Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:04, доклад
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в структуре этих учреждений (социальных приютов, социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей) могут создаваться семейные воспитательные группы.
Сущность семейных воспитательных групп
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в структуре этих учреждений (социальных приютов, социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей) могут создаваться семейные воспитательные группы.
Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенного в Конвенции о правах ребенка и закрепленного в Семейном кодексе РФ. Такая модель позволяет не только положительно решить вопрос об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, но и создать механизм временного замещения кровных родителей.
Семейная воспитательная группа является одной из форм социально-реабилитационной работы, основанной на краткосрочном устройстве несовершеннолетних в возрасте с 3 до 17 лет в условия семейного воспитания. Так как семейная воспитательная группа является структурным подразделением центра, ее деятельность направлена на обеспечение гарантий ребенку по защите его прав и законных интересов в рамках достойной формы существования в здоровой социальной среде.
Это временная семейная форма
жизнеустройства детей, при которой
дети, оказавшиеся в трудной
Учитывая важность и актуальность создания семейных воспитательных групп, создан грамотный системный подход к организации и сопровождению их деятельности, взаимодействие специалистов по работе с семьей, органов опеки, здравоохранения и иных структур.
СВГ получает профессиональное
сопровождение специалистов учреждения,
при котором она открыта. По окончании
срока трудового договора или
при установлении юридического статуса
ребенка принимается решение
о дальнейшем жизнеустройстве ребенка.
Это может быть возвращение ребенка
в кровную семью или в
Семейные воспитательные группы позволяют сохранить за родителями родительские права, и в случае улучшения домашней обстановки вернуть ребенка в семью. Для детей, оставшихся без попечения родителей, семейные воспитательные группы - это возможность получить позитивный опыт семейной жизни; приобрести положительные социальные навыки, овладеть социальными ролями, не теряя связи с кровной семьей.
Кроме того, СВГ является экономически эффективной формой жизнеустройства, поскольку содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте.
В настоящее время данная форма устройства детей применяется в 78 регионах РФ, среди которых и Ростовская область. Процесс становления этой формы работы в учреждениях Ростовской области затянулся. Если во многих регионах России (Пермская, Томская, Ленинградская и др. области) созданы десятки и даже сотни таких СВГ, то в Ростовской области он только начинается.
Сегодня СВГ действуют
на основании Постановления
На основании Приказа
Министерства труда и социального
развития Ростовской области № 192 от
6 декабря 2006 г. с 1 января 2007 г. на базе Государственного
учреждения Ростовской области социально-
На предварительном этапе
работы в январе-марте 2007 г. специалистами
центра была проведена большая
а) положение о семейной воспитательной группе;
б) договор подряда;
в) договор о помещении ребенка в семейную группу;
г) документы для подготовки
кандидатов в воспитатели семейных
воспитательных групп (информационная
карта, диагностический
д) перечень необходимых документов для открытия СВГ (более 20 наименований документов);
е) формы отчетности воспитателя семейной воспитательной группы.
Центр интенсивно взаимодействует со средствами массовой информации в целях рекламы и привлечения населения к участию в работе проекта.
Специалисты разработали
программы обучения потенциальных
воспитателей, технологии отбора кандидатов
в воспитатели, обследования и сопровождения,
как воспитателей, так и воспитанников
СВГ. В апреле 2007 г. была открыта первая
экспериментальная семейная воспитательная
группа. А с 1 января 2008 г. финансирование
проекта расширено и в центре
открыта вторая СВГ. В настоящее
время, в ГУ РО СРЦ Азовского района
функционирует 6 семейных воспитательных
групп на 29 детей. По одной СВГ
открыто в социально-
В работе учреждений, где
функционируют СВГ, отсутствие законодательной
базы на федеральном и региональном
уровне создает серьезные проблемы.
В Ростовской области вся нормативно-
Поскольку ведомственный документ не является основанием для работы других структур, это в свою очередь ведет к проблемам в межведомственном взаимодействии.
