Сущность основных теорий личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В последние годы среди отечественных психологов приобретает известность теория личности австрийского психотерапевта и психолога профессора Альфрида Лэнгле. В рамках своей теории он дает понимание динамики развития здоровой личности взрослого человека, описывает антропологическую сущность нарциссизма, раскрывает суть сложнейшего для современной психологии личности понятия аутентичности.

Содержание работы

1. Экзистенциально-аналитическая теория личности Альфрида Лэнгле
• Теория личности А. Лэнгле и русская душа
• Опора на идеи персонализма и экзистенциализма
• Персонализм и экзистенциализм в России
• Связь гуманистической парадигмы психологии Запада с русскими корнями
• А. Лэнгле – ученик В. Франкла
• «Экзистенция» – ключевое понятие
• Поиск пути к исполненной экзистенции
• Риск потерять себя
• Расхождение взглядов В. Франкла и А. Лэнгле
• Феноменологический метод
• Метод, раскрывающий феноменологию внутреннего мира личности
• Экзистенциальноаналитическая антропология
• Экзистенциальноаналитическая теория личности
2.Схема классификации современных теорий личности
3. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр. работа по педагогике. Сущность теорей личности.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Волгоградский государственный  педагогический университет»

Факультет дошкольного и  начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

« Сущность основных теорий личности »

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Бейникова О.Ю.

                                                  Группа: ПМ 22 (ОЗО)

                                                        Проверила: Агапова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2008.


План.

  1. Экзистенциально-аналитическая теория личности Альфрида Лэнгле

    • Теория личности А. Лэнгле и русская душа

    • Опора на идеи персонализма и экзистенциализма
    • Персонализм и экзистенциализм в России
    • Связь гуманистической парадигмы психологии Запада с русскими корнями
    • А. Лэнгле – ученик В. Франкла
    • «Экзистенция» – ключевое понятие
    • Поиск пути к исполненной экзистенции
    • Риск потерять себя
    • Расхождение взглядов В. Франкла и А. Лэнгле
    • Феноменологический метод
    • Метод, раскрывающий феноменологию внутреннего мира личности
    • Экзистенциальноаналитическая антропология
    • Экзистенциальноаналитическая теория личности

2.Схема классификации современных теорий личности 
3. Список литературы.

Экзистенциально-аналитическая  теория личности Альфрида Лэнгле

Теория личности А. Лэнгле и русская душа

В последние годы среди отечественных  психологов приобретает известность  теория личности австрийского психотерапевта и психолога профессора Альфрида Лэнгле. В рамках своей теории он дает понимание динамики развития здоровой личности взрослого человека, описывает антропологическую сущность нарциссизма, раскрывает суть сложнейшего для современной психологии личности понятия аутентичности. Концепция А. Лэнгле вступает в особый диалог с концепциями отечественных психологов. В ней нет идеализации, но нет и упрощения, редукции души до какой-либо абстракции вроде «субъекта деятельности» или «совокупности всех общественных отношений». Тексты А. Лэнгле вызывают щемящее чувство, словно ты давно, всегда это знал, и только теперь вернулся к этому родному и близкому, но почему-то забытому. Теория А. Лэнгле как будто вышла из русской литературы, из Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Кто из нас не помнит нравственных исканий князя Андрея и Пьера? Кто, оборачиваясь теперь на свою жизнь в эпоху перемен, не согласится с тем, что Алеша Карамазов сказал о брате Иване: «Душа его бурная. Ум его в плену. В нем мысль великая, неразрешимая. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Теперь, когда каждый из нас не по книгам может знакомиться с нравами и особенностями сознания других наций, ясно понимаешь – это о нас, о русских. Или вот другой важнейший вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?» При чтении научных статей А. Лэнгле, написанных психотерапевтом, мы с удивлением обнаруживаем, что этому раскольниковскому вопросу посвящена вся теория самоценности, являющаяся одной из важных частей экзистенциально- аналитического учения о личности.

Опора на идеи персонализма и экзистенциализма

Разработанная по канонам современной  западной психотерапии концепция личности А. Лэнгле опирается на идеи персонализма и экзистенциализма. А. Лэнгле – ученик В. Франкла, который учился у выдающегося философа XX века М. Шелера. М. Шелер и М. Хайдеггер были, в свою очередь, учениками Э. Гуссерля. Так развивалось направление экзистенциализма, связанное с человеком, его персональным бытием-в-мире.

