Театрализованная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Содержание работы

Введение
Глава 1.
Глава 2.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

театрализованная денятельность.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка  в детском саду, дарит ему радость  и является одним из самых эффективных  способов коррекционного воздействия  на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить  играя.

В процессе театрализованных игр:

  • расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
  • стимулируются мыслительные операции;
  • происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
  • активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
  • совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • происходит коррекция поведения;
  • развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Правила подготовки к  спектаклю:

  • не перегружать детей;
  • не навязывать своего мнения;
  • предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Этапы работы над спектаклем

  1. Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение.
  2. Деление на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. Поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев, песен, создание с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.
  5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами (выразительностью речи, подлинностью поведения в сценических условиях).
  6. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
  7. Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом, декорациями. Уточнение темпоритма спектакля.
  8. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми, зрителями.

Повторный показ спектакля. Подготовка выставки рисунков детей  по спектаклю, а также стенда или  альбома с фотографиями.

Среди творческих игр  особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает  детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к  литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается  в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Игра – драматизация позволяет решать многие задачи программы  детского сада: от ознакомления с общественными  явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности  игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение  социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

обучение 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ НА ПРИМЕРЕ Д\САДА СОЛНЫШКО» В ГОРОДЕ КЫЗЫЛЕ

 

2.1. Педагогические особенности развития театрально-игровых умений в ДОУ

 

Проблему кризиса культуры можно  решить только на пути достижения гармонии, уникальности и целостности личности. Вот почему сегодня все культуры исследуются на основе общего принципа культуросообразности, а педагогика становится метапедагогикой – теорией, создающей устойчивые культуросообразные нормы. Задачу воспитания культуры существования в мире, ориентированной на общечеловеческие ценности, может решить педагогика искусства.

Театр является традиционным видом  искусства: объясняет мир, создает  эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные  вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.)

На протяжении веков функции  театра не менялись, но в разные эпохи  на определенные из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса (А.Н.Леонтьев)

Огромную, ни с чем не сравнимую  радость доставляет театр детям, праздничное и радостное представление об окружающем мире.

Работы академика Н.Бехтеревой, профессора Д.Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского и В.Матвеевой установили, что улыбка повышает активность. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, и именно поэтому мы решили обратиться к этому виду искусства и деятельности.

Творчество детей носит глубоко  личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности каждого  ребенка и уникальностью накопленного им опыта. Процесс детского творчества чрезвычайно индивидуален и не терпит «валового подхода» (Н.Н.Поддъяков). В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественно-творческих способностей личности.

В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Проведенные исследования вышеназванных  ученых показали, что дошкольный возраст, дает прекрасные возможности для  развития творческих способностей детей. И от того, насколько были использованы эти способности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Для этого нами разработано перспективное  планирование и методическое обеспечение  кружка театрализовано-игровой деятельности «Лицедеи».

Ежегодно в нашем городе проводится театральный фестиваль среди  дошкольных образовательных учреждений. В этом году нами было принято в  нем участие. В связи с этим была создана творческая группа, куда вошли: Савко Н.А. – заместитель  заведующей по УВР, Даниленко А.Ю. – музыкальный руководитель, Овсянникова Т.А. – руководитель по изобразительной деятельности, Бамбурова Н.П. – воспитатель.

Наша совместная деятельность строится на принципах личностно-ориентированной педагогики: гуманизации, взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов деятельности, индивидуализации, ориентации на зону ближайшего развития.

Целью творческой группы явилось разработка методики по развитию театрально-игровых  умений детей дошкольного возраста. Содержательным стержнем нашей методики явилось разработка сценариев, комплекса игр, изготовление декораций и костюмов, а также постановка сценической речи и движений детей. Членами творческой группы было решено выбрать сценарий «Двенадцать месяцев», а затем адаптировать его к нашим условиям.

Работа по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность детей.

Исходя из этого мы начали активную работу с детьми. В  начале было выразительное чтение произведения, затем проведена по нему беседа, поясняющую и выясняющую понимание  не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Одним из главных условий послужило  эмоциональное отношение взрослого  к читаемому. При чтении детям  необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для детей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Затем были показаны иллюстрации, подходящие к прочитанному произведению. И наконец, большое внимание мы отвели обучению детей мимике, движениям, учили их передавать настроение и характер героев.

После беседы о прочитанном, и подобных упражнений, вновь вернулись к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Когда текст был хорошо усвоен, мы использовали прием поощрения точности и выразительности его изложения детьми.

Большое внимание мы уделяли  взаимодействию с родителями при  подготовке спектакля: они оказывали  помощь воспитателю в изготовлении костюмов, декораций, заучиванию текста дома, организации представлений для детей, выполнение родителями роли зрителей.

Выше изложенные методы привели нас к результату, который  выразился в том, что наш творческий коллектив занял третье место  в кустовом методическом объединении  города. Все проведенные нами мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.

В заключении отметим, что  театр может сыграть большую  роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

 

2.2. Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

 

2.2.1. Формы организации театрализованной деятельности

 

Выбирая материал для  инсценировки, нужно отталкиваться  от возрастных возможностей, знаний и  умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная  деятельность взрослых и детей,  музей кукол, театральное занятие,  театрализованная игра на праздниках  и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других  занятиях, театрализованные игры-спектакли,  посещение детьми театров совместно  с родителями, мини-сценки с куклами  в ходе изучения регионального  компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

 

б. Младшая группа

В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием  выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:

-К вам пришла кукла  Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: "Катя, попляши пожалуйста". (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под "Гопачок" укр. нар, мелодию).

Катя: Я - кукла Катя. У  меня красивые платье и шляпка. Я  люблю петь. Я спою вам весёлую  песенку. (Дети слушают песню " Куколка" муз. Красева).

Я спрашиваю у детей:

- хорошая песенка?  Вам понравилась кукла Катя? Давайте  пригласим Катю ещё к нам  прийти в гости. Приходи к  нам, Катя, еще, пожалуйста.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой  игрой, поэтому большинство игр  отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Информация о работе Театрализованная деятельность