Сущность профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 18:57, реферат

Описание работы

Изменение социально-экономической ситуации в современном обществе нестабильность рынка труда, постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. Он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии думать о будущем. Многие исследователи профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, С.Н. Чистякова, И.Г. Шамсутдинова.) отмечают, что большинство выпускников школы не готовы к решению этой задачи.

Файлы: 1 файл

реферат глухие.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение.

 

          Изменение социально-экономической ситуации в современном обществе нестабильность рынка труда, постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. Он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии думать о будущем. Многие исследователи профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, С.Н. Чистякова, И.Г. Шамсутдинова.) отмечают, что большинство выпускников школы не готовы к решению этой задачи. Чаще всего старшеклассники совершают неосознанный, необоснованный выбор профессии и испытывают при этом существенные трудности. В большей степени такие затруднения испытывает человек с различными нарушениями в развитии, в частности, нарушениями слуха. Практика показывает, что у молодых людей с нарушенным слухом возникают значительные трудности в определении своего места в мире профессий. Снижение профессиональной пригодности, связанное с дефектом слуха, заметно сужает сферу их профессионального выбора, а трудоустройство, которое зависит от социально-экономического состояния общества, ограничивает возможности их профессиональной самореализации. Проблема профессионально – трудовой подготовки, профессиональной ориентации и социально – трудовой адаптации, является одной из самых актуальных и в школе, и в жизни глухого и слабослышащего.

 

 1.Сущность профессиональной ориентации.

 

 Профессиональная ориентация детей с нарушениями слуха и формирование способности выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям.

Для обозначения путей и способов содействия учащимся с нарушенным слухом в выборе профессии, предупреждении возможных трудностей и преодолении возникших проблем в первую очередь необходимо определить сущность и структуру самого процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это длительный, непрерывный процесс, осуществляющийся на протяжении всей профессиональной жизни человека. Данный процесс не заканчивается однократным выбором профессии, так как личность постоянно переосмысливает свое отношение к профессиональной деятельности и себе, ищет смысл в выбранной профессии, а также уточняет профессиональный выбор (смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации и т.д.). В целом актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. В ситуации современных рыночных отношений и значительных социально-экономических преобразований важнейшими условиями самоопределения человека являются его гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив, совершенствование в профессии, готовность к ее смене и иному виду профессиональной деятельности, умение самореализовываться в другой производственной обстановке. Профессиональное самоопределение человека проходит несколько этапов, однако на период обучения в школе приходится только один из них – проективный. По данным Л.И. Божович, в норме у подростков примерно с 12 лет отмечается постепенное углубление самопознания, что в старшем школьном возрасте (15 – 16 лет) приводит к формированию профессионального и жизненного самоопределения как результата внутреннего поиска своего Я [1].

 П.А. Шавир считает этот возраст периодом становления профессионального самосознания как избирательно направленной деятельности, включающей знание и осознание своих качеств, значимых для будущей профессиональной деятельности; самооценку в соответствии с требованиями будущей профессии.

Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определится со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подросткового поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы проф. консультации молодежи; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией. Таким образом, проблема профессионального отбора специалистов, сформировавшаяся на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, педагогики, относится к разряду крупнейших научно-практических проблем, связанных с учётом физиологических особенностей и возможностей подростка, желающего «вписаться» в контур системы «человек – деятельность – среда».

 

 

2. Вопросы профессиональной ориентации старшеклассников с нарушениями слуха.

 

 

У учащихся с нарушенным слухом процесс профессионального самоопределения на проективном этапе имеет свои особенности. Отечественные дефектологи доказали, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка обнаруживаются и у детей с нарушенным слухом, но по-особому. Недостаток слуха влияет на развитие всех психических процессов детей. Многие исследователи (В.Л. Белинский, Т.Г. Богданова, А.П. Гозова, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и др.) свидетельствуют об отставании на два–три года в развитии всех психических процессов, эмоциональной сферы, самосознания, самооценки и в целом личности ребенка с нарушениями слуха по сравнению со слышащими детьми. Глухой ребенок оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям и действительности. Нарушение общения частично изолирует его, затрудняет формирование самосознания, самооценки и других личностных образований [2].

  На начальных этапах формирования профессионального самоопределения у глухих и слабослышащих детей особых расхождений с нормой не наблюдается. В старшем дошкольном возрасте у них формируются положительное отношение к трудовой деятельности, людям труда, первоначальные общетрудовые умения в доступных им видах деятельности. Уже с первых лет обучения в школе происходит знакомство глухих детей с миром профессий. Ребенок узнает о работе окружающих его людей, чаще всего ограниченной стенами школы-интерната (воспитатели, учителя, обслуживающий персонал и т.д.). Знакомство с остальными профессиями носит эпизодический характер. У младших школьников формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли

в жизни человека. При этом оценка себя и товарищей у учащихся 2–4 классов школы для глухих детей недостаточно критична, ситуативна.

