Сущность семейных воспитательных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:04, доклад

Описание работы

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в структуре этих учреждений (социальных приютов, социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей) могут создаваться семейные воспитательные группы.

Файлы: 1 файл

Сущность семейных воспитательных групп.docx

— 26.24 Кб (Скачать файл)

Сущность семейных воспитательных групп 

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального  развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении  рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации» в структуре  этих учреждений (социальных приютов, социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без  попечения родителей) могут создаваться  семейные воспитательные группы.

Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью  реализации приоритетного права  ребенка жить и воспитываться  в семье, провозглашенного в Конвенции  о правах ребенка и закрепленного  в Семейном кодексе РФ. Такая модель позволяет не только положительно решить вопрос об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, но и создать механизм временного замещения кровных родителей.

Семейная воспитательная группа является одной из форм социально-реабилитационной работы, основанной на краткосрочном  устройстве несовершеннолетних в возрасте с 3 до 17 лет в условия семейного  воспитания. Так как семейная воспитательная группа является структурным подразделением центра, ее деятельность направлена на обеспечение гарантий ребенку по защите его прав и законных интересов  в рамках достойной формы существования  в здоровой социальной среде.

Это временная семейная форма  жизнеустройства детей, при которой  дети, оказавшиеся в трудной жизненной  ситуации, помещаются в семью на период реабилитации. Дети, не имеющие  установленного юридического статуса  сироты, но помещенные на воспитание в  социально-реабилитационные центры или  приюты органов социальной защиты населения, могут временно, на срок до установления юридического статуса, помещаться в  семьи граждан, которые становятся при этом воспитателями этих приютов  или центров. Воспитатель СВГ  является сотрудником специализированного  учреждения и получает заработную плату  в соответствии с трудовым договором  и пособие на содержание воспитанника. В одной семейной воспитательной группе может содержаться от 1 до 3 несовершеннолетних.

Учитывая важность и актуальность создания семейных воспитательных групп, создан грамотный системный подход к организации и сопровождению  их деятельности, взаимодействие специалистов по работе с семьей, органов опеки, здравоохранения и иных структур.

СВГ получает профессиональное сопровождение специалистов учреждения, при котором она открыта. По окончании  срока трудового договора или  при установлении юридического статуса  ребенка принимается решение  о дальнейшем жизнеустройстве ребенка. Это может быть возвращение ребенка  в кровную семью или в учреждение, переоформление СВГ в иные формы  устройства (усыновление, опека, приемная семья).

Семейные воспитательные группы позволяют сохранить за родителями родительские права, и в случае улучшения  домашней обстановки вернуть ребенка  в семью. Для детей, оставшихся без  попечения родителей, семейные воспитательные группы - это возможность получить позитивный опыт семейной жизни; приобрести положительные социальные навыки, овладеть социальными ролями, не теряя связи  с кровной семьей.

Кроме того, СВГ является экономически эффективной формой жизнеустройства, поскольку содержание ребенка в  семейной группе обходится государству  в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте.

В настоящее время данная форма устройства детей применяется  в 78 регионах РФ, среди которых и  Ростовская область. Процесс становления  этой формы работы в учреждениях  Ростовской области затянулся. Если во многих регионах России (Пермская, Томская, Ленинградская и др. области) созданы  десятки и даже сотни таких  СВГ, то в Ростовской области он только начинается.

Сегодня СВГ действуют  на основании Постановления Правительства  РФ от 27.11.2000 N 896 «Об учреждении примерных  положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»  и Постановления Министерства труда  и социального развития РФ от 29.03.2002 N 25. Однако эти правовые документы  не полностью регулируют правоотношения, возникающие при открытии СВГ. Хотя новая форма воспитания в Ростовской области и ввелась, но органы опеки иногда отказываются сотрудничать с СВГ ссылаясь на отсутствие нормативной базы, несмотря на то, что в Постановлении Минтруда РФ от 29.03.2002 № 25 указано: «учреждение имеет право кроме существующих создавать те подразделения или те отделения, которые считает целесообразным», И они перечислены: приемное отделение, дневное, дневное для детей с ограниченными возможностями, и среди них семейная воспитательная группа.