Персонализм и экзистенциализм в России

Но еще до того как началась Первая мировая война, после которой  экзистенциализм попал в Европу, а именно, в Германию, он получил развитие в России. Это же можно сказать и о персонализме. Оба направления сформировались на базе русской религиозной философии. Персонализм – в конце XIX века, а экзистенциализм – в начале XX. Одновременно с Россией персонализм получил развитие в США, и лишь позднее – во Франции. Идеи о личности как высшей духовной ценности развивали в России Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский. Утверждение свободной воли человека, принципиальная невозможность познать его сущность до конца, противопоставление личности обществу и его притязаниям определять всю ее жизнь, оппозиция человеческой судьбы историческому прогрессу, примат нравственных оценок над рациональным познанием – вот краткий перечень основных положений этой философии. Вместе с этим Л. Шестов и Н.А. Бердяев – первые русские экзистенциалисты, считающие своим предшественником Ф.М. Достоевского. Радикальная субъективность, а именно – переживание человеком собственной жизни – было для них изначальным и подлинными феноменом, оно являлось некой нерасчлененной целостностью субъекта и объекта, противопоставлявшейся картезианскому разделению духа и тела. И поскольку представители экзистенциализма были одновременно персоналиста- ми, сам экзистенциализм именно в работах русских философов получил развитие в направлении к Персоне, личности, индивидуальности. Подразумевающаяся под этими взглядами картина человека – философская антропология – отличалась присутствием духовного, персонального измерения. Тайна человеческого духа, его неповторимой индивидуальности провозглашалась наиболее актуальным объектом научного исследования, важнейшее место занимали проблемы персональной этики, тема уважения и благоговения перед сущностью отдельной личности.

Связь гуманистической  парадигмы психологии Запада с русскими корнями 

В XX веке в тоталитарном государстве эта антропология не прижилась. После революции на много лет она была забыта отечественной философией и психологией. В последние десятилетия в облике гуманистической парадигмы в психологии она стала возвращаться к нам с Запада. Гуманистическая парадигма объединила широкий спектр подходов, в том числе клиент-центрированную терапию К. Роджерса, экзистенциальную психологию и психотерапию. На фоне этих подходов теория личности и психотерапия экзистенциального аналитика А. Лэнгле выделяется наибольшей рефлексивностью и полнотой. Точные определения понятий, соответствие методологии теории и метода, тончайшее структурирование с использованием феноменологического метода – все это разработано автором на самом высоком уровне. И одновременно чувствуется ее связь с русскими корнями. Многими и многими узами эта теория связана с русской свободной мыслью XX века: не только с персонализмом Н.А. Бердяева и экзистенциализмом Л. Шестова, но также с символизмом П.А. Флоренского, концепцией диалога и антропологией нравственного поступка М.М. Бахтина.

В своих книгах и статьях А. Лэнгле пытается «разрешить мысль» о природе  человеческого духа и человеческой души. Но это не метафизика и не образец  христианской психологии, а современная  научная теория личности, не выходящая за пределы науки и психотерапевтической практики в религиозность и использующая выверенные методы познания.

А. Лэнгле – ученик В. Франкла 

Современный экзистенциальный анализ А. Лэнгле – это теория личности и вместе с тем А. Лэнгле – доктор медицины и психологии, известный психотерапевт и президент IFP – Международной федерации психотерапии, старейшего европейского психотерапевтического сообщества, президент созданного им когда-то вместе с В. Франклом GLE-international – Международного общества экзистенцанализа и логотерапии. Сегодня эта организация развивает идеи экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии и ведет образовательные программы во многих странах мира, с 1999 года – и в России. А. Лэнгле 10 лет проработал с В. Франклом, однако его теория – самостоятельная разработка, во многом полемизирующая с франкловской теорией личности.

«Экзистенция» – ключевое понятие 

Ключевым понятием экзистенциального  анализа является не личность, а экзистенция, – в переводе с латинского – «существование». По иронии, в контексте русской речи слово «существование» имеет смысл, противоположный понятию «экзистенция», которое означает настоящую жизнь, полную глубоких чувств, реализованных начинаний, собственных решений, пусть даже ошибочных, в общем, трудную, конечно, но хорошую жизнь. Прожить настоящую жизнь удается не каждому. И если удалось «жить так, чтобы не было мучительно больно за…» – это будет исполненная экзистенция . Экзистенциально-аналитическая психотерапия как раз и помогает человеку вносить в свою жизнь больше чувства исполненности. Как же этого достичь?

