Сущностные основания болонского процесса и проблемы высшей школы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 15:04, творческая работа

Описание работы

19-20 мая 2005 г. в г. Берген (Норвегия) на Конференции Министров образования стран Европы Украина подписала Болонскую декларацию и, тем самым, присоединилась к процессу создания Общеевропейского пространства высшего образования.

Файлы: 1 файл

Bolonsky.ppt

— 232.50 Кб (Скачать файл)

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ  БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ПРОБЛЕМЫ  ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УКРАИНЫ

 

Сухарников Юрий Васильевич,

заведующий отделом интеграции

в Европейское образовательное  и научное пространство,

кандидат технических  наук, доцент

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

2

 

ФАКТ

 

19-20 мая 2005 г. в г. Берген (Норвегия) на Конференции Министров образования стран Европы Украина подписала Болонскую декларацию и, тем самым, присоединилась к процессу создания Общеевропейского пространства высшего образования.

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

3

 

«БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС»

 

«Болонским процессом»  в последние годы принято называть  деятельность европейских стран  направленную на достижение согласованности систем высшего образования этих стран.

Основное содержание Болонской  декларации, принятой 19 июня 1999 года  заключается в том, что страны-участницы  обязались до 2010 года привести  свои образовательные системы  в соответствие определенному единому стандарту

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

4

 

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ  
БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

 

ДОКУМЕНТЫ:

  • Великая хартия университетов (Болонья, 1988)
  • Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997)  [Law, 1273-XIV, 03-Dec-1999 ]
  • Сорбонская совместная декларация о согласовании системы высшего образования в Европе (Париж, Сорбонна, 1998): 4 страны
  • Совместная декларация министров высшего образования Европы (Болонья, 1999): 29 стран
  • Конвенция высших учебных заведений «Формирование европейского пространства высшего образования» (Саламанка, 2001): 300 университетов
  • Конференция министров высшего образования Европы «На пути к европейскому пространству высшего образования» (Прага, 2001)
  • Конференция министров высшего образования Европы «Создание европейского пространства высшего образования» (Берлин, 2003)
  • Конференция министров высшего образования Европы «Европейское пространство высшего образования – достижение целей» (Берген, 2005): 45 стран

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

5

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ  
БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

 

  • Построение Европейского пространства высшего образования - «ЕВРОПЫ ЗНАНИЙ» - как условие развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства.
  • Усиление международной конкурентоспособности как национальной, так и Европейской систем высшего образования
  • Соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж
  • Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала
  • Достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования
  • Увеличение определяющей роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

6

 

МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА  ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ БОЛОНСКОГО  ПРОЦЕССА

 

  • Принятие общепринятой и сопоставимой  системы  степеней, в том числе посредством внедрения Приложения к диплому
  • Принятие системы высшего образования, базирующейся на двух основных циклах – додипломном (бакалаврском) и последипломном (магистерском)
  • Введение системы кредитов по типу ECTS как эффективного средства обеспечения крупномасштабной студенческой мобильности
  • Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

7

 

“БОЛОНСКИЙ СТАНДАРТ” – система квалификаций 
после Бергена

 

 

 

 

«Болонский»

стандарт 

(после Бергена)

 

Уровень бакалавра

 

Бакалавр

(первый цикл обучения)

 

Незаконченное высшее 

(додипломное)

 образование

 

Уровень магистра

 

Магистр

(второй цикл обучения)

Законченное высшее

 (последипломное)

 образование

 

Докторская степень

в конкретной предметной  области

(PhD)

 

Уровень 6  ISCED

 

 

Общеевропейский рынок  труда

 

Уровень  ISCED:

5А – академическая  направленность

5В – профессиональная  направленность

 

Уровень  ISCED:

5А – академическая  направленность

5В – профессиональная  направленность

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

8

 

МОДЕЛЬ «БОЛОНСКОГО СТАНДАРТА»

 

В основание «Болонского стандарта» была положена англо-саксонская модель высшего образования.

 

ПОЧЕМУ ?