На основании Приказа  Министерства труда и социального  развития Ростовской области № 192 от 6 декабря 2006 г. с 1 января 2007 г. на базе Государственного учреждения Ростовской области социально-реабилитационного  центра (СРЦ) Азовского района, открылась  экспериментальная площадка, работающая по проекту «Социально-психологическое  сопровождение семейной воспитательной группы». Поскольку нормативная  база для функционирования СВГ отсутствовала, ее формирование было возложено на специалистов СРЦ [10, c. 3].

На предварительном этапе  работы в январе-марте 2007 г. специалистами  центра была проведена большая подготовительная работа по разработке нормативно-правовой документации. Разработанный пакет  нормативных документов включает:

а) положение о семейной воспитательной группе;

б) договор подряда;

в) договор о помещении  ребенка в семейную группу;

г) документы для подготовки кандидатов в воспитатели семейных воспитательных групп (информационная карта, диагностический инструментарий, рабочая программа подготовки воспитателей СВГ);

д) перечень необходимых документов для открытия СВГ (более 20 наименований документов);

е) формы отчетности воспитателя  семейной воспитательной группы.

Центр интенсивно взаимодействует  со средствами массовой информации в  целях рекламы и привлечения  населения к участию в работе проекта.

Специалисты разработали  программы обучения потенциальных  воспитателей, технологии отбора кандидатов в воспитатели, обследования и сопровождения, как воспитателей, так и воспитанников  СВГ. В апреле 2007 г. была открыта первая экспериментальная семейная воспитательная группа. А с 1 января 2008 г. финансирование проекта расширено и в центре открыта вторая СВГ. В настоящее  время, в ГУ РО СРЦ Азовского района функционирует 6 семейных воспитательных групп на 29 детей. По одной СВГ  открыто в социально-реабилитационных центрах г. Каменск-Шахтинский, г. Зернограда и с. Большая Мартыновка.

В работе учреждений, где  функционируют СВГ, отсутствие законодательной  базы на федеральном и региональном уровне создает серьезные проблемы. В Ростовской области вся нормативно-правовая база по СВГ утверждена лишь на ведомственном  уровне, Министерством труда и  социального развития, в то время  как в других субъектах Российской Федерации разработаны соответствующие  документы регионального уровня. К примеру, в Пермском крае работа проводится на основании распоряжения губернатора Пермской области.

Поскольку ведомственный  документ не является основанием для  работы других структур, это в свою очередь ведет к проблемам  в межведомственном взаимодействии.

Но проблемы в связи  с неоформленными отношениями с  органами опеки и попечительства возникают не только на этапе оформления СВГ, они продолжают оставаться актуальными  и на этапе ее функционирования: нет договора, по которому воспитанники СВГ могли бы посещать дошкольные образовательные учреждения; не отрегулированы ведомственные полномочия в работе с биологической семьей ребенка  и др.

Специалисты-практики (в отличие  от чиновников) подчеркивают, что межведомственное взаимодействие слабо регламентировано и строится на основе личных контактов.

Но проблемы межведомственного  взаимодействия связаны еще и  с конфликтом ведомственных интересов  при определении формы замещающей заботы. Поскольку наряду с семейными  воспитательными группами в системе  соцзащиты в Ростовской области  интенсивно развивается институт приемной семьи, то эти две формы конкурируют  друг с другом, ведь каждое из ведомств заинтересовано в том, чтобы именно его показатели количества замещающих семей были выше. Вопрос о форме замещающей семьи зачастую решается приемными родителями не в пользу СВГ, поскольку ежемесячные денежные выплаты воспитателю приемной семьи более чем вдвое превышают аналогичные для СВГ, не говоря уже о значительной единовременной выплате (30 тыс. рублей), предоставляемой при открытии приемной семьи.

Главной отличительной особенностью СВГ от приоритетных форм устройства детей в семью является создание условий для возврата ребенка  в кровную семью. А также разделение прав и обязанностей по воспитанию ребенка между органом опеки  и попечительства, семейным воспитателем и нередко кровным родителем. Необходимо отметить, что ребенок, находясь на воспитании в семейной группе, юридически остается воспитанником детского сиротского учреждения, при котором создана  СВГ, сохраняет за собой все личные и имущественные права, получает содержание и сохраняет за собой  все льготы, обретая при этом заботливую и внимательную семью.