Поиск пути к  исполненной экзистенции 

Если человек черпает из той  наличной ситуации, которая есть, если он, не сетуя на отсутствие идеальных  условий, все же делает то, что считает  в этих условиях самым правильным, наилучшим, значит, он может найти смысл и через это прожить чувство исполненности, отмечал В. Франкл. А что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце, и то, что подсказывает мне моя совесть. Этот рецепт В. Франкла предлагает изменить установку по отношению к жизни, как бы совершить экзистенциальный поворот . Почему моя жизнь не такая, какой должна была бы быть? Разве я не заслуживаю лучшей доли? В. Франкл описывает сетования такого рода как ведущие в тупик. Смысл можно обрести, только сделав поворот на 180 градусов: вместо того, чтобы недоумевать, почему жизненная ситуация не соответствует твоим ожиданиям, спроси себя, соответствуешь ли ты сам ожиданиям ситуации. Такой «поворот» в отношении к жизни актуализирует человеческую способность быть запрошенным жизнью – расслышать запрос наличной жизненной ситуации, соотнести ее с собой и найти единственно правильный для себя ответ на него.

Риск потерять себя

В. Франкл создал основы экзистенциальной антропологии, но он не был персонологом. Его гениальная модель обретения смысла содержала в себе парадокс и ловушку. Если вдуматься, человек, имеющий «хороший слух» к запросам, исходящим из жизни, легко откликающийся на них, рискует потерять себя, даже будучи включенным в многочисленные осмысленные виды деятельности. Не это ли сегодня испытывают большинство работающих людей: много интересной работы, много возможностей карьерного и финансового роста, при этом очень мало времени для чего-то другого. Когда люди выбирают, куда вложить свои способности и душу, для них очевиден смысл их начинаний, им нравится то, что они делают, но этого так много, что часто они испытывают ощущение потери себя: я себе не принадлежу, у меня нет времени на себя, я должен, должен не кому-то, а себе. В какой-то момент человек сам для себя становится проблемой. Он должен теперь расслышать и понять запрос, который не внешние обстоятельства, а он сам посылает себе. «Если честно, вопрос о том, как, оставаясь успешным, не потерять себя и стать аутентичным, волнует меня в 35 лет так же сильно, как волновал вопрос о сексуальности в 15 лет», – сказал как-то один клиент.

Расхождение взглядов В. Франкла и А. Лэнгле

Когда человек сам для себя становится проблемой? Оказывается, не только в  тяжелые моменты жизни, когда нужно мобилизовать силы и мужество. На фоне благополучных обстоятельств, когда твоя жизнь тобой же хорошо налажена, имеет смысл, направлена на дело и других людей, человек, тем не менее, все реже чувствует внутреннее согласие, гармонию. Это вызывает не просто дискомфорт, но страдание. В этот момент основную роль начинает играть самопознание, в возможности и необходимости которого В. Франкл, однако, сомневался. Он обосновал свою точку зрения и покинул созданную им же GLE-international. С этого момента расхождения взглядов В. Франкла и А. Лэнгле начинается оригинальная теория личности А. Лэнгле – теория Person.

 

 