Но проблемы в связи с неоформленными отношениями с органами опеки и попечительства возникают не только на этапе оформления СВГ, они продолжают оставаться актуальными и на этапе ее функционирования: нет договора, по которому воспитанники СВГ могли бы посещать дошкольные образовательные учреждения; не отрегулированы ведомственные полномочия в работе с биологической семьей ребенка и др.
Специалисты-практики (в отличие от чиновников) подчеркивают, что межведомственное взаимодействие слабо регламентировано и строится на основе личных контактов.
Но проблемы межведомственного
взаимодействия связаны еще и
с конфликтом ведомственных интересов
при определении формы
Главной отличительной особенностью СВГ от приоритетных форм устройства детей в семью является создание условий для возврата ребенка в кровную семью. А также разделение прав и обязанностей по воспитанию ребенка между органом опеки и попечительства, семейным воспитателем и нередко кровным родителем. Необходимо отметить, что ребенок, находясь на воспитании в семейной группе, юридически остается воспитанником детского сиротского учреждения, при котором создана СВГ, сохраняет за собой все личные и имущественные права, получает содержание и сохраняет за собой все льготы, обретая при этом заботливую и внимательную семью.
Семейный воспитатель (оформляется как работник учреждения органов опеки и попечительства) возлагает на себя обязанности по воспитанию ребенка, содержание же ребенка остается на учреждении, которое, как правило, является и законным представителем ребенка.
Основой является соблюдение
принципа сотрудничества, который предполагает
четкую организацию системы
При создании СВГ в ГУ РО СРЦ Азовского района была определена команда специалистов, вошедших в службу сопровождения семейной воспитательной группы, и разработаны их должностные обязанности. Эту деятельность они выполняют в дополнение к своей основной работе безвозмездно. Руководит службой заместитель директора центра; работу отделения обеспечивают педагог-психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, инспектор отдела кадров, юрист-консультант, врач-педиатр.
Заместитель директора организует контроль соблюдения необходимых условий в соответствии с «Положением о семейных воспитательных группах» [11, c. 12].
Педагог-психолог в период подготовки к открытию СВГ обеспечивает комплектом психологической документации на будущих воспитателей и воспитанников приюта для помещения их в СВГ. Ведет подготовку кандидатов в воспитатели СВГ и детей для помещения в СВГ, проводит социально-психологический патронат и оказывает необходимую психологическую помощь по запросам воспитателей СВГ.
Социальный педагог оформляет личные дела школьников, заключает договора со школой, где предполагается обучение детей, помещаемых в СВГ, оказывает педагогическую помощь будущим воспитателям и детям, проводит социально-педагогический патронат СВГ.
Специалист по социальной работе организует подготовку всей документации, необходимой для оформления кандидатам в воспитатели СВГ, проводит социальный патронат.
Инспектор отдела кадров оформляет
трудовые договора с воспитателями
СВГ. Юрист-консультант обеспечивает
законодательно-правовую базу для открытия
СВГ, проводит консультативную работу
по законодательно-правовым аспектам
с воспитателями СВГ и
Врач-педиатр обеспечивает
медицинское обследование и составляет
медицинское заключение о здоровье
воспитанников, помещаемых в СВГ, оказывает
необходимую консультативную
Воспитателями семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жилье, без вредных привычек, судимости, инвалидности 1 или 2 группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «Воспитатель замещающей семьи».
Важным условием для приема
на воспитание в семью ребенка
является согласие всех членов семьи,
проживающих на данной жилой площади,
а также согласие кровных родителей
ребенка. Еще одной особенностью
именно семейной воспитательной группы
является возможность определения
на работу в качестве воспитателей
как молодых людей от 18 лет, так
и зрелого возраста, не старше 65 лет.
При подборе потенциальных
Если первоначально в работе центра наблюдались трудности с привлечением потенциальных воспитателей, то теперь на первый план вышли задачи грамотного отбора кандидатов на должность воспитателя СВГ.
Выделены 3 группы мотивов для приема ребенка в семью:
1) желание изменить структуру
семьи (отсутствие собственных
детей, желание иметь больше
детей, желание изменить
2) самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация);
3) гуманистические мотивы
помощи (желание помочь обездоленному
ребенку, изменить