Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» и Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:43, творческая работа

Описание работы

Читая произведения Сухомлинского Василия Александровича, советского педагога, заслуженного учителя школы УССР, члена-корреспондента АПН СССР (1968, АПН РСФСР с 1957), Героя Социалистического Труда, "Сердце отдаю детям" и Антона Семеновича Макаренко, педагога, прозаика, " Педагогическая поэма", я больше всего интересовалась их точками зрения, связанными с педагогическими методами, установками.
Прежде всего, я обратила внимание, что все проявления своей педагогической практики Сухомлинский описывает на примере работы с малышами, а Макаренко - в основном с подростками в возрасте от 14-15 лет.

Файлы: 1 файл

Читая произведения Сухомлинского Василия Александровича.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Московский педагогический государственный университет

факультет «Славянской и западноевропейской филологии»

 

 

 

 

Эссе по дисциплине

«Педагогика»

по произведениям

Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» и Макаренко А.С. «Педагогическая поэма».

 

 

Выполнила:

студентка 207 группы

Муравлева Е.А.

Преподаватель:

Соломатина Т.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

15 октября 2013 года

Москва 2013

 

Читая произведения Сухомлинского Василия Александровича, советского педагога, заслуженного учителя школы УССР, члена-корреспондента АПН СССР (1968, АПН РСФСР с 1957), Героя Социалистического Труда, "Сердце отдаю детям" и Антона Семеновича Макаренко, педагога, прозаика, " Педагогическая поэма", я больше всего интересовалась их точками зрения, связанными с педагогическими методами, установками. 
Прежде всего, я обратила внимание, что все проявления своей педагогической практики Сухомлинский описывает на примере работы с малышами, а Макаренко - в основном с подростками в возрасте от 14-15 лет.

Сухомлинский был глубоко убежден, что воспитание в первую очередь является духовным общением педагога и ученика. Воспитатель должен быть ещё и другом своему воспитаннику, и товарищем. Малышу важно чувствовать, что о нем не забывают, что его трудности всегда с ним разделят. Сухомлинский писал: «Одно из самых ценных качеств воспитателя – человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца и матери». Я полностью с этим согласна. Ребенок никогда, я считаю, не будет тянуться к преподавателю, а, следовательно, чаще всего и к его предмету, если не найдет отклик в его сердце, не увидит глубокую любовь к себе, а, напротив, обнаружит полное безразличие и черствость. Ещё И.К.Крупская говорила: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Положительное отношение ученика к педагогу имеет огромную степень значимости. Но одной любовью мало чего можно добиться. Так сложилось, что в большинстве своем дети оказываются неспособными к должному самоконтролю. Им постоянно нужен некий «пинок» для начала и продолжения продуктивного действия. Этим «пинком» и должна стать строгая, но в разумной степени, дисциплина. Педагог должен быть примером для воспитанников и показывать все на своем собственном примере. Например, совершенно точно, что творчеству нужно учить. Поэтому даже сочинение должен сначала создать преподаватель, продемонстрировать его детям. Только после этого ребята сами начнут писать.

Чтобы обучение, воспитание детей были не только эффективными, но и не приносящими вреда, необходимо исследовать внутренний мир ребенка, его мышление, важно знать, из какой он семьи, так как именно она оказывает то влияние на его мировоззрение, мироощущение и отношение ко всему происходящему, которое трудно переоценить. Осведомленность о состоянии семьи воспитанника важна ещё и потому, что ни в коем случае нельзя причинить ребенку боль, надавив на больную рану.

Организовывая труд ребенка, необходимо учитывать «особенности его духовного мира на каждой ступени его умственного, нравственного, эмоционального, эстетического развития». Сухомлинский полагал, что добраться до сердца ребенка можно с помощью сказки, игры, фантазии, через его творчество, которое также раскрывают в его душе недра, богатые добротой. А сказки важно для детей не только слушать, но и придумывать. Сказочные образы очень помогают деткам прочувствовать всю прелесть Родины, её красоты. К разговорам о величии родной страны малышей необходимо основательно готовить. Не стоит бояться высокопарности первого слова о могуществе Родины. Главное, чтобы это слово достучалось до сердец детей.

Если говорить непосредственно о методах обучения, то важно помнить, что ребенок мыслит образами. Поэтому вкладывать мысль в головы детей стоит среди природы, которая и является богатейшим источником этих образов. Это облегчает работу детского мозга по переключению с непосредственно этого образа на обработку информации о нём. Процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным. Не последнюю роль эти образы играют и в обучении детей чтению и письму. Они делают это обучение более простым и  интересным. Всегда же, по-моему, проще запоминать то, что вам интересно. А если это запоминание проходит ещё и в игровой форме, то оно становится крайне приятным занятием. Отличным помощником в овладении грамотой является рисование.

