Сущность понятия коллектив. Особенности проявления чувств коллективизма у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 06:28, контрольная работа

Описание работы

Актуального данного исследования обусловлена тем, что воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам представляет в настоящее время одну из ведущих задач нравственного воспитания. В детском саду дети имеют равные права и схожие интересы, ребенок учится регулировать свое поведение и строить отношения с другими, ориентируясь также и на чувства и желания сверстников.
Именно в коллективе сверстников дети приобретают практический жизненный опыт, оказывая помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним различные переживания и занимаясь совместной деятельностью.

Файлы: 1 файл

2493-3 Воспитание коллективизма у детей ПедУ КН 13 СИС КЦ Студент.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФИО клиента:

КЦ Студент

Тема работы / вариант:

Воспитание коллективизма у  детей раннего и дошкольного  возраста

Дисциплина:

Педагогика


 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуального данного исследования обусловлена тем, что воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам представляет в настоящее время одну из ведущих задач нравственного воспитания. В детском саду дети имеют равные права и схожие интересы, ребенок учится регулировать свое поведение и строить отношения с другими, ориентируясь также и на чувства и желания сверстников.

Именно в коллективе сверстников  дети приобретают практический жизненный опыт, оказывая помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним различные переживания и занимаясь совместной деятельностью.

Объект данного исследования –  чувство коллективизма у детей  дошкольного возраста.

Предмет – воспитание коллективизма  у детей раннего и дошкольного возраста.

Целью данной работы является изучение особенностей воспитания чувства коллективизма у детей раннего и дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия коллектив;

- проанализировать  особенности проявления чувства коллективизма у детей раннего и дошкольного возраста;

- рассмотреть влияние разных видов совместной деятельности на формирование чувства коллективизма у детей.

Методы  исследования: теоретический анализ научно-методической литературы.

Теоретической основой исследования выступили  труды таких авторов, как Е.О. Смирнова, Я.Л. Коломинский, Г.А. Урунтаева и других.

1 Сущность понятия коллектив.  Особенности проявления чувств коллективизма у детей дошкольного возраста

 

Коллектив - это группа людей, объединенных социально-значимыми  целями, общей деятельностью, направленной на достижение этих целей, общими стремлениями, переживаниями, традициями и взаимной ответственностью друг перед другом.

Коллективизм – это нравственное качество, проявляющееся в чувствах товарищества, долга, принадлежности к коллективу, в способности в случае необходимости ставить общественные интересы над личными. Быть частью коллектива - значит жить его интересами, принимать участие в его деятельности, вносить определенный вклад в его успехи и достижения, иметь общие с коллективом переживания [2, c. 43].

Коллектив дошкольников представляет собой группу детей, объединенную и организованную с помощью воспитателя на основе совместного образа жизни в группе детского сада, коллективной деятельности, общих близких целей, стремлений и переживаний.

 Особенности  детского коллектива проявляются  в том, что таким коллективом  всегда руководит взрослый, направляющий  и координирующий действия детей, формирующий у них представление о роли каждого из них в жизни коллектива, о переживании совместных усилий в осуществлении общей цели.

Коллективизм у детей раннего  и дошкольного возраста возникает  через отдельные проявления социальных чувств к другим детям, основанные на потребности в общении с ними (чувства симпатии, доброты, сочувствия и другие). Под воздействием коллективного образа жизни в детском саду, в совместной деятельности, участие в коллективных занятиях у детей формируются социальные качества [4, c. 121].

Современные педагоги и психологи  рассматривают коллектив в качестве условия всестороннего развития личности. В коллективе человек вступает в разнообразное общение с  другими людьми, накапливая опыт сотрудничества, совместных переживаний и усилий в достижении общих целей. В коллективе успешнее поддаются раскрытию и развитию индивидуальные способности, интересы. Взаимное воздействие разных индивидуумов обогащает всех членов коллектива. В коллективе человек чувствует себя свободным, нужным, окруженным заботой, вниманием. Это укрепляет в человеке уверенность в себе, стимулирует рост самосознания, формирует чувство собственного достоинства. Коллектив является условием становления общественной, социально-значимой направленности личности.

A.С. Макаренко придавал огромное значение роли коллектива как условия всестороннего развития личности. Им был выдвинут и обоснован один из принципов отечественной педагогики: воспитание должно происходить в коллективе [1, c. 95].

Коллектив является сложным сочетанием неповторимых индивидуальностей, чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем лучше протекают процессы развития коллектива в целом. Воспитывающая роль коллектива начинается с того, что заложено в каждом отдельном человеке, какие духовные, психологические ресурсы имеет каждый индивид, какой вклад он вносит в коллектив, дает другим детям.

Взгляды выдающихся отечественных  педагогов и психологов о коллективе и чувстве коллективизма представляют собой теоретическую основу практической деятельности воспитателей.

Таким образом, именно в процессе совместной деятельности формируется умение договариваться, согласовывать действия, справедливо  разрешать конфликты. Постепенно, в  процессе накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя  проявления коллективизма у детей развиваются, усложняются, перерастая в детское общество – коллектив.

 

2 Детское общество и его влияние на формирование чувств коллективизма. Детская дружба

 

Детская дружба является сложным понятием, многогранным и чрезвычайно динамичным, поскольку меняется вместе с развитием и изменением самих детей.

В возрасте 2 – 3 лет главным в  дружбе является эмоциональный контакт, причем дети играют не вместе, а рядом. Это обусловлено возрастными  особенностями психики: дети еще  очень эгоцентричны, им характерно неумение понимать желания, мотивы другого ребенка, поставить себя на его место. Собственные вещи воспринимаются детьми в раннем возрасте как часть себя.

В возрасте 4 – 5 лет партнер по общению  требуется ребенку для того, чтобы  лучше понять самого себя, познать свою личность, потребности, особенности, умения. Позднее в качестве ценностей начинают выступать морально-этические нормы. Старшие дошкольники ценят готовность помочь другому, способность сочувствовать, а также чувство юмора. И наоборот, отвергают жадных, чрезмерно эгоистичных, агрессивных и назойливых.

Поводом для сближения детей  и возникновения дружбы могут  быть внешние обстоятельства, чаще всего территориально-географические (проживание в одном доме, места  за одним столом). Такие отношения имеют более глубокий и стойкий характер в проявлениях совместной деятельности: возникают привязанность, взаимная симпатия, стремление помочь, поделиться, иногда даже в ущерб личным интересам [3, c. 79].

Воспитатель, замечая появления  дружбы, должен поддерживать ее, если ее влияние на детей положительно. Успешному формированию детского общества способствуют следующие факторы:

- коллективная деятельность детей,

- совместные  переживания,

- сплоченность  коллектива работников детского  сада.

 Потребность в общении со сверстниками возникает у детей очень рано, в конце первого года жизни. Необходимо организовывать общение, налаживая взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряя и поддерживая проявления доброжелательности по отношению к другим детям.

У детей  младшего дошкольного возраста хорошо выражена потребность в совместных играх с другими детьми. Эта  социальная потребность представляет собой предпосылку развития общественных взаимоотношений: в коллективе ребенок  учится соотносить свои желания с интересами других детей.

Младшие дошкольники  уже способны быть хорошими, отзывчивыми  товарищами. Воспитатель должен формировать  у детей умение с уважением  относиться к тем, кто младше, по просьбе взрослого заботиться о  новеньких, о детях, пришедших в группу после болезни. С помощью взрослых ребенок должен учить другого тому, что он умеет сам. В игре и повседневном общении со сверстниками дети через подражание взрослым учатся проявлять взаимную заботу, внимание и вежливость.

Интересная  и доступная совместная деятельность детей среднего дошкольного возраста это главное условие, обеспечивающее формирование добрых детских взаимоотношений. Сюда относят и совместные игры, и общие занятия, участие в различных бытовых и трудовых процессах.

Совместная деятельность детей побуждает в них положительные эмоциональные проявления, служащие основой развития социальных чувств и содействующие образованию первых устойчивых социальных навыков и внутренне принятых правил поведения среди сверстников.

 Успешное  формирование взаимоотношений в коллективе обусловлено целым рядом причин:

- имеющимся  у детей опытом общения, положительными  или отрицательными впечатлениями;

- благоприятными  или неблагоприятными условиями  семейного воспитания;

- умением  воспитателя видеть особенности развития каждого ребенка, опираться на его положительные качества [5, c. 183].

Не менее  важным оказывается влияние друг на друга детей в коллективе. Это  влияние успешнее всего происходит в небольшом детском обществе, возникшем в совместном труде или игре. Воспитатель должен поддерживать объединение детей, предоставляя им возможности для самостоятельных решений и действий. С учетом склонности детей к подражанию, необходимо постоянно поощрять в них стремление учиться хорошему, воспитывая отрицательное отношение к плохому поведению.

 Взаимоотношения детей старшего  дошкольного возраста уже намного  сложнее. Приобретенный опыт совместной  практической деятельности, в ходе  которой дети получают навыки  организованного, целенаправленного  поведения, совместного труда и согласованных действий в играх, основанных на общем замысле, содействует развитию активности, инициативности, уверенности в себе.

Воспитатель способствует формированию у детей организаторских умений, умение справедливо и спокойно разрешать конфликты и споры, учитывать мнение коллектива.

Таким образом, совместная деятельность в детском обществе представляет собой ведущее условие и средство формирования детского коллектива. Когда  дети объединены общей целью, на достижение которой направляются их усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда расцениваются как общая работа, они начинают осознавать свою принадлежность к коллективу.

 

 

 

 

 

3 Влияние разных видов детской деятельности на формирование детского общества

 

Процесс формирования детского коллектива связан с задачей воспитания у  детей чувства коллективизма. Дети часто слышат оценку их поведения, которая  мотивирована интересами всего коллектива. Например: «Наши дежурные хорошо поработали, о детях позаботились, приятно сесть за стол».

Еще одним показателем сформированного  коллектива можно считать и совместные переживания детей друг за друга. Когда дети учитывают мнение и  оценку коллектива, испытывают чувство  радости, гордости за него, стремятся  сделать общую жизнь приятней - значит, коллектив в достаточной мере сформирован.

С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становится частью детского общества, товарищем своих сверстников. Он начинает овладевать нормами социального  поведения, выраженными в определенных правилах: жить надо дружно, уметь вместе с другими играть, трудиться, уметь договариваться, и когда надо – уступать. Ребенок должен быть готов помочь товарищу, заботиться о нем, беречь труд других, справедливо оценивать результат труда, поступки свои собственные и других детей.

Отношения коллектива возникают и  развиваются в первую очередь  в совместной деятельности, в общих  переживаниях. Воспитатель стремится  вызвать у детей чувства радости  от общения со сверстниками. Для  этого необходимо, чтобы в основе общения детей лежали доброжелательность и  симпатия друг к другу, общение должно иметь положительную эмоциональную окраску. Педагогу следует помогать детям быстрее знакомиться, лучше узнавать и оценивать в каждом какие-то конкретные особенности и таланты: один ребенок хорошо рисует, другой - строит, третий - дежурит. 

Постепенно по мере накопления опыта  жизни в коллективе сверстников, рядом с понятиями «я», «мое»  возникают понятия «мы», «наше». Иногда социальное отодвигает личное начало на второй план, хотя первый ряд понятий господствовал в жизни ребенка до его поступления в детский сад.

Это означает, что дети стали осознавать себя частью коллектива и готовы подчинять  свои личные интересы общим. Это вовсе  не говорит о стирании индивидуальности или игнорировании, подавлении личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем -  значит ощущать себя равным среди равных, заботиться о тех, кто рядом, понимать, что ты не одинок, что и о тебе тоже думают и проявляют внимание товарищи.

Сближают и сплачивают детей  в коллектив совместные переживания, различные положительные эмоции. Яркие впечатления, получаемые на спектакле  кукольного театра, праздничные утренники  в группе детского сада, интересные сказки, музыка, совместное исполнение песен - все это вызывает глубокий эмоциональный отклик у каждого ребенка, особенно усиливающийся от того, что одновременно возникает у всей группы [6, c. 115].

Положительные впечатления детей  связаны с вечерами праздников и  разнообразных веселых развлечений: сплочению коллектива очень способствует ожидание праздника, совместная подготовка к нему.

Информация о работе Сущность понятия коллектив. Особенности проявления чувств коллективизма у детей дошкольного возраста