Сущностные основания болонского процесса и проблемы высшей школы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 15:04, творческая работа

Описание работы

19-20 мая 2005 г. в г. Берген (Норвегия) на Конференции Министров образования стран Европы Украина подписала Болонскую декларацию и, тем самым, присоединилась к процессу создания Общеевропейского пространства высшего образования.

Файлы: 1 файл

Bolonsky.ppt

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

17

 

ПРИОРИТЕТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ  ЗАДАЧА

 

«… обеспечение технологического  превосходства США, воплощенного  в промышленные производства, должно  стать приоритетной задачей всего  общества, поскольку именно совершенные промышленные производства в конечном счете играют решающую роль в сохранении высокого уровня жизни в стране и престижа в мире».

 

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

18

 

Предложения  симпозиума

 

  • Национальным приоритетом должно стать сотрудничество вузов с промышленностью.
  • Выпускники должны понимать роль современных промышленных производств в развитии своей страны.
  • Решить вопрос о сбалансированности оплаты труда профессорско-преподавательского состава и специалистов промышленности.
  • Целесообразно создание специального механизма, который позволил бы нести совместные расходы на развитие ресурсов, необходимых для достижения технологического совершенства всего спектра промышленных производств.

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

19

 

ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ:  
анализ опыта США

 

Качество обучения в университетах достигается с помощью «сигналов качества» двух видов:

  • стратегии селекции абитуриентов
  • успехов выпускников университетов

 

В США название вуза  является «brand»-ом, важным «сигналом» об уровне знаний его выпускников для работодателей.

На рынке образовательных услуг это приводит к:

  • стратификации высших учебных заведений,
  • выделению группы элитных университетов,
  • формированию иерархического рынка.

 

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

20

 

СТРАТЕГИЯ СЕЛЕКЦИИ АБИТУРИЕНТОВ (США)

 

ОСНОВАНИЯ:

  • Наиболее способные и талантливые студенты стремятся максимально освоить учебный  материал, а  потому являются  наиболее качественным «продуктом»
  • Высокая гомогенность  студенческого  корпуса по множеству  факторов,  в частности,  по индивидуальным способностям и  талантам.

 

ВЫВОДЫ:

  • «менеджмент репутации» университетов
  • создание механизмов, сигнализирующих о качестве обучения

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

21

 

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА 
В УНИВЕРСИТЕТАХ  США

 

В американских университетах тесты интеллекта имеют важное практическое применение в качестве инструмента отбора.

Считается, что интеллект является необходимой (но недостаточной) предпосылкой успеха в обучении и никакая настойчивость или другое качество личности не могут компенсировать недостаток способностей.

 

Принята весьма жесткая политика предварительного отбора, поскольку установлена устойчивая закономерность:

      люди с низким  IQ  в целом плохо справляются с учебными занятиями и интеллектуальными задачами.

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

22

 

 

 

 

 

 

 

ГИСТОГРАММА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА

(Киевский институт инженеров  гражданской авиации)

 

Классы  IQ

 

 

 

 

 

0

 

 

5

 

 

10

 

 

15

 

 

20

 

 

25

 

 

30

 

 

35

 

 

90.0-100.7

 

 

100.7-111.5

 

 

111.5-122.2

 

 

122.2-132.9

 

 

132.9-143.6

 

 

143.6-154.4

 

 

154.4-165.1

 

 

Частоты  IQ, %

 

 

Направленность педагогических воздействий

 

Украина

 

США

 

Средний уровень

 

 

 

 

 

Средний  уровень

 

 

 

 

 

Нижняя  граница

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

23

 

АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОПРОСА  ВЫПУСКНИКОВ

 

 

 

 

Индексы профессиональных  предпочтений выпускников

 

71

 

8

 

  0

 

10

 

20

 

30

 

40

 

50

 

60

 

70

 

80

 

1

 

2

 

            Сферы профессиональной деятельности

 

Процент желающих  работать

 

 

  1. Непроизводственная сфера экономики

            2. Сфера производства

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

24

 

НОВАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

До 2010 года обеспечить формирование:

  • конкурентоспособной, динамично развивающейся экономики, основанной на знаниях
  • экономики, обеспечивающей устойчивый экономический рост
  • увеличение и повышение качества занятости населения
  • укрепление социального единства общества

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

25

 

СМЕНА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПАРАДИГМЫ

 

Наметился переход от

 «системы, ориентированной на преподавателя»

 к

«системе, ориентированной  на студента»

 

Роль преподавателя сводится к тому, чтобы оказать помощь студенту в процессе самостоятельного обучения.

