Сущность культуры педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:37, реферат

Описание работы

Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.
Весьма важным показателем педагогической культуры является культура речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других. Грамматически правильная речь, её лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.

Файлы: 1 файл

реферат по риторике.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения, Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.

Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому времени в Западной Европе было грамотно уже 90% населения.

Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагогическая культура (а до того российская дореволюционная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.

Весьма важным показателем педагогической культуры является культура речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других. Грамматически правильная речь, её лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.

Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теоретически все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике.

 

Сущность культуры педагогического общения

 

Культура общения учителя является частью его профессионально-педагогической деятельности. Это сложное интегральное качество личности педагога, включающее культуру речи, культуру поведения и культуру организации различной деятельности и взаимодействия учащихся, а также познание личности, сопереживание ей и самоутверждение ее в ходе культурного диалога. Общение в педагогической деятельности выступает как средство управления учебно-воспитательным процессом, как инструмент воздействия на развитие и становление личности школьника.  

     Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция Я субъектов. Следует отметить, что в организации учебно-познавательной деятельности роль общения и сотрудничества трудно переоценить. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека, лишенного познать иные, чем в его личностной структуре, отношения, мысли, переживания, идеалы. В условиях личностно ориентированного образования возникает потребность в управлении общением в ходе учебной деятельности.

   Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом.        Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенку в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.

   Управление учебной деятельностью предполагает многообразие взаимодействия, помогающего актуализировать личностный опыт каждого ученика. На каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности обучаемого. Управление общением заключается в том, что выбор оптимальных сочетаний форм  взаимодействия обеспечивает ученикам со средними и низкими способностями благоприятные условия в восприятии, понимании и осмыслении содержания учебного материала.  
           Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь,  такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, управлять своим поведением, рефлексировать. Последнее помогает учащимся при общении сознательно корректировать свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, с тем чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности – терпимости и уважительного отношения партнеров друг к другу, признания равенства и одновременного отказа от доминирования и насилия.

    Школьник без общения с учителем, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности. Для этого учитель должен строить общение с учениками как равноправный диалог, где учитель и его ученики должны достигнуть одной цели через взаимопонимание и взаимопомощь в реализации задач обучения и воспитания. Именно это закладывает в ученике механизмы самозащиты, самореализации, саморазвития.

   Культура общения, по Р.М. Фатыховой, – это межличностный диалог на высшем уровне; нравственное общение свободных личностей, построенное на человеческом отношении к человеку, в котором проявляются личные переживания людей, реализуются его принципы. 

   Интересна в этом плане деятельность учителя-новатора И.П. Волкова, который следует в своей роботе специальным психологическим приемам организации творчества детей, выражающихся в конкретных требованиях к общению с ними: 

– нельзя детям запрещать заниматься любимым делом, даже если они не успевают по другим предметам; не следует навязывать ученику свое мнение по поводу самостоятельной творческой работы;  
– при проверке готовой самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у учителя должна преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность и ни в коем случае не должна проявляться резкость, неудовлетворенность, раздраженность.

   Современный учитель должен быть специально «нацелен» на активное и разностороннее общение с ребенком. «И учитель и ученик должны получать удовольствие и удовлетворение от общения через совместную интеллектуальную и творческую работу, и у них общие в этом процессе переживания. Ребенок должен чувствовать, что взрослому это также важно и интересно». В.А. Сухомлинский писал, что «учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимопонимания».

При организации учебной деятельности учитель понимает и принимает ребенка таким, каков он есть, а не осуждает и критикует его, при этом он интерпретирует поступки детей, что создает для них новые возможности отношения к себе, миру, другим людям. Установление контакта и доверительного отношения с детьми является главным в сотрудничестве с детьми. 

Ш.А. Амонашвили успешно решает задачу создания благоприятного эмоционального климата общения, включая приемы демонстрации интереса и уважения к обучаемому, внимание к его интересам и мнению, создавая творческую систему взаимопонимания и взаимодействия. Он считает, что главный момент воспитания сотрудничества должен заключаться в том, чтобы «доставить ребенку радость общения, радость совместного познания, совместного труда, совместной деятельности… Изменение роли учителя в рамках стратегии совместной продуктивной деятельности с учащимися возможно только тогда, когда он перестает быть глашатаем, «транслятором некоей непререкаемой истины», а становится организатором сложной, напряженной личностной работы по решению творческих задач».

