Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 14:50, контрольная работа
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей учащихся
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей учащихся
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы воспитания нравственных ценностей у учащихся;
2. изучить критерии и уровни нравственной воспитанности у учащихся;
Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
……………………………………………………………………………………5
Критерии и уровни нравственной воспитанности учащихся……………….10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………….16
- наличие гармоничных
отношений ребенка с
- развитое состояние в
сознании и мировоззрении
- стремление к самовоспитанию,
самообразованию –
- потребность и готовность
проявления действенного
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это воспитание его отношений к миру, другим людям, себе самому посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Отсюда необходимо:
- создание развивающих, коррекционных
или реабилитационных
- воссоздание детской
игровой традиции, разработка современных
методов, способствующих созданию
одухотворенного детского
- возрождение детского
и молодежного движения
Сущность педагогического обеспечения механизма освоения учащимися нравственных ценностей как реализация комплекса условий, без которых он осуществляться не может, отражает: включение школьников в деятельность, имеющую нравственную направленность; представленность педагога и детского коллектива как носителей нравственных ценностей, использование специфических форм и методов влияния педагогов на школьников на разных возрастных ступенях; осуществление межвозрастной преемственности; стимулирование самовоспитания.
В процессе реализации деятельностного подхода разные виды деятельности эффективно воздействуют на освоение школьниками нравственных ценностей, если деятельность:
- имеет общественно-ценностный
смысл, нравственную направленность
и принимается внутренне
- создает эмоционально-
- каждым учащимся переживается ее важность для общества и личности;
- учащиеся на всех возрастных
этапах испытывают
- в процессе деятельности
создаются условия для
- выходит за рамки школы и сливается с общественно-полезной деятельностью среды.
Ведущими показателями, определяющими важнейшие уровни освоения данной деятельности являются: готовность участвовать в этой деятельности; фактическое участие в ней; готовность и умение критически оценивать результаты ее выполнения и понимание ответственности за качество выполняемой деятельности перед коллективом и взрослыми [9].
Ценностно-ориентирующие установки у учащихся на разные виды деятельности не одинаковы, ввиду чего они относятся к ней по-разному. Показано, что ценностно-ориентирующие установки учащихся формируются на двух уровнях: уровне обыденного сознания и уровне, обусловленном специально организованной воспитательной деятельностью. Данная деятельность эффективно влияет на освоение учащимися нравственных ценностей при выполнении следующих условий: если педагоги и детский коллектив являются носителями нравственных ценностей.
Эффективность освоения школьниками нравственных ценностей предполагает осуществление межвозрастной преемственности, которая основывается на характерных признаках: - генетической связи (опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе); перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности школьника; связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения школьниками нравственных ценностей (целями, содержанием, формами, методами); целенаправленность – процесс преемственности управляется деятельностью педагога; интерактивной связи (воздействие школьников друг на друга в процессе преемственности); избирательность (удержание и развитие лучшего в освоении школьниками нравственных ценностей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема приобщения учащихся к ценностям - это важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современных условиях остро стоит проблема общественного согласия, основанного на общечеловеческих ценностях, которые являются критерием оценки отношений между людьми на всех уровнях
Ее решение потребовало выявить роль и место образования в решении глобальных проблем современности. Было обосновано, что в поисках способов решения глобальных проблем современности, разрешения противоречий, возникших в ходе НТР, необходима переоценка ценностей, рождение новых ценностей, к которым дети приобщаются в процессе образования и воспитания и которые, будучи освоены ими в системе целенаправленных педагогических воздействий, начнут определять их ценностные ориентации, их жизненную философию.
Противоречия в современной жизни в целом и в образовании в частности стимулируют поиск социальных и культурно обоснованных решений проблем, порождают новые социальные связи, ценности и идеи. Задача современного образования может быть интерпретирована следующим образом: воспитание учащихся, в сознании которых рациональное и ценностное не только сочетаются, но и иерархически упорядочены. Эта упорядоченность основывается на том, что ценностные аспекты сознания придают направленность рациональным его аспектам: знание (рациональное) будет нереализованным, если оно не будет направляться ценностной ориентацией (ценностное). Ценностная ориентация становится критерием для осуществления гуманистической экспертизы результатов деятельности. Ценностная ориентация определяет и направленность целеполагания человека, моделирования и проектирования деятельности.
Решить данную задачу только посредством познавательных процедур в полной мере не представляется возможным, поскольку научное познание не тождественно освоению мира в целом и духовно-практического в частности. Было установлено, что необходимо создавать такое социокультурное пространство, в котором воспроизводится, транслируется социально-нравственный опыт. Образование, будучи проспективным по своей сути, способно осуществлять как регулятивную, так и ориентационную функции. В реальном своем функционировании образование, уходящее своими корнями в культуру общества, вводит учащихся в ее мир.
В процессе приобщения учащихся к ценностям, осуществляемого в системе педагогического руководства их деятельностью, реализуется единство и взаимосвязь регулятивной и ориентационной функции образования. Регуляция осуществляется с помощью норм, а ориентация задает общее направление для присвоения учащимися ценностей. В качестве такого ориентира выступают общечеловеческие, гуманистические ценности, которые «единодушно приняты во всех высших формах культуры».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. М.: Школа-Пресс, 2004.- 471с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика. М.: Наука, 1999.-374с.
3. Богданова, О.С. Этические беседы с школьниками. М.: Просвещение, 2007.-310с.
4. Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: Просвещение, 2000.-468с.
5. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания. М.: Новая школа, 2006.- 201с.
Информация о работе Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»