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

26

 

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

 

  • Эффективность политики зачисления
  • Эффективность дидактической концепции (зачем?, что?, кто?, кому?, как?)
  • Совместимость содержания и структуры образовательной программы относительно соответствующих характеристик студентов
  • Обоснованная и подходящая политика тестирования и оценки
  • Соответствие реальной учебной нагрузки требованиям законодательства

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

27

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ: контекст Болонского процесса

 

Качество высшего образования служит основой создания европейского пространства высшего образования.

В соответствии с принципами  автономии учебных заведений ответственность за качество высшего образования лежит на каждом отдельном учебном заведении и таким образом обеспечивается возможность проверки качества системы обучения в национальных рамках.

 

Оценка качества будет базироваться не на продолжительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которыми овладели выпускники – важен не процесс, а результат.

 

Предусматривается организация  аккредитационных агентств, независимых от  национальных правительств и международных организаций

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

28

 

СИСТЕМА КАЧЕСТВА: 
толкование

 

Совокупность организационной  структуры,

 

методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством

 

Совокупность организационной  структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством

 

ДСТУ 3230-95

 

ISO 8402-86

 

СИСТЕМА КАЧЕСТВА

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

29

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Насущная потребность  в ликвидации недостатков высшей  школы  требует концептуального усовершенствования образования и профессиональной подготовки специалистов в следующих направлениях:

 

  •  формирования отношения к человеку как цели социального прогресса, а не средству;

 

  • ориентации на активизацию человеческого капитала, которая должна базироваться на концепции гармонического развития человека, рассматривая его при этом как целеустремленную систему,  продукт  социализации,

       субъект  деятельности  и  товар  на рынке труда;

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

30

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ 
продолжение

 

Насущная потребность  в ликвидации недостатков высшей  школы  требует концептуального усовершенствования образования и профессиональной подготовки специалистов в следующих направлениях:

 

  •  преодоления пренебрежения различиями в психофизиологических и интеллектуальных возможностях разных людей;

 

  • продуцирования глубокой профессиональной компетентности и социальной ответственности в процессе подготовки;

 

  • реформирования системы как системы качества, основываясь на концепции Тотального управления качеством (TQM) и Модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM).

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

31

 

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
в контексте Болонского процесса

 

Проблема № 1: психолого-дидактическая некомпетентность большинства преподавателей высшей школы, особенно высших технических учебных заведений

 

Проблема № 2: переход на модульно-кредитную систему организации учебного процесса в высшем образовании Украины

  • увязка «цены» кредита с объемом и сложностью учебного материала
  • педагогическая нагрузка в условиях функционирования модульно-кредитной системы

Проблема № 3: связь высшей школы с рынком труда

 

Проблема № 4: практика студентов в реалиях рыночной экономики

Проблема № 5: необходимость развести академическую и профессиональную направленность высшего образования Украины.

Проблема № 6: достижение совместимости и сравнимости образования Украины и Европейского союза при наличии расхождений в трактовке термина «квалификация»

 

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

32

 

СОЦИОЛОГИЯ  НЕВНЕДРЕНИЯ 
(Г.Андрощук)

 

Социальные причины, тормозящие инновационный процесс:

  • Заинтересованность в сохранении существующего.

Корпоративные интересы. Каким бы не было тяжелым  положение, всегда есть социальные  группы, заинтересованные в его  сохранении.

  • Социологическая необеспеченность перехода к инновациям.

При положительном  настрое  на использование новых технологий  попытка ее внедрения обнаруживает  нестыковку с  квалификацией тех, кто должен с ней работать.

 

 

30.06.2006

 

Сухарников Юрий Васильевич

 

33

 

СОЦИОЛОГИЯ  НЕВНЕДРЕНИЯ 
(Г.Андрощук)

 

Психологические  причины отторжения нововведения :

Информация о работе Сущностные основания болонского процесса и проблемы высшей школы Украины