Помимо умения читать и писать дети обязаны овладеть способностями «наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами». Необходимо научить ребят пользоваться знаниями.

Сухомлинский ввел в использование «Книгу природы». Вот, что он писал о её задачах: «В чтении «Книги природы» я видел не занятное времяпрепровождение, не увлекательную игру, а путь, который вводил в мир научных знаний. Дети осмысливали те явления окружающего мира, в которых раскрывалась сущность закономерностей природы».  Он рассматривал эту «книгу», как средство воспитания умственной активности. Поэтическое творчество ни в меньшей степени является источником мысли детишек. Ещё развивать умственные силы можно благодаря задачам на сообразительность и игре в шахматы. Очень значимым моментом является овладение детьми способностью мыслить абстрактными понятиями. Видеть взаимодействие вещей. Это необходимо при решении задач. Ребята не должны останавливаться на конкретике. Для того, чтобы иметь возможность находить правильные ответы к задачам, малыши должны иметь достаточное математическое образование, фундаментом которого является знание принципа образования натурального ряда чисел.

Чтобы умственное развитие было полноценным, должен быть непрерывный поток информации. Желание узнать порождает желание трудиться. Как говорил А.Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Ребенок должен своим трудом докопаться до ответа на интересующий его вопрос. Ребенку нужно быть воспитанным пытливой и интересующейся личностью. Необходимо постоянно расширять его кругозор от масштабов, например, родного села до масштабов всей планеты. Мир можно познавать с помощью книги. Но педагог должен позаботиться о том, чтобы ни одним ребенком не была прочитана плохая книжка.

Сухомлинский выдвинул мысль, что речь детей станет выразительной и богатой, если они будут находиться в непосредственной близости с окружающей природой, которая является первоисточником мысли и слова. Я поддерживаю эту теорию. Мир вокруг нас настолько прекрасен и красив, что у ребят непременно появится непреодолимое желание описать его наиболее точно и красочно. Для этого они будут подбирать подходящие слова. Так и обогатится их словарный запас.

Никогда не надо торопить детей. Педагог должен дать достаточное для каждого малыша время на осмысление новой инфомации. Дайте ребенку подумать.

В первое время ребятам вообще не стоит ставить отметки. У слегка отстающих детей из-за неудовлетворительной отметки могут просто опуститься руки. Они рискуют потерять веру в свои силы. Я помню, что, когда я училась в первом классе, нам выдавали за успешные ответы карточки с разными животными: зайчиками, жирафами, котиками… Со временем, конечно, придется ввести отметки. Но только тогда, когда ребенок уже начнет осознавать взаимозависимость «качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение». Но и даже тогда не надо спешить ставить плохие. Будет лучше, считает Сухомлинский, дать ученику второй шанс. Пусть ребенок переделает задание. Оно, наверняка, окажется выполнено более успешно, чем в предыдущий раз. Вот тогда можно и наградить ученика положительной отметкой. Ещё всегда необходимо помнить о дозировании нагрузки. Сухомлинский писал: «Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми». В весенние месяцы особенно необходимо уменьшать нагрузки. Снизить их можно с помощью введения разноплановой умственной деятельности. И нужно постоянно поддерживать здоровье ребенка в безупречном состоянии, следить за полноценным, здоровым питанием. Я убеждена, что ни о какой учебе не захочется думать, если, например, вас мучают головные боли.

Для повышения умственных способностей было бы неплохо удалить повышенный шум из школьного помещения. А к классным занятием учеников нужно приучать постепенно, по чуть-чуть увеличивая количество часов, проведенных в стенах школьного помещения.

Одним из наиболее важных благородных чувств, которые должны быть привиты детям, Сухомлинский считал чувство любви и уважения к людям труда. Оно является источником нравственности человека. Крайне важно не быть эгоистом. Прививкой от этого порока является забота ребенка о чем-то, что не имеет прямых связей с его личными интересами. Почти первостепенной задачей должно являться обучение детей соизмерению своих желаний с интересами других людей. Ребята обязаны осознавать, что своими поступками они должны приносить радость окружающим, осознавать, что все люди взаимозависимы и взаимосвязаны. Воспитанников нужно вводить в трудный мир отношений людей, обучить жизни в коллективе и любви к нему. Их необходимо научить сопереживать другому, объяснить естественность и необходимость желания и умения помочь каждому, кто нуждается. Также деток нужно научить «эмоционально относиться к красоте» и выработать «потребность впечатлений эстетического характера». На эстетическое воспитание способны влиять музыка, кино… Но это влияние не может быть стихийным и чрезмерным. Педагог должен воспитать в малыше чувство собственного достоинства.