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

9

 

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ  УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА:  
десятка лучших (Top 500, 2005)

 

 

 

 

Великобритания

 

Оксфордский университет 

 

10

 

США

 

Чикагский университет

 

9

 

США

 

Принстонский университет 

 

8

 

США

 

Колумбийский университет 

 

7

 

США

 

Калифорнийский технологический  институт 

 

6

 

США

 

Массачусетский технологический  институт 

 

5

 

США

 

Калифорнийский университет  – Berkeley

 

4

 

США

 

Стенфордский университет

 

3

 

Великобритания

 

Кембриджский университет 

 

2

 

США

 

Гарвардский университет

 

1

 

Страна

 

Университет

 

Мировой рейтинг

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

10

 

КРИТЕРИИ  АКАДЕМИЧЕСКОГО  РЕЙТИНГА

 

 

 

 

Академические достижения  относительно размера института

 

Размер института

 

  • Статьи, опубликованные в журналах Nature и Science
  • Статьи, вошедшие в SCIE

 

Результаты исследований

 

  • Лауреаты Нобелевской премии среди работников
  • Часто цитируемые ученые

 

Уровень преподавателей

 

Лауреаты Нобелевской  премии среди выпускников

 

Качество образования

 

Показатель

 

Критерий

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

11

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

  • Часто цитируемые ученые – численность часто цитируемых исследователей, работающих в 21 предметной области наук о жизни, медицины, физики, инженерного дела и социальных наук.
  • Статьи, вошедшие в SCIE – общее число статей, вошедших в индексы научной цитируемости SCIE (расширенный) и SSCI (социальных наук).
  • Размер института – результат деления суммы баллов по предыдущим пяти показателям на число эквивалентов полной ставки академического персонала.

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

12

 

США-ЕВРОПА:  
экономика конкурентной борьбы

 

  • В 2000 году в университетах США обучалось 550 тыс., а в странах ЕС – 450 тыс. иностранных студентов
  • Доходы университетов США от обучения иностранных студентов в 2000 году составили

    10280 млн. долл.

  • Доходы университетов Европы существенно ниже: Великобритании – 3758 млн. долл.; Италии – 1170 млн. долл.; Греции – 80 млн. долл. и т. д.

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

13

 

СПРАВКА: Освіта України 2005, 
Інформаційно-аналітичні матеріали

 

У 2005/2006 навч. р. 190 вищих навчальних закладів України здійснюють підготовку 33 тис. іноземців із 131 країни світу, в тому числі з оплатою за навчання – 31,3 тис. осіб, за рахунок державних стипендій України – 1,7 тис. осіб.

 

Надання освітніх послуг  іноземцям на умовах оплати  за навчання дозволяє ВНЗ у 2005/2006 навч. р. отримати 50 млн. долл. США, а також забезпечити місцем роботи 3 тис. викладачів.

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

14

 

СПРАВКА: СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРА  
(в год,  долл. США)

 

 

 

 

20923

 

27779

 

36937

 

26498

 

32825

 

14882

 

60623

 

36291

 

Затраты на одного студента

 

18207

 

Чикагский университет

 

19900

 

Принстонский университет 

 

17944

 

Колумбийский университет 

 

16110

 

Калифорнийский технологический  институт 

 

19000

 

Массачусетский технологический  институт 

 

3969

 

Калифорнийский университет  – Berkeley

 

17775

 

Стенфордский университет

 

18745

 

Гарвардский университет

 

Стоимость обучения

 

 

Университет

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

15

 

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ  ПРОИЗВОДСТВ БУДУЩЕГО»

 

  • В 1985 году в США состоялся симпозиум, организаторами которого были:
  • крупнейшие инженерные школы;
  • промышленные компании;
  • Сенат и палата представителей Конгресса США;
  • Министерство образования;
  • Министерство обороны;
  • Президентская комиссия по промышленной конкурентоспособности;
  • профессиональные ассоциации.

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

16

 

Признания  симпозиума

 

  • Образование для производства не являлось приоритетной социальной задачей США в течение последних 25 лет;
  • Важно рассмотреть, окажутся ли действующие и планируемые программы соответствующими  национальным нуждам через 10-20 лет;
  • Неясно, специалистов каких именно уровня и направленности квалификации следует готовить и каково должно быть их численное соотношение;
  • Имеются основательные причины для того, чтобы все общество участвовало в обеспечении технологического превосходства США.

Информация о работе Сущностные основания болонского процесса и проблемы высшей школы Украины