Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:43, творческая работа
Читая произведения Сухомлинского Василия Александровича, советского педагога, заслуженного учителя школы УССР, члена-корреспондента АПН СССР (1968, АПН РСФСР с 1957), Героя Социалистического Труда, "Сердце отдаю детям" и Антона Семеновича Макаренко, педагога, прозаика, " Педагогическая поэма", я больше всего интересовалась их точками зрения, связанными с педагогическими методами, установками.
Прежде всего, я обратила внимание, что все проявления своей педагогической практики Сухомлинский описывает на примере работы с малышами, а Макаренко - в основном с подростками в возрасте от 14-15 лет.
Макаренко отдавал большое значение разговорам с ребятами. Разговоры были совершенно разного характера: дружеские, воспитательные (например, о вреде пьянства)…
Автор не прививал у ребят любви к церкви, но и не позволял всякие хулиганства в отношении неё.
Часто устраивались чтения книг. Что, я считаю, одна из важнейших просветительских работ. Если человек полюбил читать, то он стал счастливым человеком, по-моему. Книги открывают огромные миры, они дают неисчерпаемый источник знаний.
Макаренко был тактичным педагогом. Он, во-первых, никогда не интересовался прошлым колонистов. Оно не было для него важно. И не хотел он ставить ребят в неловкое положение, бередить старые ошибки. Во-вторых, он не разглашал никогда щекотливые подробности из жизни того или иного воспитанника. Он не стал подвергать Раису неприятному и, возможно, позорному обследованию, когда узнал, что она ждёт ребенка, не рассказал об аборте Веры Березовской.
Антон Семенович утверждал, что «пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения». Он был уверен, что не должно все воспитание базироваться на интересе. Очень часто случается, что воспитание чувства долга не совпадает с желаниями воспитанника. Макаренко настаивал, что педагоги должны воспитывать таких людей, которые могли бы выполнять и неугодную работу.
Приветствовались и военные занятия. Это было важно и для внешнего вида колониста. Он становился более статным, уверенным.
Макаренко была придумана система отрядов, куда был позже добавлен им же сводный отряд. По-моему, это гениальная идея. Все организованно, все учтено, идеальная дисциплина, в ребятах развивается ответственность, навыки работы в коллективе, организаторские качества, чувство долга…Создан совет командиров, что тоже давало определенную власть колонистам. А власть всегда подразумевает под собой ответственность.
Развивал колонистов во всех смыслах этого слова и драмкружок. Важно, что благодаря нему развивался язык колонистов. Также были организованы оркестр и сеансы кино.
Не препятствовал Макаренко и любви.
Автор книги понимал жизненную важность постоянного движения. Нельзя стоять на месте коллективу.
Макаренко отдавал большое значение не только внутреннему, но и внешнему содержания колонистов, потому что «без упаковки вся эта драгоценная требуха рассыплется».
Заведующий колонией особенно выделял значимость области стиля и тона.
Макаренко считал, что многие детали человеческой личности можно формировать в стандартном для всех порядке, но для некоторых требовался индивидуальный подход высококвалифицированного специалиста, а для других необходимы были изобретательность, полет человеческого гения.
Для Антона Семеновича очень важной казалась зарплата для воспитанников. Она могла бы выработать у колониста умение интегрировать свои и общественные интересы, учится ценить заработок. Но эта практика была запрещена.
Макаренко активно пользовался в воспитании таким стимулом, как завтрашняя радость. Мне кажется это очень эффективным и полезным стимулом. Человек не может же ведь жить без цели. В противном случае это уже не жизнь, а существование. Человек идеек к поставленной цели, он развивается, преодолевает трудности.
Макаренко не исключал бойкот как воспитательный метод, хоть и относился к нему с осторожностью.
Производство Макаренко рассматривалось в качестве фактора педагогического влияния.
Призывалось воспитывать чувства чести и долга в человеке.
В заключение я бы хотела сказать, что после прочтения двух этих произведений я была восхищена обеими точками зрения на процесс воспитания. Но ближе мне оказалась позиция Макаренко, потому что, как мне показалось, Сухомлинский придерживался такой позиции, которая заключалась в том, что если упустить в совсем юном, детском возрасте момент качественного воспитания, то в уже даже подростковом возрасте восполнить эту потерю почти не представляется возможным. Макаренко же был, по-моему, убежден, что никогда не поздно всё изменить, нужно лишь приложить достаточные усилия. И для меня Макаренко представляется больше приближенным к реальности.
Информация о работе Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» и Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»