Феноменологический  метод 

Экзистенциально-аналитическая психотерапия и психология используют феноменологический метод. Этот метод восходит к И. Канту, разработан как научный метод познания Э. Гуссерлем, применялся в области философии существования М. Хайдеггером, в области этики – М. Шелером, – оба были учениками Э. Гуссерля. В конце XIX – начале XX века этот метод успешно противостоял принципу объективизма в исследованиях, выдвинутому позитивистской парадигмой науки. Он основывается на радикальном субъективизме, а следовательно, на доверии исследователя собственным впечатлениям. Э. Гуссерль призывал вернуться назад «к самим вещам», к пониманию предмета познания «из него самого», но при этом предъявлял довольно строгие требования к тому, кто познает. Строгие, но выполнимые. В противоположность позитивистской установке, согласно которой наблюдатель должен быть предельно объективен, т.е. полностью исключить эмоции и субъективные суждения, в феноменологии речь идет об установке эмоциональной открытости по отношению к предмету исследования. Так воспринимать можно лишь то, что не вызывает страха, не заставляет невольно защищаться. Феноменолог беспристрастен и предельно доверчив. Он верит всему, что предъявляет предмет восприятия, но он также верит и своим чувствам, которые возникают в ответ на впечатление. Сочетание способности к дистанцированию, без которой не может быть спокойного принятия, с глубокой и полной эмоциональной включенностью и является парадоксальным требованием к опытному феноменологу. Настроившись принять все, что придет, исследователь далее интенционально погружается в объект познания. Что это? Полное внимание и сосредоточенность на другом. И терпение: в ходе такого погружения неизбежно раньше или позже приходит впечатление, но момент его возникновения невозможно контролировать, это не вопрос воли. Задача исследователя – не пропустить впечатления и дать ему время для того, чтобы оно развилось и стало рельефным (для этого главное – ничего не делать, просто оставаться в процессе). Как это для меня? На этот вопрос отвечает впечатление, как будто из глубины поднимается чувство, но можно ли ему доверять? Чувства обманчивы, поэтому важнейшим шагом феноменологического восприятия является проверка впечатления: так ли это? И здесь требуется хорошее знание собственных эмоциональных проблем, страхов, желаний, чтобы не ошибиться, приняв идущее от моего Я за сущность познаваемого. Откуда идет это впечатление: от меня и моих проблем, невольно затронутых внешним, или все-таки ко мне это не имеет отношения и, следовательно, – это сущностная характеристика того, что я пытаюсь постичь? М. Хайдеггер четко выделил три вопроса метода: «Что это?», «Как это?», «Так ли это?»

 

 

Метод, раскрывающий феноменологию внутреннего мира личности

Метод феноменологического понимания  сегодня, в начале XXI века, является проверенным методом исследования, позволяющим получать научные знания о тех сферах, которые не может  исследовать метод эксперимента или объективного наблюдения. С помощью этого метода структурируют глубинные переживания, относящиеся к внутреннему миру личности. Познание сущности вещи, того, что находится за внешней кажемостью, проникновение сквозь фактичность к сути возможно разными путями, но иногда только напрямую – феноменологически. Критерием научности метода является то, что сущность эта неизменна, сколько бы разных феноменологов ее не обнаруживали. Это также характерно для внутреннего мира личности: несмотря на неповторимость индивидуальностей, процессы печали, прощения, обработки вины, волевого решения и др. подчиняются одним и тем же законам, проходят одни и те же стадии. При индивидуальной неповторимости сущность сохраняется. Если бы в своей сущности работа моей души не была подобной той, что протекает в душах других людей, как могли бы люди понимать друг друга, чувствовать близость, сопереживать?

Экзистенциальноаналитическая  антропология

Работая феноменологическим методом, великий философ XX века М. Шелер дал точные и аккуратные определения таким категориям, как уважение, прощение, совесть. Он создал феноменологическую этику, а В. Франкл, будучи его учеником, – свою экзистенциально- аналитическую антропологию.

Триединая модель человека, включающая Дух, Душу и Тело, появилась в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского. Persona – «per se una» – «единая сама по себе »; в соответствии с этой этимологией человек создан по образу и подобию Божьему, а поскольку Бог триедин, в человеке – есть три начала: дух, душа и тело. Фома Аквинский отводил персональному началу роль «совершеннейшего во всей природе»: «Имя persona в наибольшей степени подобает именно Богу», – пишет он [1]. Персональное измерение было для него синонимом совершенного в человеке и было связано с разумом. Так изначально в картине человека присутствовала идея Духа Божьего, она родилась в религиозной среде, но впоследствии воодушевляла не только религиозную, но всю немецкую классическую философию. Человек – триединство, система трех измерений :

Человек – триединство телесного, психического, духовного 

- телесного, подчиняющегося законам болезни или здоровья;

- психического, или, точнее, психодинамического, подчиненного законам сохранения себя любой ценой, а следовательно, законам удовлетворения потребностей;

- духовного, называемого Person, того, что ничем не детерминировано, т.е. свободного в человеке. Персональное измерение человека не может болеть, но может быть блокировано, тогда Реrson приходит в отчаяние, экзистенция не исполняется, человек страдает.

Информация о работе Сущность основных теорий личности