Сущность понятия коллектив. Особенности проявления чувств коллективизма у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 06:28, контрольная работа

Описание работы

Актуального данного исследования обусловлена тем, что воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам представляет в настоящее время одну из ведущих задач нравственного воспитания. В детском саду дети имеют равные права и схожие интересы, ребенок учится регулировать свое поведение и строить отношения с другими, ориентируясь также и на чувства и желания сверстников.
Именно в коллективе сверстников дети приобретают практический жизненный опыт, оказывая помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним различные переживания и занимаясь совместной деятельностью.

Файлы: 1 файл

2493-3 Воспитание коллективизма у детей ПедУ КН 13 СИС КЦ Студент.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Ребенка в детском саду необходимо учить здороваться со сверстниками, отвечать на приветствие вновь пришедшего и долго отсутствовавшего ребенка, выслушивать товарища, не мешать работе соседа, оказывать помощь другим, утешать плачущего, радоваться новым вещам и событиям в жизни товарища.

Воспитатель должен использовать любую возможность повседневной, бытовой деятельности детей для укрепления в них чувств уважения и внимания к другим. Например, во время умывания и одевания на прогулку требование быстроты нужно мотивировать тем, что нельзя задерживать других детей. В ходе одевания и сборов на прогулку взрослый учит детей обращаться к своим товарищам за помощью и также оказывать ее в ответ.

Нужно поощрять детей, дружно играющих и трудящихся, по своей инициативе приходящих на помощь другу: во время  одевания на прогулку помогает застегивать  пуговицы, завязывать шнурки, помогает товарищу убирать игрушки.

Теплоту во взаимоотношения привносит традиция праздновать дни рождения детей в группе, петь всем вместе «Каравай», говорить поздравления, дарить подарки, угощать.

Для формирования у детей представления  о нормах и правилах жизни в  коллективе, о дружбе и товариществе воспитатель должен использовать литературные произведения, картины и иллюстрации соответствующей тематики, этические беседы.

В воспитании у детей социальных отношений и чувства коллективизма  помогают такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука»  И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «Песенка друзей» С. Михалкова и другие [5, c. 124].

Понимание, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, появляется, когда с детьми обсуждают такие  произведения, как «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского и другие. Стихотворения и песни о детском саде, о дружбе способствуют воспитанию у детей чувства товарищества и социальных навыков.

При появлении первых признаков  дружбы воспитателю следует укреплять  эти проявления: подружившихся детей можно назначить дежурить вместе, поставить  их в пару на прогулке, посадить за один стол.

Таким образом, воспитателю следует  учить детей совместной деятельности, вызывать у них радость от ее процесса, удовлетворение от полученного результата. Формирование детского коллектива обусловлено таким факторами, как коллективная деятельность, совместные переживания и  сплоченность коллектива работников детского сада.

 

 

4 Практическое исследование межличностных  отношений в детском коллективе

 

Объектом практического исследования стали межличностные отношения  в старшей группе детского сада. Исследование проводилось с помощью  адаптированного для дошкольников социометрического теста Я.Л. Коломинского. Тест отражает место каждого ребенка в психологической структуре коллектива конкретной группы.

По результатам исследования было выявлено следующее. В группе из 12 человек:

1) присутствует 1 лидер, которого выбрали 7 человек.

2) предпочитаемых 8 человек, причем один из них имеет довольно высокий социометрический статус, что говорит о возможности появления второго лидера в данной группе дошкольников.

3) пренебрегаемых оказалось 2 человека.

4) также был выявлен 1 изолированный.

Анализируемая группа детского сада  имеет полную статусную структуру, преобладает благоприятная статусная группа (9 человек из 12), что позволяет говорить о благоприятном эмоциональном климате данной группы.  Поскольку большинство детей оказалось в благоприятных статусных категориях, можно сделать вывод о наличии высокого уровня благополучия во взаимоотношениях. Также результаты свидетельствуют о высокой сплоченности детей в группе, привязанности их друг к другу и удовлетворенности отношениями.

Таким образом, можно говорить о  хорошем развитии чувства коллективизма  и общности у детей данной группы, наличии благоприятной для развития атмосферы дружелюбия и сплоченности. Тем не менее, воспитателю следует направлять свои действия на укрепление психологической структуры группы, а также способствовать переходу двоих пренебрегаемых детей и одного изолированного в категорию предпочитаемых.

Заключение

 

Таким образом, коллективизм представляет собой нравственное качество, проявляющееся в чувствах товарищества, долга, принадлежности к коллективу, в способности в случае необходимости ставить общественные интересы над личными. Быть частью коллектива - значит жить его интересами, принимать участие в его деятельности, вносить определенный вклад в его успехи и достижения, иметь общие с коллективом переживания.

Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная с помощью воспитателя на основе совместного образа жизни в группе детского сада, коллективной деятельности, общих близких целей, стремлений и переживаний.

В процессе совместной деятельности детей формируется умение договариваться, согласовывать действия, справедливо разрешать конфликты. Постепенно, в процессе накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий воспитателя проявления коллективизма у детей развиваются, усложняются, перерастая в детское общество – коллектив. Когда дети объединены общей целью, на достижение которой направляются их усилия, когда они должны согласовывать свои действия, а результаты их труда расцениваются как общая работа, они начинают осознавать свою принадлежность к коллективу.

Формирование детского коллектива обусловлено таким факторами, как  коллективная деятельность, совместные переживания и  сплоченность коллектива работников детского сада. Воспитатель должен использовать любую возможность повседневной, бытовой деятельности детей для укрепления в них чувств уважения и внимания к другим. Также для формирования у детей представления о нормах и правилах жизни в коллективе, о дружбе и товариществе воспитатель должен использовать литературные произведения, картины и иллюстрации соответствующей тематики, этические беседы.

Список использованных источников

 

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 2008. – 319 с.
  2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Академия, 2009. – 352с.
  3. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2009. – 327 с.
  4. Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Эксмо, 2011. – 421 с.
  5. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
  6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2010. – 284 с.

суббота, 21 декабря 2013 г., 12:56:23


Информация о работе Сущность понятия коллектив. Особенности проявления чувств коллективизма у детей дошкольного возраста