Театрализованная деятельность в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.
Развитию всех этих качеств, способствует занятие театрально-игровой деятельностью.
Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Содержание работы

Актуальность темы.
Что такое игра – драматизация и режиссерские игры
Организация учебно– воспитательного процесса с различными мероприятиями, решающими задачи при развитии творческих способностей детей через театрализованные игры
Создание предметно – развивающей среды, способной отвечать целям и задачам нравственно – патриотического воспитания.
Работа с семьей, с использованием различных современных форм работы с детьми и родителями.
Диагностика.
Вывод.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Опыт работы.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

  1. Актуальность темы.
  2. Что такое игра – драматизация и режиссерские игры
  3. Организация учебно– воспитательного процесса с различными мероприятиями, решающими задачи при развитии творческих способностей детей через театрализованные игры
  4. Создание предметно – развивающей среды, способной отвечать целям и задачам нравственно – патриотического воспитания.
  5. Работа   с семьей, с использованием различных современных форм работы с детьми и родителями.
  6. Диагностика.
  7. Вывод.
  8. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

 

К.С.Станиславский

 

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

Развитию всех этих качеств, способствует занятие театрально-игровой деятельностью.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. 

С 3-х лет ребенок овладевает осознанной речью и начинается его социально-личностное развитие. Речь становится средством самовыражения. Ребенок не просто манипулирует с игрушкой, а начинает вести с ней диалог. С этого и начинается игровая театральная деятельность. Актерские способности присущи всем детям. Постепенное вовлечение ребенка в театрально-игровую деятельность развивает и раскрывает в нем врожденные актерские способности, что способствует формированию коммуникативных качеств и положительных сторон его характера.

В раннем детстве первые диалоги ребенок ведет с близкими ему людьми – родителями, родными. При попадании в дошкольное учреждение диалоговые отношения становятся средством общения между ребенком и сверстниками, а так же ребенком и педагогами. Целесообразно побуждать детей вступать в диалог, создавать необходимую для этого игровую среду. Авторитарный подход в раннем детстве недопустим. Поэтому форма общения “вопрос-ответ” - является принудительной и может сформировать негативизм. Ребенок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Наша задача не затушить эту “божью искру” в маленьком человеке, будущем творце.

С чего начинается развитие творческой личности?

Таковыми являются небольшие по объему стихи, т.к. рифмизированная речь по строению своему очень близка музыке равномерным чередованием сильных и слабых долей.

Рифмизированная речь, как и музыка, успокаивает ребенка, вызывает положительные эмоции. Музыкальный язык, соответственно, как и речь человека, имеет свои особенности. В речи слова несут в себе смысл того, что говорит человек, а интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты, темп речи) позволяют окрасить речь определенным чувством, настроением (нежности, скорби или радости). Постепенно, по мере усвоения речи, ребенку становится доступным инсценирование стихов.

Театр - синтетический вид искусства, объединяющий основные направления развития личности через литературу, живопись, хореографию.

Настроение и характер героя отражает его театральный костюм. Дети начинают ориентироваться в том, что отрицательные герои всегда одеты в холодные тона, а положительные в яркие, теплые. Цвет через костюм ярко воздействует на психоэмоциональное восприятие данного образа. Такое же воздействие оказывают цвет атрибутов и декораций.

Занимаясь танцем во время театральной постановки, ребенок учится не просто ориентироваться в пространстве, но выражает чувственное эмоциональное отношение к образу, а образ в свою очередь помогает раскрыть возможности его тела, т.е. ребенок познает через танец в театральной постановке самого себя. Попутно реализуются такие задачи, как снятие нервного напряжения, развитие гибкости, координация движения, слуха, чувства ритма, умение видеть образы в звуках, что в целом формирует положительное качество личности. Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребенка.

Становится театральной и педагогика, ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию – всему тому, что свойственно театру с одной стороны, детству с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно-педагогические задачи, включая педагога и ребенка в процесс освоения модели мира. Постепенно дети учатся манипулировать словом, формой и цветом, а они все в свою очередь объединяются музыкой.

Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при использовании принципов и методов обучения. Наиболее близкими считаются следующие:

    • Принцип доступности  и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
    • Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
    • Принцип специфичности театральной деятельности.

Объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

    • Принцип комплексности.

Предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

    • Принцип импровизационности.

Творческая деятельность, которая обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности  включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности

 

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы

 

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

 

1. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

 

2. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

 

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; - 3-е изд., переработанное. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»  , 2002.). Общим для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчествам. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения  и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

 

Я выделила три этапа развития

театрализованной деятельности:

 

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  3. Самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

 

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

 

  1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
  2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
  3. В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

 

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

 

  • как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

 

  • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

 

Таковы исходные теоретические положения. Раскрою теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.

 

Цели, задачи и содержание работы с детьми

младшего дошкольного возраста:

 

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

 

Задачи и содержание работы:

 

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся  в  процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Информация о работе Театрализованная деятельность в детском саду