Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 14:50, контрольная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей учащихся
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей учащихся
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у учащихся;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у учащихся;
Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
……………………………………………………………………………………5
Критерии и уровни нравственной воспитанности учащихся……………….10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
………………………………………………………………………………
Критерии и уровни нравственной воспитанности учащихся……………….10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Задача нравственного развития и воспитания гражданина России является приоритетной в современной национальной доктрине образования. Без приобщения учащихся к духовно-нравственным идеалам, ценностям отечественной истории и культуры невозможно осознать себя частью своего народа, сформировать гражданскую позицию.
Современный уровень развития общества требует от каждого из нас способности построить достойную жизнь, основанную на незыблемых ценностях красоты и добра, высокого уровня образованности, а также желания работать на благо страны и умения защищать ее.
Поэтому закономерен тот факт, что школа не только должна реагировать на процессы, происходящие в обществе, но и находится «в авангарде позитивных социокультурных изменений». Духовно-нравственные идеалы и ценности вырабатываются и проявляются только в процессе деятельности.
Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Ценности как основа целей воспитания существенно влияют (должны влиять) на изменения в системе образования, чтобы не обострять противоречие, когда одни цели (ценности) провозглашаются, а другие действуют.
В современных условиях целью школы "может стать воспитание добродеятелей и добродетелей". В прогностической концепции целей и содержания образования выделены такие ценности, как стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, нравственное здоровье, собственное достоинство и др. Проблема ориентации на нравственные ценности приобретает особую актуальность как проблема научная и практическая.
В ситуации перехода системы образования на новый уровень функционирования от единой к разноуровневой вариативной системе, гарантирующей право учащихся на свободный выбор образовательных учреждении профильного и профессионального обучения, проблема ориентации учителей и учащихся на нравственные ценности в современных условиях становится значимой и актуальной.
В ходе исследования были изучены фундаментальные работы философов, психологов и педагогов, в которых раскрывается проблема нравственности, нравственных ценностей, нравственного формирования личности.
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей учащихся
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей учащихся
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у учащихся;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у учащихся;
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений [7.с 53].
Абстрактный слой морали отражается в понятии "нравственной ценности". Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.
В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие "благо". В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии "ценность" - смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями.
Ценности приобретают личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы, как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании.
Ценности формируются в процессе переживания и осознания младшим школьником значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.
Становление системы ценностей — это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются метаморфозам, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.
Нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль.
Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически - деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека.
Нравственность младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.
Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель нравственного воспитания.
Выделение нравственности как образующего личность начала правомерно, поскольку человек всегда оценивается с точки зрения морали, ценностей, норм и эталонов, принятых в социуме. Так, И.С. Якиманская видит важнейшей целью воспитания ориентацию школьника, прежде всего, «на ценности, чем на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а не «кем быть»)».
Нравственные ценности – высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые.
Общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного.
Нравственные ценности являются генетически производными от ценностей общества и выступают как внутренние носители социальной регуляции, устойчивые мотивационные образования, которые проявляются, с одной стороны, в стремлении человека к отношениям и поступкам, соответствующим моральным нормам, с другой стороны, в осознании себя свободной, совестливой и ответственной личностью.
Следует подчеркнуть, что обогащение мира нравственных ценностей является нравственное совершенствование личности [4, с. 173].
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления [5, с.103].
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и
привычек нравственного
Итак, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных ценностей, соответствующих требованиям общественной морали.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Необходимость ценностных оснований в образовании, реализуемых посредством нравственного воспитания, сегодня очевидна представителям всех уровней власти. Духовно-нравственное воспитание на основе христианских ценностей и смыслов требует раскрытия творческого и духовного потенциала ребенка, следовательно, постижения его духовно-нравственного развития, которое есть центр, ядро, сердцевина всякого личностного развития (ума, чувств, воли).
Одним из важнейших квалификационных требований к педагогу является умение анализировать ход и результат своей работы. Оно связано с необходимостью повышения эффективности своей деятельности, которое возможно только на основе понимания того, что происходит с учащимися, каков характер их развития – не только знания предмета и возрастных изменений, но и нравственной развитости ребенка. Следовательно, необходима выработка методологии определения нравственного развития: формирование принципов, критериев развития, разработка и использование методов диагностики.
Возникает проблема выработки нормы нравственного развития: не как среднеарифметического, а как высшего достижения человека, т.е. нормы как идеала. Это, по сути, показатель духовно-нравственной зрелости личности, который сам по себе выступает как необходимое условие детского развития, без которого оно невозможно. Необходимо выделить те свойства, «новообразования» ребенка, которые должны быть в наличии и по которым мы можем судить об уровне его духовно-нравственного развития, т.е. критерии. Критериями духовно-нравственного развития выступают:
Информация о работе Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»