Технические навыки в аппликации детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, – пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, – что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Содержание работы

Введение
1. Значение технических навыков по аппликации для воплощения замысла
2. Анализ программных требований по аппликации по программе старшей и подготовительной групп
3. Условиям формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
4. Приемы выполнения аппликации (из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезывание, обрывание)
5. Методы обучения техническим умениям и навыкам
6. Анализ уровня технических навыков
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

технические навыки ИТОГ.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праздничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одежде. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном халате, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в более старшем, не дошкольном возрасте).

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Приемы выполнения аппликации (из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезывание, обрывание)

Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит довольно большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя. В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.

Наиболее сложными для детей являются действия, связанные с процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для получения красивого изображения предметов и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее).

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями - маленькие детали.

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе в старшей группе используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы.

В старшей группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания.

Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнять аппликацию, какой использовать прием.

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Воспитатель показывает, как складывают бумагу, как вырезают какую-либо знакомую форму, как получается сразу несколько изображений.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводиться новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая- большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Методы обучения техническим умениям и навыкам

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети уже имеют достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний воспитатель направляет творческую активность дошкольников: например, для выполнения декоративной аппликации советует сначала подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, придумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности, то выделяют методы:

  • наглядные;

  • словесные;

  • практические.

Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

  • информативно - рецептивный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский;

  • эвристический;

  • метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;

  • наблюдение;

  • экскурсия;

  • образец воспитателя;

  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;

  • рассказ, искусствоведческий рассказ;

  • использование образцов педагога;

  • художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;

  • работа на черновиках;

  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

    1. В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании в аппликации, в соответствии с возрастом детей. 
      Анализ уровня технических навыков

Экспериментальная работа  по  формированию технических умений  в аппликации проводилась в старшей группе. В работе принимали участие четверо ребят старшего возраста.

Цель эксперимента: выявить уровень сформированности технически умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи эксперимента: Провести диагностическое обследование технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии оценки следующие:

В – навык освоен прочно: ребенок складывает бумагу пополам, совмещая стороны и углы; проглаживает линию сгиба большим пальцем; вырезает из бумаги сложенной вдвое; вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением; располагает формы аппликации в определенном последовательности; набирает клейстер на весь ворс кисти; лишнюю каплю снимает о край баночки; хорошо промазывает края и середину; прижимает салфеткой, промокнув лишний клей.

С – навык в процессе становления: ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослого (складывает полоску бумаги вдвое, не точно совмещая стороны и углы; проглаживает сгибы всей ладонью; вырезает силуэт предмета прерывистыми движениями; располагает детали аппликации в определенной последовательности, по центру листа; набирает клейстер на всю кисть; не полностью промазывает детали; забывает пользоваться салфеткой,промакивая лишний клейстер);

Н – навык не сформирован: не выполняет объем основных действий (складывает полоски бумаги вдвое, не совмещает стороны и углы; не проглаживает линию сгиба большим пальцем; не вырезает из бумаги сложенной вдвое, не вырезает силуэт предмета беспрерывным слитным движением; не располагает формы для аппликации в определенной последовательности, в центре листа; набирает клейстер на всю кисть, но не снимает лишнюю каплю; плохо промазывает формы и края; не прижимает салфеткой,промокнув лишний клей.

Для выявления уровней  сформированности технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста было подобрано диагностическое задание  «Грибы на травке»

Цель: выявить умение складывать и  вырезать одинаковые части предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпки и ножки; выявить умение располагать и закреплять их на материале.

Оборудование: готовый образец, бумага для фона, цветная бумага, ножницы, клейстер, кисти, подставки, салфетки, клеенки.

Описание: Экспериментатор  говорит: « Сегодня мы будем делать грибы на поляне (показывает готовый образец). Посмотрите на них. Отличаются ли эти два грибочка чем-нибудь друг от друга?  А как можно вырезать два совсем одинаковых грибочка? Для этого нужно сложить бумагу пополам и сразу вырезать пару изображений с грибами. Беру прямоугольный лист бумаги, складываю пополам, приглажу линию сгиба большим пальцем правой руки. Теперь возьму ножницы и  начну вырезать. Вырезаю с нижнего уголка, срезаю маленький уголок, веду закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки – теперь у нас есть шляпки для грибов. Отложу заготовку в сторону. Складываю второй лист бумаги пополам, снова проглаживаю линию сгиба большим пальцем правой руки, беру ножницы и срезаю углы, закругляя их так, чтобы они отпали - получились ножки. Затем разложу заготовки на фон. Теперь приступаю к закреплению. Возьму кисть, наберу клейстер на весь ворс кисти, сниму  лишнюю каплю о край баночки, промажу деталь клейстером, начиная с середины и постепенно переходя к краям, хорошо промажу края. Возьму заготовку обеими руками и аккуратно приложу ее на фон, прижму салфеткой, обмокнув лишний клей».

Испытуемые  отвечают на вопросы и выполняют  действия по инструкции.

Оценивается: навыки держания ножниц, координация рук при вырезывании, умение складывать одинаковые части предметов  из листа бумаги, сложенного вдвое.

Условия  проведения: в групповой комнате,  фронтально.

Результат выполнения диагностического задания представлены в таблице №1

Таблица №1 «Матрешки»

№п/п

Фамилия,имя 

                    Результаты наблюдений

Навык      держания ножниц

Координация рук при вырезывании

Умение регулировать характер движения в соответствии с задачами изображения

   1

Мухин Миша

         В

             В

               В

   2

Носырева Юля

         В

             В

               В

   3

Мечтанов Ваня

         В

             В

               В

4

Казанцев Коля

       С

            С

              С

Информация о работе Технические навыки в аппликации детей старшего дошкольного возраста