       Самооценка ребенка зависит от оценок родителей, их же стандартами он пользуется для оценки окружающих людей. Трудности у учащихся с нарушенным слухом начинаются в период формирования основных компонентов профессиональном самоопределении профессиональной направленности (5–7-е классы), когда учащиеся должны осознать свои интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии и определением своего места в обществе; и профессионального самосознания (8–9-е классы), когда перед учащимися возникает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями. Как отмечает М.М. Нудельман, многие неслышащие школьники 10–12 лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен. [3].

К 14–15 годам у глухих школьников обнаруживается более осознанный подход к трудовой деятельности. Они начинают понимать особенности разных видов труда и внимательно относятся к наличию у себя необходимых способностей и знаний для получения профессии. Происходит стабилизация профессиональных интересов. В этом возрасте у учащихся появляется больше сомнений, отрицательных самооценок. Все большее значение в формировании самосознания приобретают важные для них люди – педагоги, сверстники. Таким образом, в процессе обучения у школьников расширяются представления о существующих видах труда, изменяются их профессиональные интересы.

Однако даже в старших (11–12-х) классах знания глухих учащихся о современных профессиях ограничены, отсутствуют достаточно четкие, конкретные представления о тех отраслях, в которых школьники могли бы трудиться в будущем. Учащимся не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. В качестве мотивов выбора профессии выдвигаются такие, как желание учиться с друзьями, получить высшее образование, работать по той же специальности, что и родители. Лишь незначительное число старшеклассников называют существенные качества профессии и ее значимость.

  К старшему школьному возрасту (12-й класс) представление о себе у глухих юношей и девушек становится критичнее и адекватнее, обнаруживается умение оценивать себя и сопоставлять свои поступки с поступками других людей. В то же время у большинства учащихся отмечаются неадекватная (завышенная) самооценка, несоответствие профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей их притязаниям. Дольше, чем в норме, сохраняется преувеличенное представление о своих способностях и об их оценке другими людьми. Убеждения школьников с нарушенным слухом находятся под влиянием их личных качеств и окружающих людей. Сами мнения неустойчивы, незрелы, недостаточно осознанны. Таким образом, у учащихся с нарушенным слухом недостаточно сформированы профессиональная направленность и самосознание.

Профессиональное самоопределение учащихся затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, трудностями общения, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. В связи с этим профессиональное самоопределение данной категории учащихся должно осуществляться целенаправленно, под руководством школы.

   Более половины (78%) глухих и слабослышащих учащихся 9–11-х классов испытывают значительные трудности в процессе профессионального самоопределения. Проблемы в определении профессиональных интересов, поиске и анализе информации, формировании адекватного образа интересующей профессии, принятии решения о выборе профессии и учебного заведения, соотнесении своих интересов с миром профессий, построении профессиональных планов, ориентировке при выборе профессии. В сложившейся ситуации возрастает роль  профориентационной работы, компетентного содействия учащимся с нарушенным слухом в их профессионального самоопределения. Такая работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена и целенаправленно проводиться школьной психологической службой. На практике же зачастую очень трудно выявить связи между трудовым воспитанием и работой по профориентации. Чаще всего профориентация в специальной школе ограничивается проведением бесед, отдельных психодиагностических методик, не адаптированных для учащихся с нарушенным слухом, встреч с представителями учебных заведений.

В то же время именно в школе имеются необходимые условия для комплексной, целенаправленной, систематической профориентационной работы. При этом важно не принимать решение за молодого человека с нарушенным слухом, а развивать у него саму способность самостоятельно и осознанно осуществлять профессиональный выбор, формировать навыки самоанализа, самосознания через интерес к себе и своей жизни. Следовательно, такая помощь не может представлять собой формирование, управление, коррекцию, воздействие, а должна быть направлена на взаимодействие с учащимися, развитие их субъектности. Таким образом, среди причин, обусловливающих необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом, можно выделить следующие:– особенности развития данной категории лиц (социальная и эмоциональная незрелость, неадекватность самооценки, неспособность в полной мере понять себя и свое место в обществе, низкий уровень ориентации в собственных интересах и возможностях и др.);

– трудности в процессе профессионального выбора (трудности в поиске информации, выборе наиболее подходящих вариантов профессии, построении профессиональных планов, соотнесении своих интересов с профессией и др.);

– недостаточная организация профориентационной работы в специальной школе (отсутствие системы, использование преимущественно эпизодических видов работ. Достижение успеха в выборе профессии старшеклассниками с нарушенным слухом возможно путем повышения активности самих учащихся в процессах определения своего профессионального будущего, развития их самосознания, насыщенного информирования. При этом следует основываться на особенностях профессионального самоопределения данной категории учащихся.

    Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

Правильный выбор профессии для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Жесточайшие условия рынка первыми ударили по самой социально незащищенной категории населения - по инвалидам. В частности по инвалидам детства по слуху - неслышащим. Не могут найти работу слышащие, здоровые молодые люди, а что делать этим глухим молодым людям. Даже в лучшие времена у них был не большой выбор специальностей, а в кризисной ситуации совсем сузился. Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную, а главное востребованную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. [4]

Информация о работе Сущность профессиональной ориентации