Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 08:11, контрольная работа
Обучение относиться к числу явлений, которые существуют со времен возникновения человеческого общества, поскольку всегда была актуальной потребность подготовить подрастающее поколение к жизни в окружающем мире: передать опыт поведения в различных жизненных ситуациях, научить навыкам трудовой деятельности. В древние времена процесс подготовки подрастающего поколения осуществлялся в форме научения ребенка конкретным действиям(навыкам) путем показа, рассказа, контроля за результатами. В повседневной жизни древних людей этот процесс осуществлялся родителями или теми жителями племени, которые по каким-либо причинам были изолированы от активной жизнедеятельности сообщества, и носил стихийный, бессистемный характер.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЛОГИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 11
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 12
Сущность, движущие силы, противоречия и логика
образовательного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЛОГИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 11
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 12
Обучение относиться к числу явлений, которые существуют со времен возникновения человеческого общества, поскольку всегда была актуальной потребность подготовить подрастающее поколение к жизни в окружающем мире: передать опыт поведения в различных жизненных ситуациях, научить навыкам трудовой деятельности. В древние времена процесс подготовки подрастающего поколения осуществлялся в форме научения ребенка конкретным действиям(навыкам) путем показа, рассказа, контроля за результатами. В повседневной жизни древних людей этот процесс осуществлялся родителями или теми жителями племени, которые по каким-либо причинам были изолированы от активной жизнедеятельности сообщества, и носил стихийный, бессистемный характер. Однако в ходе развития человеческого общества именно процесс научения создал объективную основу для возникновения и последующего развития осознанного, целенаправленного, систематического обучения.
За тысячелетнюю историю существования человеческой цивилизации менялись цели, содержание, методы и формы обучения. Поскольку оно всегда имело исторически обусловленный характер. Однако на всех этапах развития общества сущность обучения как общественного явления заключалась в том, чтобы обеспечить преемственность поколений, создавая условия для полноценного функционирования общества и адекватного ему развития личности.
В сочинениях древних и
средневековых мыслителей под
понятиями ,,обучение”, ,,процесс
обучения” понимается главным
образом преподавание. В начале
нашего века в понятие
Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
Обучение как общественное явление есть целенаправленный. Специально организованный, систематически осуществляющийся процесс передачи старшим поколениям и усвоение подрастающим поколением культурно-исторического опыта, накопленного человечеством.
Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Говоря иначе, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует глубокого осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений.
Так в чем же сущность образовательного процесса? С одной стороны в образовательном процессе выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения некоторые ученые считают определяющей для раскрытия его сущности.
Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Учитель создает для активности обучающегося необходимые и достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у школьника знаний, навыков и умений, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности.
Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл.
Ребенок не может с одинаковым интересом относится ко всем изучаемым в школе предметам в течение всего времени обучения. Вместе с тем не дает эффекта и построение процесса обучения только на педантической организации учебных занятий и требовательности. Отношение к ученью, построенные только на интересе или полном его игнорирование, приучают ребенка либо следовать исключительно своим внутренним, индивидуальным побуждениям, связанным с получением удовольствия, либо относится к ученью как к неприятной повинности. У школьника формируется убеждение в том, что ученье, общественные дела обременительны и, если не вызывают интереса, не заслуживают серьезного внимания.
Процесс ученья, построенный только на интересе, полностью исключающий педантично-требовательною организацию, при всей внешней привлекательности и естественности на самом деле воспитательно не эффективен и противоестественен. Следуя лишь за интересом, который всегда меньше и уже, чем интеллектуальные возможности ребенка, учитель ограничивает, сдерживает его умственные силы, созревшие для решения серьезных учебных задач и разрешения реальных противоречий. Абсолютизация детского интереса сужает диапазон деятельности, сдерживает развитие ребенка, ослабляет его волевые усилия. В воспитательном отношении это неизбежно ведет к формированию эгоистических черт его характера, слабоволию, неумению преодолевать себя и заставлять работать.