Не стоит, считает Сухомлинский, ограждать детей от проявления смелости в повседневной жизни.

Я полностью поддерживаю утверждение Сухомлинского, что без грусти нет доброты. Ограждение ребенка от расстройств, печалей является ошибкой. По моему мнению, мы начинаем что-либо действительно ценить, когда теряем это. Поэтому грусть на самом деле облагораживает сердца людей.

Детям не должно все даваться легко. На собственном опыте знаю, что преодоление трудностей очень подстегивает умственную деятельность. Появляются вопросы. Следовательно, начал работать мозг. А если мозг «завелся», то он потом будет требовать все новой и новой информации и более сложных задач, чтобы «утолить» интеллектуальный голод. Но я считаю, что все-таки трудности должны быть посильными. Иначе при огромном количестве неудачных попыток их преодоления может пропасть вера в себя.

Чтобы зародить у детей чувства ответственности, чуткости, сердечности, отзывчивости, нужно предложить им позаботиться о живом существе.

Заложенными в сердца детей также должны быть чувства долга, справедливости, хозяина родной земли.

Труд у детей должен быть не только умственным, но и физическим. Сухомлинский пишет: «Именно в процессе физического труда формировались важнейшие качества ума моих воспитанников: пытливость, любознательность, гибкость мысли, яркость воображения». Благодаря труду ребенок взрослеет. Конечно, это правда. Ребенок в процессе труда, я полагаю, начинает ценить плоды своей работы, зная, сколько сил было приложено на её выполнение. Зная о тяжести труда, он начинает ценить и труд остальных. Малыш начинает созидать материальные блага. А что же это, если не одно из проявлений взрослости?

Педагог обязан быть тактичным. Если известно, что у ученика случилась беда, то нельзя вызывать его в таком состоянии к доске, нельзя спрашивать с него так же, как со всех остальных, нельзя расспрашивать его ни о чем, если он сам не пожелает рассказать.

Значительное место в «Сердце отдаю детям» отведено коммунистической идее. Сухомлинский считает жизненно важным воспитание этой идеи в сердцах детей. Для этого проводились беседы о коммунистах. Необходимо привить неприязнь к империализму и колониализму. Мир для детей должен открываться как труд, жизнь, борьба людей за светлое и счастливое будущее. Автор писал в своем произведении: «Учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, преданности трудовому народу, верности великим идеалам коммунизма».

При чтении «Педагогической поэмы» Макаренко мне показалось, что он  был более радикальным и жестким в выборе методов воспитания. В своем произведении он даже допускал мысль, что если потребуется, то будет диктатором. В ситуации с Задоровым в самом начале книги он не постеснялся воспользоваться силой, хотя и «не нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство». Похожая ситуация сложилась и с Осадчим, когда в его голову чуть не угодили брошенные заведующим колонией счеты. Но в первом поступке я вижу одно из самых главных черт педагога для Сухомлинского – человечность. Макаренко не стал сдавать Задорова в комиссию, не устроил ему больших проблем. И колонист это оценил по достоинству. Он увидел за этим ударом хорошее, человеческое отношение к себе. Так возникла душевная связь между педагогом и воспитанником.

Одним из педагогических методов воспитания у Макаренко тоже была работа. Своим подопечным заведующий колонией прививал чувство товарищества. Он учил их правильно жить в коллективе.

Макаренко считал важным постоянно демонстрировать ребятам свою веру в их слова, в них самих, в их способности. Более того, он пытался пробудить эту веру в себя непосредственно в мальчишках и девчонках. И он никогда не ставил себя выше них. В колонии было заведено правило, что преподаватели едят за одним столом с ребятами. Макаренко часто играл с колонистами. Даже с помощью игр он старался развить у воспитанников выносливость и смелость (игра в «вора и доносчика»).

Но дисциплина в его колонии была «железная». Даже слишком суровая моментами. Он мог выгнать колониста на улицу, как это случилось, например, с Чоботом после одной из драк. Провинившийся всегда наказывался. Никто не ходил у него в любимчиках. Но каждый мог получить второй шанс, если этого действительно желал. Вообще у Макаренко политика была такая: «Да все равно: ни одна блоха не плоха…» Но дисциплина должна сопровождаться пониманием её необходимости, полезности, обязательности, её классового значения.

Информация о работе Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» и Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»