Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:35, контрольная работа
В последние годы среди отечественных психологов приобретает известность теория личности австрийского психотерапевта и психолога профессора Альфрида Лэнгле. В рамках своей теории он дает понимание динамики развития здоровой личности взрослого человека, описывает антропологическую сущность нарциссизма, раскрывает суть сложнейшего для современной психологии личности понятия аутентичности.
1. Экзистенциально-аналитическая теория личности Альфрида Лэнгле
• Теория личности А. Лэнгле и русская душа
• Опора на идеи персонализма и экзистенциализма
• Персонализм и экзистенциализм в России
• Связь гуманистической парадигмы психологии Запада с русскими корнями
• А. Лэнгле – ученик В. Франкла
• «Экзистенция» – ключевое понятие
• Поиск пути к исполненной экзистенции
• Риск потерять себя
• Расхождение взглядов В. Франкла и А. Лэнгле
• Феноменологический метод
• Метод, раскрывающий феноменологию внутреннего мира личности
• Экзистенциальноаналитическая антропология
• Экзистенциальноаналитическая теория личности
2.Схема классификации современных теорий личности
3. Список литературы.
В. Франкл: «Духовность человека – это не просто его особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которое свойственно и животным. Духовное – это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному. Самолет не перестает быть самолетом, когда он движется по земле, хотя он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно также человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе, не обязательно противостоя самому себе. Эта возможность и есть существование (экзистенция), а существовать – значит постоянно выходить за пределы самого себя» [2].
Экзистенциальноаналитическая теория личности
В экзистенциальном анализе А. Лэнгле
мы встречаемся с понятиями самост
Самость – эмпирическое Я
Первые два понятия в общих чертах соответствуют описанным У. Джеймсом в начале XX века двум аспектам личности. То, что У. Джеймс называл эмпирическим Я, и считал тем, что оценивают, это в экзистенциальном анализе – самость. Чистое Я по У. Джеймсу, то, которое выносит оценки, – здесь обозначено как Я. Самость представляет ценностную сферу личности, то же, что проприум (с латинского – «достояние») Г. Олпорта. Самость – сфера важного для человека, того, к чему он не безразличен. В. Франкл говорил: «Самость это поле, в котором Я дышит». Я – орган, функция которого внимательно всматриваться, рассматривать и оценивать все то, что человек считает собственным: его намерения, желания, чувства, поведение. Работа Я составляет основное содержание третьей фундаментальной мотивации в то время как самость – тема второй и отчасти первой фундаментальных мотиваций.
Самоценность –
Третье понятие – самоценность – описывает результат нормального или отклоняющегося функционирования оценивающего Я. Внешние предпосылки самоценности и ее функционирование у зрелой личности исчерпывающе описаны в статье «Грандиозное одиночество» А. Лэнгле.
Схема
классификации современных теорий личности
Типы теорий личности
1. Способ объяснения поведения психодинамическая
социодинамическая
интеракционистическая
2. Способ получения данных о личности
Экспериментальная
Неэкспериментальная
3. Угол зрения на личность Структурные
Динамические
4. Возрастной диапозон Дошкольный и школьный
период жизни Вся жизнь от рождения до
последних дней
5. Понятия, в которых описывается личность
Черты, качества и свойства Формы поведения
Социодинамическая теория – теория, в
которой главную роль в детерминезации
человека отводят внешней ситуации и не
признают существенного значения внутренним
свойствам личности. Их смысл изложен
в формуле, предложенной Левиным:
B=F (P)
B – поведение, F – знак функциональной
зависимости, P – психологические свойства
личности, E – социальное окружение
Психодинамические теории – теории, описывающие
личность и объясняющие её поведение осходя
из внутренних, субъективных характеристик.
B=F (E)
Интеракционистические теории – теории,
основанные на принципе взаимодействия
внешних и внутренних факторов в управлении
активными действиями человека.
B=F (P, E)
Теория личности представляет собой попытки
продвинуться в нашем понимании поведения
человека с точки зрения психологии. Теории
личности имеют отношение не только к
общему функционированию индивидуума,
но также к индивидуальным различиям между
людьми.
Хотя в настоящее время нет общепринятого
единственного определения личности,
тем не менее, в большинстве теоретических
определений личность рассматривается
как общая идея индивидуальных различий,
как гипотетическая структура, как процесс
развития на протяжении жизни, а также
как сущность, объясняющая стабильные
формы поведения. Сфера личностных исследований
является обособленной в психологии благодаря
её попытке синтезировать и интегрировать
соответствующие принципы из всех областей
психологии. Психологии личности также
подразделом академической психологии,
включающим многие теоретические направления,
значительных багаж исследовательских
находок, множество методов и приёмов
оценки, а также принципы понимания и исправление
патологического поведения.
Теории личности выполняют две основные
функции: первая – обеспечение понятийной
основы, дающий возможность объяснить
те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных
событий; вторая – предсказание событий
и связей, до сих пор не изучавшихся.
Теории личности фокусируются на шести
самостоятельных аспектах поведения человека:
структура, мотивация, рост и развитие,
психопатология и изменение поведения.
При оценки теорий используют также шесть
основных критериев: верифицируемость,
эвристическая ценность, внутренняя согласованность,
экономность, широта охвата и функциональная
значимость.
Теории личности основываются на определённых
исходных положениях о природе человека.
Различия между самими теоретиками по
этим положениям составляют принципиальную
основу для различения соответствующих
теорий.
Список литературы.