Сущность профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 18:57, реферат

Описание работы

Изменение социально-экономической ситуации в современном обществе нестабильность рынка труда, постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. Он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии думать о будущем. Многие исследователи профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, С.Н. Чистякова, И.Г. Шамсутдинова.) отмечают, что большинство выпускников школы не готовы к решению этой задачи.

Файлы: 1 файл

реферат глухие.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на  формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства.

Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит  не только работа с учащимися, но и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Намерение получить ту или иную профессию продиктовано интересом к ней и потребностью этот интерес удовлетворить. Найти оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы «Хочу знать» и склонности «Хочу делать» согласованы между собой и дополняют друг друга, ребятам помогают учителя, психолог.

   При своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми,  можно добиться высоких результатов в их психическом развитии. А это, в свою очередь, даст возможность проведения мероприятий по профессиональной ориентации и подготовке для последующего вступления в самостоятельную трудовую деятельность, которая позволит проявить таким людям свои способности, реализовать свои возможности и стать полноценными членами общества.

В 9-11 классах учащимся предлагаются составить профессиональный план. Составляющая профессионального плана «могу» указывает на личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность; их еще называют профессионально важными качествами. Чтобы объективно решить вопрос о своей профессиональной пригодности и ответить на вопрос «Что я могу?», необходимо научиться реально оценивать свое «Я», для этого в школе создают условия, где старшеклассники могут практически испытать себя в различных видах деятельности, пройти профессиональные пробы.

 

 

3.Профессиональное образование  и социальная адаптация лиц  с нарушенным слухом.

 

    Уровень и качество образования, получаемого глухим или слабослышащим в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение. Если уровень образования достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования. За рубежом неслышащим предлагается широкий спектр различных профессий. Ограничение накладывается только на приобретение тех профессий, которые связаны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также тех, в которых имеет место нагрузка на вестибулярный аппарат. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом).[5]

В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов. Современные социальные проблемы растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Школа для глухих детей может помочь в этом направлении путем политехнизации школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности неслышащих.

Большую роль в этом играет система трудового обучения в школе глухих.

Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня неслышащим профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические.

Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педагогическую и медицинскую.  Социальная адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависят от его социокультурной идентификации т.е. от осознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык. Развитие и становление личности глухого может происходить в условиях субкультуры жестового языка или в условиях сообщества слышащих, что соответственно окажет решающую роль на формирование социокультурной идентификации. Однако необходим и встречный процесс — то или иное сообщество, субкультура должны признать или не признать этого человека «своим».

       Поэтому в реальной жизни социальная интеграция неслышащих не всегда протекает без проблем: «говорящий глухой», не владеющий жестовым языком, не всегда бывает принят в качестве «своего» в субкультуре глухих, и он не всегда к ней стремится; в сообществе слышащих, несмотря на владение словесной речью, его также не рассматривают в качестве «своего». Проблема социокультурной идентификации и интеграции особенно остро встает в среде молодых людей в связи с их жизненным самоопределением, созданием семьи, формированием круга друзей.

 

 

 

 

Заключение.

 

    Одна из важнейших задач школы заключается в подготовке подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества. И решению этой задачи должна помочь организация системной работы в школе профориентации. Профессиональная ориентация – сложная, многогранная проблема: государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Профессионально-ориентационная работа, построенная в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в определенных специалистах, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов страны.

При наличии в Российской Федерации актуальна задача социализации и профессионального самоопределения учащихся с нарушениями слуха в реалиях современного мира. Учитывая характерную для нашего времени тенденцию развития многоуровнего профессионального образования, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа обязана помочь старшекласснику с нарушениями слуха сориентироваться в выборе послешкольного обучения, в адекватном выборе профессии, исходя из возможностей и способностей самого старшеклассника и требований общества. Современное состояние российской экономики, характеризующейся быстрой сменой пользующихся спросом профессий, требует от неслышащей молодежи не только повышенного уровня профессиональной подготовки, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, оперативного получения новых специальностей, но и умения самостоятельно принимать решения, умение тактически мыслить, стремиться к выполнению поставленных задач, совершенствовать свои способности, умения подать себя работодателю, работать в коллективе.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб: Питер, 2008. - с. 386-389
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 203с.
  3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя-  2-е изд. - М.: Просвещение, 1988.— 12 с.

 

4. Еремина О. П. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 113с.

 

5. "Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост. Астафьева В.М. - М.: АПК и ПРО, 2000.- 14с.

 

 

 


Информация о работе Сущность профессиональной ориентации