Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:53, контрольная работа
Обучение и воспитание родились вместе с человеческим обществом. Они были необходимы для того, чтобы накопленный опыт - социальный, производственный, духовный - не был утерян новыми поколениями людей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению.
Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и преемственность в и хработе, своевременно выявлять уровень воспитанности учеников, «зону ближайшего развития».
Принцип доступности и посильности. Обучение должно быть связано с индивидуальными особенностями ученика, с его личным опытом, уже имеющимися знаниями и умениями. В противном случае материал не будет усвоен.
Обучение должно быть доступным данному классу , возрасту, уровню развития. Существенный признак доступности — связь получаемых знаний с теми, которые имеются в сознании ученика.
Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны. Доступно все то, что основано на имеющихся в сознании ребенка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосредственного отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Знания становятся доступными тогда, когда они основаны на личном опыте ребенка, входят «звеном в состав его личного опыта».
Принцип доступности обучения включает три стороны.
1. Сообщаемые новые знания
2. Изучаемая система знаний
3. В конкретных условиях
Принцип наглядности. Принцип, введенный в педагогику Коменским и Песталоцци. Одним из необходимых элементов обучения является создание зрительных образов, моделей, изображающих или имитирующих те или иные изучаемые явления.
Принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств, или «каналов связи», человека с окружающим миром различна. Отмечают наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, тем самым ставят принцип наглядности на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств.
Все органы человека взаимосвязаны.
Теория познания диалектического материализма дает возможность глубоко понять место чувственного образа в познавательной деятельности человека, раскрыть диалектику перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному.
Принцип сознательности и активности. В процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность.
ное положение в познавательной деятельности учащихся и пре*
Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.
Народность обучения. Педагогическая деятельность должна быть
Направлена на широкий круг учащихся, а не на представителей определенных слоев населения.
Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Реализация этого принципа требует привести содержание и формы деятельности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. Каждый ребенок— это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения.
Кроме принципов, сформулированных Ушинским и другими педагогами, в наши дни используются следующие идеи.
1. Принцип гуманизации —
2. Принцип целостности —подразумевает достижение сплоченности всех элементов процесса обучения.
3. Принцип культуросообразности — имеет в виду использование культуры страны, региона в воспитании ученика.
4. Принцип единства обучения и повседневной жизни учащегося — обучение не должно проходить в отрыве от каждодневного опыта учащегося.
5. Принцип профориентации —
обучение должно быть
Несмотря на то, что все вышерассмотренные принципы неотрывно связаны друг с другом, педагог должен четко понимать, что каждый из них индивидуален.
Воспитательное воздействие преподавателя на личность обучаемого выражается, в конечном счете, в его нравственных качествах. Хотя на учащегося влияет и внешняя среда(внешние факторы), однако влияние педагога, учителя не сравнить ни с чем, если только педагог сам является яркой личностью(духовно и нравственно богатой).
Способ его общения с обучаемыми, умение четко и продуктивно организовать учебный процесс оказывают подчас более сильное воздействие на психику обучаемых, чем многочасовые нравоучения.
Обучение — процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему — педагогу. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения — преподавание. Вторая сторона этого
процесса — учение, она реализуется в деятельности обучаемых. Большое значение при этом имеют такие качества слушателей, как активность и самостоятельность. Задача преподавателя состоит в том , чтобы, действуя продуманно и педагогически грамотно,
сформировать такие качества.
Функции процесса обучения
Функции обучения
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.
Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.
Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается процессе деятельности. Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин “развивающее обучение” .
Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
- вооружить учащихся системой научных
знаний, умений и навыков
в соответствии с принятым стандартом
образования;
- научить творчески использовать эти
знания, умения и навыки
в практической деятельности;
- научить самостоятельно приобретать знания;
- расширить общий кругозор для выбора
дальнейшего пути получения
образования и профессионального самоопределения.
Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:
- логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.);
- воображения;
- различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);
- качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);
- речи (словарный запас, образность, ясность
и точность выражения
мысли);
- познавательного интереса и познавательных потребностей;
- сенсорной и двигательной сфер.
Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.
В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями й навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности.
Воспитывающая функция проявляется в обеспечении;
- осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
- формирования его нравственно-ценностных
ориентиров в процессе
овладения знаниями, умениями и навыками;
- воспитания нравственных качеств личности;
- формирования положительных мотивов учения;
- формирования опыта общения между учащимися
и сотрудничества
с учителями в учебном процессе;
- воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.
Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создаст систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителя к процессу обучения.
Кроме познавательной воспитательной и развивающей функции обучения, некоторые ученные выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.
Методы обучения
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций:
1. Традиционная: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
2. Методы по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов):
а) приобретения знаний;
б) формирования умений и навыков;
в) применения знаний;
г) творческой деятельности;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений, навыков.
3. Методы по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
б) репродуктивный;
в) проблемное изложение;
г) частично поисковый;
д) исследовательский.
4. По дидактическим целям:
1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: -информационно-развивающие методы(устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); -эвристические (поисковые); -методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); -исследовательский метод.
2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников и др.): -упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); -практические работы.
Заключение
В данной работе, посвященной изучению процесса обучения, были рассмотрены следующие его основные характеристики: сущность, закономерности, принципы и методы.
Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Информация о работе Сущность процесса обучения и его общая характеристика