Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей учащихся
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей учащихся
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у учащихся;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у учащихся;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
……………………………………………………………………………………5
Критерии и уровни нравственной воспитанности учащихся……………….10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

контрольная педагогика.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

- наличие гармоничных  отношений ребенка с окружающим  миром, с другими людьми и самим  собой;

- развитое состояние в  сознании и мировоззрении категории  совести, четких представлений о  добре и зле, готовность к следованию  линии добра;

- стремление к самовоспитанию, самообразованию – соответствию  себя, своего поведения и образа  мыслей;

- потребность и готовность  проявления действенного сострадания  неблагополучию и активного сорадования успехам другого человека и т.д.

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это воспитание его отношений к миру, другим людям, себе самому посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Отсюда необходимо:

- создание развивающих, коррекционных  или реабилитационных образовательных  программ и методов диагностики  по формированию, «выстраиванию»  представлений и связей ребенка  с миром, другими людьми и самим  собой, оптимизации его духовного  потенциала;

- воссоздание детской  игровой традиции, разработка современных  методов, способствующих созданию  одухотворенного детского игрового  пространства для нравственного  становления личности ребенка, формирования  чувства общности  с другими, способности  к сопереживанию как действенному  состраданию неблагополучию и  активному сорадованию успехам другого человека;

- возрождение детского  и молодежного движения просоциальной направленности и организация новых форм детских объединений на основе совместной деятельности, построенной по принципу «один за всех и все за одного».

Сущность педагогического обеспечения механизма освоения учащимися нравственных ценностей как реализация комплекса условий, без которых он осуществляться не может, отражает: включение школьников в деятельность, имеющую нравственную направленность; представленность педагога и детского коллектива как носителей нравственных ценностей, использование специфических форм и методов влияния педагогов на школьников на разных возрастных ступенях; осуществление межвозрастной преемственности; стимулирование самовоспитания.

В процессе реализации деятельностного подхода разные виды деятельности эффективно воздействуют на освоение школьниками нравственных ценностей, если деятельность:

- имеет общественно-ценностный  смысл, нравственную направленность  и принимается внутренне каждым  учащимся;

- создает эмоционально-положительный  настрой в реализации ее содержания  и преодоления возможных трудностей  в ее осуществлении;

- каждым учащимся переживается  ее важность для общества и  личности;

- учащиеся на всех возрастных  этапах испытывают удовлетворение  от ее целесообразной организации  и значимости, конкретных нравственно-значимых  результатов;

- в процессе деятельности  создаются условия для применения  полученных знаний по проблемам  морали, нравственности и проявления  творческого поиска, умело используются  средства стимулирования деятельности;

- выходит за рамки школы и сливается с общественно-полезной деятельностью среды.

Ведущими показателями, определяющими важнейшие уровни освоения данной деятельности являются: готовность участвовать в этой деятельности; фактическое участие в ней; готовность и умение критически оценивать результаты ее выполнения и понимание ответственности за качество выполняемой деятельности перед коллективом и взрослыми [9].

Ценностно-ориентирующие установки у учащихся на разные виды деятельности не одинаковы, ввиду чего они относятся к ней по-разному. Показано, что ценностно-ориентирующие установки учащихся формируются на двух уровнях: уровне обыденного сознания и уровне, обусловленном специально организованной воспитательной деятельностью. Данная деятельность эффективно влияет на освоение учащимися нравственных ценностей при выполнении следующих условий: если педагоги и детский коллектив являются носителями нравственных ценностей.

Эффективность освоения школьниками нравственных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на характерных признаках: - генетической связи (опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе); перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности школьника; связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения школьниками нравственных ценностей (целями, содержанием, формами, методами); целенаправленность – процесс преемственности управляется деятельностью педагога; интерактивной связи (воздействие школьников друг на друга в процессе преемственности); избирательность (удержание и развитие лучшего в освоении школьниками нравственных ценностей).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема приобщения учащихся к ценностям - это важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современных условиях остро стоит проблема общественного согласия, основанного на общечеловеческих ценностях, которые являются критерием оценки отношений между людьми на всех уровнях

Ее решение потребовало выявить роль и место образования в решении глобальных проблем современности. Было обосновано, что в поисках способов решения глобальных проблем современности, разрешения противоречий, возникших в ходе НТР, необходима переоценка ценностей, рождение новых ценностей, к которым дети приобщаются в процессе образования и воспитания и которые, будучи освоены ими в системе целенаправленных педагогических воздействий, начнут определять их ценностные ориентации, их жизненную философию.

Противоречия в современной жизни в целом и в образовании в частности стимулируют поиск социальных и культурно обоснованных решений проблем, порождают новые социальные связи, ценности и идеи. Задача современного образования может быть интерпретирована следующим образом: воспитание учащихся, в сознании которых рациональное и ценностное не только сочетаются, но и иерархически упорядочены. Эта упорядоченность основывается на том, что ценностные аспекты сознания придают направленность рациональным его аспектам: знание (рациональное) будет нереализованным, если оно не будет направляться ценностной ориентацией (ценностное). Ценностная ориентация становится критерием для осуществления гуманистической экспертизы результатов деятельности. Ценностная ориентация определяет и направленность целеполагания человека, моделирования и проектирования деятельности.

Решить данную задачу только посредством познавательных процедур в полной мере не представляется возможным, поскольку научное познание не тождественно освоению мира в целом и духовно-практического в частности. Было установлено, что необходимо создавать такое социокультурное пространство, в котором воспроизводится, транслируется социально-нравственный опыт. Образование, будучи проспективным по своей сути, способно осуществлять как регулятивную, так и ориентационную функции. В реальном своем функционировании образование, уходящее своими корнями в культуру общества, вводит учащихся в ее мир.

В процессе приобщения учащихся к ценностям, осуществляемого в системе педагогического руководства их деятельностью, реализуется единство и взаимосвязь регулятивной и ориентационной функции образования. Регуляция осуществляется с помощью норм, а ориентация задает общее направление для присвоения учащимися ценностей. В качестве такого ориентира выступают общечеловеческие, гуманистические ценности, которые «единодушно приняты во всех высших формах культуры».

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. М.: Школа-Пресс, 2004.- 471с.

2. Бабанский, Ю.К. Педагогика. М.: Наука, 1999.-374с.

3. Богданова, О.С. Этические  беседы с школьниками. М.: Просвещение, 2007.-310с.

4. Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: Просвещение, 2000.-468с.

5. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания. М.: Новая школа, 2006.- 201с.

 

 

 


Информация о работе Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»