Семейный воспитатель (оформляется  как работник учреждения органов  опеки и попечительства) возлагает  на себя обязанности по воспитанию ребенка, содержание же ребенка остается на учреждении, которое, как правило, является и законным представителем ребенка.

Основой является соблюдение принципа сотрудничества, который предполагает четкую организацию системы взаимодействия различных служб и специалистов: комитет (отдел) по делам семьи и  учреждения социального обслуживания формирует банк данных на детей и  воспитателей, контролирует процесс  организации семейных воспитательных групп, осуществляет патронаж функционирующих  групп; органы опеки и попечительства готовят акт обследования жилищно-бытовых условий кандидата в воспитатели, постановление о помещении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение и о закреплении за ним жилья; отдел народного образования осуществляет проверку степени адаптированности ребенка к условиям школы, контролирует успеваемость; центральная районная больница, врачи-специалисты осуществляют медицинское сопровождение семейных воспитательных групп.

При создании СВГ в ГУ РО СРЦ Азовского района была определена команда специалистов, вошедших в  службу сопровождения семейной воспитательной группы, и разработаны их должностные  обязанности. Эту деятельность они  выполняют в дополнение к своей  основной работе безвозмездно. Руководит  службой заместитель директора  центра; работу отделения обеспечивают педагог-психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, инспектор  отдела кадров, юрист-консультант, врач-педиатр.

Заместитель директора организует контроль соблюдения необходимых условий  в соответствии с «Положением  о семейных воспитательных группах» [11, c. 12].

Педагог-психолог в период подготовки к открытию СВГ обеспечивает комплектом психологической документации на будущих воспитателей и воспитанников  приюта для помещения их в СВГ. Ведет подготовку кандидатов в воспитатели  СВГ и детей для помещения  в СВГ, проводит социально-психологический  патронат и оказывает необходимую  психологическую помощь по запросам воспитателей СВГ.

Социальный педагог оформляет  личные дела школьников, заключает  договора со школой, где предполагается обучение детей, помещаемых в СВГ, оказывает  педагогическую помощь будущим воспитателям и детям, проводит социально-педагогический патронат СВГ.

Специалист по социальной работе организует подготовку всей документации, необходимой для оформления кандидатам в воспитатели СВГ, проводит социальный патронат.

Инспектор отдела кадров оформляет  трудовые договора с воспитателями  СВГ. Юрист-консультант обеспечивает законодательно-правовую базу для открытия СВГ, проводит консультативную работу по законодательно-правовым аспектам с воспитателями СВГ и специалистами  центра.

Врач-педиатр обеспечивает медицинское обследование и составляет медицинское заключение о здоровье воспитанников, помещаемых в СВГ, оказывает  необходимую консультативную помощь.

Воспитателями семейной воспитательной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, имеющие жилье, без  вредных привычек, судимости, инвалидности 1 или 2 группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «Воспитатель замещающей семьи».

Важным условием для приема на воспитание в семью ребенка  является согласие всех членов семьи, проживающих на данной жилой площади, а также согласие кровных родителей  ребенка. Еще одной особенностью именно семейной воспитательной группы является возможность определения  на работу в качестве воспитателей как молодых людей от 18 лет, так  и зрелого возраста, не старше 65 лет. При подборе потенциальных принимающих  родителей специалисты ГУ СРЦ  ориентируются на ряд критериев: оценка личностных качеств, оценка мотивации, оценка параметров родительской роли и воспитательной позиции. В связи  с этим потенциальные воспитатели  проходят диагностику, и по выявленным данным составляется карта личности воспитателя и заключение, определяющее возможность заключения договора с  воспитателем СВГ.

Если первоначально в  работе центра наблюдались трудности  с привлечением потенциальных воспитателей, то теперь на первый план вышли задачи грамотного отбора кандидатов на должность  воспитателя СВГ.

Выделены 3 группы мотивов  для приема ребенка в семью:

1) желание изменить структуру  семьи (отсутствие собственных  детей, желание иметь больше  детей, желание изменить половозрастной  состав семьи, синдром «пустого  гнезда»);

2) самореализация (желание  любить кого-то, профессиональная  самореализация);

3) гуманистические мотивы  помощи (желание помочь обездоленному  ребенку, изменить несправедливое  устройство общества и т.д.).

Информация о работе Сущность семейных воспитательных групп