Сущность понятия «Педагогический процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Наиболее существенными из них являются задачи умственного, эмоционального, нравственного, физического развития, а также задачи индивидуально-личностного развития и культурологического воспитания (усвоение воспитанниками высших ценностей мировой художественной культуры). Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………….………….……..…….…...….….….3
Понятие педагогического процесса……………………………….….……4
Целостность педагогического процесса….….……......…………………….…...6
Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса..….....9
Возрастосообразность педагогического процесса...…...……………………...12
Заключение………………………………………………….………………..………..…..14
Библиография………………………..………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 534.92 Кб (Скачать файл)

НОУ СПО «Семеновский колледж экономики и менеджмента»

      Специальность: «Дошкольное образование»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине: «Педагогика»

на тему: «Сущность понятия

«Педагогический процесс»

 

 

                        Выполнила: студентка I курса,

                                           5 У потока заочной формы обучения

                                Поляшова Светлана Владимировна

 

 

                Проверил: преподаватель

                     Грибанова Ольга Васильевна

 

 

 

 

 

г. Семенов

2015 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………….………….……..…….…...….….….3

  1. Понятие педагогического процесса……………………………….….……4
  1. Целостность педагогического процесса….….……......…………………….…...6

  1. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса..….....9

  1. Возрастосообразность педагогического процесса...…...……………………...12

Заключение………………………………………………….………………..………..…..14

Библиография………………………..……………………………….…….………….......15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 29.12.2012г. введен в действие  новый федеральный закон «Об образовании в РФ».

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Развитие человеческого общества предполагает преемственность социального опыта от поколения к поколению. Передача социального опыта может происходить разными способами. Однако практика показывает, что наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Наиболее существенными из них являются задачи умственного, эмоционального, нравственного, физического развития, а также задачи индивидуально-личностного развития и культурологического воспитания (усвоение воспитанниками высших ценностей мировой художественной культуры). Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

 

 

 

 

Понятие педагогического процесса

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на расширение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Педагог – субъект, организующий и направляющий этот процесс. Воспитанник – субъект, чья деятельность является необходимым условием усвоения им опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии. Педагоги и воспитанники как субъекты деятельности являются главными компонентами педагогического процесса. К компонентам педагогического процесса относятся также его цели, результаты, содержание, организация.

Подлинно гуманистическое отношение к воспитанию предполагает активность ребенка как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Это необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития.

Воспитание не есть приспособление воспитанников к наличным формам социального бытия, не подгонка под некий стандарт. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии превращается в действительность. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

 «Воспитывать – значит, направлять развитие субъективного  мира человека», действуя в соответствии  с тем нравственным идеалом, который  воплощает требования общества  к растущему человеку, и, вместе  с тем, преследуя цель максимального  развития индивидуальных особенностей  ребенка.

Как указывал Л. С. Выготский, «воспитатель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым воспитанником».

Опыт, осваиваемый воспитанниками в деятельности, составляет содержание педагогического процесса. Освоение опыта наиболее успешно происходит при использовании специально подобранных для этого педагогических способов взаимодействия и средств в специально организованных условиях. Таким образом, сущность педагогического процесса состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных способов и средств.

Взаимодействие участников педагогического процесса – педагогов и воспитанников – специально организуется и направляется педагогами для реализации поставленной цели, поэтому цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором.

Цель педагогического процесса детализируется в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируется в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесенной целью и условиями ее реализации. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг на пути к поставленной цели. Динамика педагогического процесса, прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой.

Движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречиях. Педагогический процесс, в силу своей сложности, очень противоречив. Его движение от задачи к задаче происходит в результате разрешения его противоречий. Противоречия педагогического процесса подразделяются на объективные (существующие независимо от субъектов педагогического процесса) и субъективные (являющиеся следствием действий субъектов, например, ошибочно принятых педагогических решений). Движение педагогического процесса обеспечивается посредством научно обоснованного разрешения объективных противоречий, а также своевременного осознания и устранения противоречий субъективных.

Наиболее общим объективным противоречием является противоречие между возможностями воспитуемых и требованиями, которые к ним предъявляют общество, детский сад, воспитатели, затем школа и учителя. Это противоречие обусловлено невозможностью выполнять предъявляемые требования раньше, чем для этого созреют объективные условия: у ребенка сформируются необходимые качества, свойства личности, расширятся знания, разовьются способности.

 

 

 

 

Целостность педагогического процесса

Историческое развитие педагогической профессии привело к разграничению, а иногда - к противопоставлению основных педагогических процессов: обучения и воспитания. Однако представления о том, что "учитель учит, а воспитатель воспитывает" ошибочны. В педагогическом процессе происходит формирование и развитие личности, которая является целостным образованием. Целостность личности воспитанника объективно требует целостности процессов, влияющих на неё.

Начиная с середины XIX в. прогрессивные педагоги все чаще отмечают единство обучения и воспитания. Так, И.Ф.  Гербарт,  писал:  «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств».  Важный вклад в исследование педагогического процесса внёс П.Ф. Каптерев, по замыслу которого общеобразовательный курс школы должен обеспечивать правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. В период становления советской педагогики представления о целостности педагогического процесса расширили Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич,  С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Следует особо отметить роль Ю.К. Бабанского в пропаганде целостного восприятия педагогического процесса.  

Развитие теории целостного педагогического процесса в постсоветский период связано преимущественно с научной школой В.А. Сластенина. 

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов. 

Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.  

В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:

        • знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством;
  • умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовым алгоритмам; 
  • опыта творческой  деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен;
  • опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. 

Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной,  развивающей и воспитательной. Основные функции, в свою очередь, трансформируются в единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели педагогического процесса: формирования гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе (рис. 1).

 

Рис. 1. Содержательная целостность педагогического процесса

 

 

Для решения любой из задач требуется освоение воспитанником знаний, опыта действий по алгоритмам (умений и навыков) и творчества, а также опыта отношений к окружающему миру.

Приведём пример. Освоение воспитанником некоторых культурных норм и правил поведения относится к задачам воспитания. Для этого воспитанник должен освоить:

  • знания о сущности данных культурных норм и способах их реализации в своей деятельности и поведении;
  • опыт следования данным нормам в повседневной жизни (навыки, привычки, соответствующие культурным нормам);
  • опыт соблюдения культурных норм в новых для воспитанника условиях (для этого ему потребуется творчески интерпретировать усвоенные правила культурного поведения);
  • опыт уважительного отношения к окружающим людям, заложенного в осваиваемых нормах и правилах поведения.

При неполном освоении этих компонентов освоение культурной нормы будет поверхностным, а её реализация - носить ситуативный характер (например, воспитанник ведёт себя культурно лишь тогда, когда за ним наблюдает педагог).

В организации педагогического  процесса  свойство целостности приобретается им при обеспечении единства процессов четырёх основных видов (рис. 2.):

Информация о работе Сущность понятия «Педагогический процесс»