поддержку школ для одаренных
детей;
- создать эффективную
государственно-общественную систему
экспертизы и контроля качества
учебной литературы, а также поддержки
организации и проведения конкурсов
среди авторов на создание
учебников нового поколения;
- обеспечить государственную
поддержку образовательным учреждениям,
ведущим инновационную деятельность,
как опорным площадкам процесса
модернизации образования;
- создать независимую
от органов управления образованием
государственную систему оценки
качества образования, которая
должна стать действенным и
надежным инструментом повышения
эффективности образовательной
деятельности.
2.2 Формирование эффективных
экономических отношений в школьном
и профессиональном образовании
В ходе модернизации
образования, рассматриваемого как
приоритетная отрасль национальной
экономики, государство будет
последовательно наращивать его
финансовую поддержку до необходимой
потребности.
Важными элементами
формирования эффективных экономических
механизмов модернизации и развития образования,
обеспечивающих фактически новые принципы
и систему финансирования отрасли, должны
стать:
- введение нормативного
бюджетного финансирования общего
среднего и начального профессионального
образования с учетом обеспечения
государственных образовательных
стандартов и необходимых условий
образовательного процесса;
- разработка дифференцированных
нормативов бюджетного финансирования
учреждений (организаций) высшего
и в перспективе среднего профессионального
образования, отражающих характер
реализуемых ими образовательных
программ;
- создание системы государственного
образовательного кредитования
субсидирования граждан из малообеспеченных
семей и отдаленных территорий
для получения ими профессионального
образования;
- выделение средств на
развитие образования из бюджетов
всех уровней, включая средства
на приобретение учреждениями
образования учебно-лабораторного
оборудования и информационно-вычислительной
техники, развитие библиотек и
информационных ресурсов, а также
на повышение квалификации преподавателей;
- достижение прозрачности
межбюджетных отношений в части,
касающейся финансового обеспечения
образования;
- развитие механизмов
финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований с учетом требований
модернизации образования;
- обеспечение целевого
использования средств, выделяемых
на нужды образования из бюджетов
разных уровней;