В процессе совместной учебной деятельности происходит переход инициативы с полюса учителя на полюс учащегося. В условиях организации учебной деятельности, учитель должен построить учебный процесс таким образом, чтобы осуществлялось внимание к личности ребенка через совместную учебную деятельность, где он выступает в роли наставника и партнера по совместной работе. В личностно ориентированном образовании учитель из непререкаемого авторитета становится внимательным и заинтересованным собеседником и участником процесса познания. Управление  общением предполагает следующие умения учителя:

  • организовывать процесс обсуждения и его содержание;
  • осознавать отношение участвующих сторон к предмету и ходу обсуждения;
  • выстраивать пространственные взаимодействия;
  • побуждать к высказыванию, слушать не перебивая;
  • фиксировать успехи учащихся в совместной деятельности;
  • помогать участникам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе;
  • сохранять непредвзятость и отстраненность в диалоге учащихся;
  • стимулировать творческий поиск;
  • удерживая детали, помнить об общих задачах обсуждения.

    Таким образом, в современной школе меняется отношение учителя к ребенку, которое связано с гуманным подходом, сотворчеством педагога и учащихся в совместной учебной деятельности. Педагог должен относиться к школьнику как к самостоятельному субъекту, способному учиться не по принуждению, а по собственному желанию. Общение является одной из важнейших предпосылок развития и становления личности. Культура общения учителя в этом случае заключается в умении выстраивать учебный диалог не только между собой и детьми, но и внутри детского  коллектива.

Чтобы школьник начал действовать в качестве субъекта учебной деятельности, ему нужен активный оппонент, имеющий свою точку зрения на сложившуюся ситуацию и заинтересованный в поиске выхода их нее. При наличии такого оппонента он вынужден будет подвергнуть свое мнение критическому анализу и оценке, вступив в диалог с носителем других точек зрения. Главное в таком общении – столкновение мнений, которое приводит к взаимному анализу независимых оценок, что определяет силу и слабость каждой из них, помогает преодолеть участнику диалога ограниченность, тем самым создаются условия для осуществления целенаправленного поиска способа решения учебной задачи. Ученик в современной  школе может проявить себя как личность, как субъект обучения только в том случае, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога. Управление учебным процессом будет более эффективным, если:

  • содержание обучения будет соответствовать требованию: оно может быть выявлено и усвоено в деятельности, распределенной между учителем и учеником;
  • учебный процесс будет организован в форме коллективного диалога между учащимися, когда каждый их них имеет право на свою точку зрения и каждый ответ проверяется как возможный вариант решения задачи;
  • в учебном диалоге учащегося будет участвовать учитель. При этом учитель является участником совместного поиска, а не руководителем. Он может высказывать свои мнения, предлагать решения, открытые для критического анализа и оценки в той же мере, как и действия учащихся. Учитель должен слиться с учащимися в поиске способа решения учебной задачи, быть партнером совместного диалога.

Учитель и ученик, как отмечает В.В. Репкин, вносят свой вклад в учебный диалог своими действиями, учитель создает предпосылки для развертывания совместной учебно-поисковой деятельности. Без развернутого обучения способам взаимодействия учебная форма сотрудничества обедняется, что приводит к блокированию рефлексивности и субъектности. Субъектность и есть способность самостоятельно развертывать общение в сотрудничестве с партнерами по совместной работе.

   «На фоне сотрудничества процесс обучения общению движется дальше – от обучения взаимодействию, когда общение использовалось лишь как средство решения соответствующих задач, к обучению самому общению, которое становится целью образовательного процесса. Успешность достижения этой цели связана с реализацией субъект-субъектного, диалогического взаимодействия».

Культура общения учителя – необходимое качество современного педагога, направленное на развитие и становление личности школьника в образовательном процессе, приобщение каждого ребенка к культурным общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество как равноправных партнеров по учебной деятельности.

 

                          Стили педагогического общения

 

Несмотря на то, что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и до сих пор не прекращается, понятие педагогическое общение родилось недавно. И было оно введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым.

Если рассматривать данное понятие в формальном смысле, то педагогическое общение – это профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитание последних как в урочное, так и во вне урочное время.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких  профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится  к самым распространенным типам  педагогического общения. В этом  случае во взаимоотношениях постоянно  прослеживается дистанция во  всех сферах, в обучении, со ссылкой  на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель-ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

Информация о работе Сущность культуры педагогического общения