Сущность культуры педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:37, реферат

Описание работы

Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.
Весьма важным показателем педагогической культуры является культура речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других. Грамматически правильная речь, её лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.

Файлы: 1 файл

реферат по риторике.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

4. Общение-устрашение - негативная  форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное  для молодых преподавателей, стремящихся  к популярности. Такое общение  обеспечивает лишь ложный,. дешевый  авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

 

Заключение

 

Культура общения учителя – необходимое качество современного педагога, направленное на развитие и становление личности школьника в образовательном процессе, приобщение каждого ребенка к культурным общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество как равноправных партнеров по учебной деятельности.

   Педагогическое общение – это не только взаимодействие между педагогом и учащимися, но и умение педагога подобрать ответ даже в некомпетентном для него вопросе, который могут задать учащиеся.На мой взгляд, наиболее ярко проявляющаяся профессиональная позиция педагога будет в том случае, если педагог обратит внимание за заданный  вопрос, создав тем самым такую педагогическую ситуацию, которая создаст у учащихся мотивацию познания ответа на данный вопрос.

    Данное поведение педагога будет профессионально также потому, что педагог сумел быстро отреагировать на изменяющуюся ситуацию, а это обязательное качество профессионализма педагога. И в тоже время это не нарушило структуру урока, а наоборот обогатило его, повысило интерес к данной теме. А для учителя это показало обширность кругозора учащихся.

 

 

Список литературы:

 

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества и перспективы – вопросы образования. – М., 1990.
  2. Василькова Ю. В. Социальная педагогика. М., 2000г.
  3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Галагузова М. А.История социальной педагогики.- М., 2000г.
  5. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подходы и модель).– Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002.
  6. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. – СПб., 2003.
  7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.
  8. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2008.
  9. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  10. Репкин В.В. Развивающее обучение как система. – Томск: Пеленг, 1992.
  11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2009.
  12. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2005.

 

 

 

 


Информация о работе Сущность культуры педагогического общения