В свою очередь ученье, в основе которого педантичное механическое, без всякого интереса, выполнение умственных операций, формализованная отработка умений и навыков, не менее противоестественно и вредно, чем абсолютизация интереса. При таком подходе ребенок утрачивает возможность не только развития своих мыслительных способностей, но и глубокого освоения научной истины. У школьников зарождается мысль о том, что все, связанное с обязанностью и долгом, лишено эмоционального и личностного начала, привлекательности и не приносит удовлетворения. Так в детских душах закладываются основы формального отношения к ученью и жизненным обязанностям.
Весьма действенным фактором, способствующим формированию у учащихся потребности в учении и возбуждающим их познавательную активность, является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и у учащихся появляются внутреннее стремление к учению.
Формированию потребности в учении способствуют доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним, о чем уже шла речь, когда раскрывались общие закономерности воспитания. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и учащимися складываются негативные отношения – это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
Внешняя форма выражения интереса учащихся проявляется в непосредственной направленности их внимания на тот или иной предмет. Подлинный глубокий интерес к ученью – не внешний стимул разнообразной деятельности. Он всегда проявляется как результат углубленной познавательной работы и проявляется как направленность, влечение, мощная движущая сила. Подлинный интерес как длительный, устойчивый, действенный стимул учебной деятельности возник тогда, когда школьником накоплен определенный опыт, знания, навыки, когда им осознаны общественно и личностно значимые цели, психологическая готовность к работе и уверенность в ее успешном завершении. Интерес характеризуется и как готовность к активной деятельности, приносящей удовлетворение. Высшей формой проявления подлинного интереса, его высшей степенью напряженности как результата творческих волевых усилий является увлеченность.
В обучении, как одухотворенном
общественными и личностно-
Непосредственный и внутренний интересы могут быть едины и противоположны, могут дополнять и противоречить друг другу. Источником одного из них является “познавательный рефлекс”, другого – педагогически организованный упорный труд. Первый проявляется как кратковременное психическое состояние познавательной направленности, второй – как черта характера, рожденная упорным познавательным трудом.
Механизмом и одновременно движущей силой учебной деятельности детей является преодоление противоречий, в процессе которых образуется и постепенно осознается детьми действительные мотивы – стимулы.
Анализ движущих сил
процесс обучения является важным условием
эффективности теоретической
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.
Становление педагогических
систем и процессов всегда осуществляется
в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие,
противоположные стороны и
Выделяется 2 группы противоречий: внешние и внутренние.
Внешние противоречия - это противоречия,
возникающие между постоянно возрастающими
требованиями общества к процессу обучения
и актуальным, текущим состоянием этого
процесса.
Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.
Внутренние противоречия процесса обучения:
- противоречия между
выдвигаемыми ходом обучения
теоретическими и
- противоречия между требованиям педагога и возможностями обучаемых;
- противоречия между
содержанием сформировавшегося
до начала обучения личного
опыта учащихся и его
- противоречия, возникающие между отдельными аспектами содержания учебного предмета и соответствующей научной дисциплины и др.
Не любое противоречие
становится движущей силой, а лишь то,
которое соответствует
Основные условия становления противоречия в качестве движущей
силы процесса выявлены М.А.Даниловым.
К их числу исследователь относит следующие:
1) важна не отдельная трудность, а их система,
которая сочетается с условиями, благоприятствующими
их преодолению школьниками;
2) противоречие должно быть содержательным,
имеющим смысл в глазах учащихся; разрешение
противоречия должно осознаваться ими
как необходимость;
3) противоречие должно быть соразмерно
с познавательным потенциалом обучающихся
(так, если при напряжении усилий подавляющее
большинство учащихся не в состоянии решить
поставленную задачу и даже в ближайшей
перспективе не сможет этого сделать,
то такое противоречие не является движущей
силой развития);
Информация о работе Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса