Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 06:28, контрольная работа
Актуального данного исследования обусловлена тем, что воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам представляет в настоящее время одну из ведущих задач нравственного воспитания. В детском саду дети имеют равные права и схожие интересы, ребенок учится регулировать свое поведение и строить отношения с другими, ориентируясь также и на чувства и желания сверстников.
Именно в коллективе сверстников дети приобретают практический жизненный опыт, оказывая помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним различные переживания и занимаясь совместной деятельностью.
ФИО клиента: |
КЦ Студент |
Тема работы / вариант: |
Воспитание коллективизма у детей раннего и дошкольного возраста |
Дисциплина: |
Педагогика |
Содержание
Актуального данного исследования обусловлена тем, что воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам представляет в настоящее время одну из ведущих задач нравственного воспитания. В детском саду дети имеют равные права и схожие интересы, ребенок учится регулировать свое поведение и строить отношения с другими, ориентируясь также и на чувства и желания сверстников.
Именно в коллективе сверстников дети приобретают практический жизненный опыт, оказывая помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним различные переживания и занимаясь совместной деятельностью.
Объект данного исследования – чувство коллективизма у детей дошкольного возраста.
Предмет – воспитание коллективизма у детей раннего и дошкольного возраста.
Целью данной работы является изучение особенностей воспитания чувства коллективизма у детей раннего и дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия коллектив;
- проанализировать особенности проявления чувства коллективизма у детей раннего и дошкольного возраста;
- рассмотреть влияние разных видов совместной деятельности на формирование чувства коллективизма у детей.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы.
Теоретической основой исследования выступили труды таких авторов, как Е.О. Смирнова, Я.Л. Коломинский, Г.А. Урунтаева и других.
Коллектив - это группа людей, объединенных социально-значимыми целями, общей деятельностью, направленной на достижение этих целей, общими стремлениями, переживаниями, традициями и взаимной ответственностью друг перед другом.
Коллективизм – это нравственное качество, проявляющееся в чувствах товарищества, долга, принадлежности к коллективу, в способности в случае необходимости ставить общественные интересы над личными. Быть частью коллектива - значит жить его интересами, принимать участие в его деятельности, вносить определенный вклад в его успехи и достижения, иметь общие с коллективом переживания [2, c. 43].
Коллектив дошкольников представляет собой группу детей, объединенную и организованную с помощью воспитателя на основе совместного образа жизни в группе детского сада, коллективной деятельности, общих близких целей, стремлений и переживаний.
Особенности
детского коллектива
Коллективизм у детей раннего и дошкольного возраста возникает через отдельные проявления социальных чувств к другим детям, основанные на потребности в общении с ними (чувства симпатии, доброты, сочувствия и другие). Под воздействием коллективного образа жизни в детском саду, в совместной деятельности, участие в коллективных занятиях у детей формируются социальные качества [4, c. 121].
Современные педагоги и психологи
рассматривают коллектив в
A.С. Макаренко придавал огромное значение роли коллектива как условия всестороннего развития личности. Им был выдвинут и обоснован один из принципов отечественной педагогики: воспитание должно происходить в коллективе [1, c. 95].
Коллектив является сложным сочетанием неповторимых индивидуальностей, чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем лучше протекают процессы развития коллектива в целом. Воспитывающая роль коллектива начинается с того, что заложено в каждом отдельном человеке, какие духовные, психологические ресурсы имеет каждый индивид, какой вклад он вносит в коллектив, дает другим детям.
Взгляды выдающихся отечественных
педагогов и психологов о коллективе
и чувстве коллективизма
Таким образом, именно в процессе совместной деятельности формируется умение договариваться, согласовывать действия, справедливо разрешать конфликты. Постепенно, в процессе накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя проявления коллективизма у детей развиваются, усложняются, перерастая в детское общество – коллектив.
Детская дружба является сложным понятием, многогранным и чрезвычайно динамичным, поскольку меняется вместе с развитием и изменением самих детей.
В возрасте 2 – 3 лет главным в дружбе является эмоциональный контакт, причем дети играют не вместе, а рядом. Это обусловлено возрастными особенностями психики: дети еще очень эгоцентричны, им характерно неумение понимать желания, мотивы другого ребенка, поставить себя на его место. Собственные вещи воспринимаются детьми в раннем возрасте как часть себя.
В возрасте 4 – 5 лет партнер по общению требуется ребенку для того, чтобы лучше понять самого себя, познать свою личность, потребности, особенности, умения. Позднее в качестве ценностей начинают выступать морально-этические нормы. Старшие дошкольники ценят готовность помочь другому, способность сочувствовать, а также чувство юмора. И наоборот, отвергают жадных, чрезмерно эгоистичных, агрессивных и назойливых.
Поводом для сближения детей
и возникновения дружбы могут
быть внешние обстоятельства, чаще
всего территориально-
Воспитатель, замечая появления дружбы, должен поддерживать ее, если ее влияние на детей положительно. Успешному формированию детского общества способствуют следующие факторы:
- коллективная деятельность
- совместные переживания,
- сплоченность
коллектива работников
Потребность в общении со сверстниками возникает у детей очень рано, в конце первого года жизни. Необходимо организовывать общение, налаживая взаимоотношения, основанные на симпатии друг к другу, поощряя и поддерживая проявления доброжелательности по отношению к другим детям.
У детей младшего дошкольного возраста хорошо выражена потребность в совместных играх с другими детьми. Эта социальная потребность представляет собой предпосылку развития общественных взаимоотношений: в коллективе ребенок учится соотносить свои желания с интересами других детей.
Младшие дошкольники уже способны быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Воспитатель должен формировать у детей умение с уважением относиться к тем, кто младше, по просьбе взрослого заботиться о новеньких, о детях, пришедших в группу после болезни. С помощью взрослых ребенок должен учить другого тому, что он умеет сам. В игре и повседневном общении со сверстниками дети через подражание взрослым учатся проявлять взаимную заботу, внимание и вежливость.
Интересная и доступная совместная деятельность детей среднего дошкольного возраста это главное условие, обеспечивающее формирование добрых детских взаимоотношений. Сюда относят и совместные игры, и общие занятия, участие в различных бытовых и трудовых процессах.
Совместная деятельность детей побуждает в них положительные эмоциональные проявления, служащие основой развития социальных чувств и содействующие образованию первых устойчивых социальных навыков и внутренне принятых правил поведения среди сверстников.
Успешное формирование взаимоотношений в коллективе обусловлено целым рядом причин:
- имеющимся
у детей опытом общения,
- благоприятными
или неблагоприятными
- умением воспитателя видеть особенности развития каждого ребенка, опираться на его положительные качества [5, c. 183].
Не менее важным оказывается влияние друг на друга детей в коллективе. Это влияние успешнее всего происходит в небольшом детском обществе, возникшем в совместном труде или игре. Воспитатель должен поддерживать объединение детей, предоставляя им возможности для самостоятельных решений и действий. С учетом склонности детей к подражанию, необходимо постоянно поощрять в них стремление учиться хорошему, воспитывая отрицательное отношение к плохому поведению.
Взаимоотношения детей
Воспитатель способствует формированию
у детей организаторских
Таким образом, совместная деятельность
в детском обществе представляет
собой ведущее условие и
Процесс формирования детского коллектива связан с задачей воспитания у детей чувства коллективизма. Дети часто слышат оценку их поведения, которая мотивирована интересами всего коллектива. Например: «Наши дежурные хорошо поработали, о детях позаботились, приятно сесть за стол».
Еще одним показателем
С поступлением в дошкольное учреждение ребенок становится частью детского общества, товарищем своих сверстников. Он начинает овладевать нормами социального поведения, выраженными в определенных правилах: жить надо дружно, уметь вместе с другими играть, трудиться, уметь договариваться, и когда надо – уступать. Ребенок должен быть готов помочь товарищу, заботиться о нем, беречь труд других, справедливо оценивать результат труда, поступки свои собственные и других детей.
Отношения коллектива возникают и
развиваются в первую очередь
в совместной деятельности, в общих
переживаниях. Воспитатель стремится
вызвать у детей чувства
Постепенно по мере накопления опыта жизни в коллективе сверстников, рядом с понятиями «я», «мое» возникают понятия «мы», «наше». Иногда социальное отодвигает личное начало на второй план, хотя первый ряд понятий господствовал в жизни ребенка до его поступления в детский сад.
Это означает, что дети стали осознавать себя частью коллектива и готовы подчинять свои личные интересы общим. Это вовсе не говорит о стирании индивидуальности или игнорировании, подавлении личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем - значит ощущать себя равным среди равных, заботиться о тех, кто рядом, понимать, что ты не одинок, что и о тебе тоже думают и проявляют внимание товарищи.
Сближают и сплачивают детей
в коллектив совместные переживания,
различные положительные
Положительные впечатления детей
связаны с вечерами праздников и
разнообразных веселых