Технические средства в проблемном обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.



Реферат

На тему «Технические средства в проблемном обучении»







Выполнила студентка
3-го курса (группы ДП-21) ОЗО
С.И.Колесникова

Елец
2013




Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Методы обучения в учебном процессе………………………………………………… 4
2.Теоретические основы проблемного обучения. ………………………………………..8
3. Методика использования ТСО в проблемном обучении……………………………….11.
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………….



















Введение
Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так и внутреннюю оперативную обратную связь, ТСО позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
ТСО, как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Используются они в учебно-воспитательном процессе с помощью методов.
Применение ТСО при репродуктивных методах наиболее целесообразно тогда, когда оно позволяет создать новые варианты организации деятельности обучаемых, направленной на достижение уровня усвоения материала (применение знаний на практике по образцу, показанному преподавателем), или значительно сократить время, необходимое для достижения этого уровня в известных вариантах, или при этих вариантах и обычных затратах времени значительно увеличить эффективность, качество обучения.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам вычленять и группировать признаки, лежащие в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
Для повышения эффективности использования технических средств обучения методика их применения должна учитывать:
-- роль различных технических средств обучения на разных этапах учебного процесса и их выразительные возможности;
-- особенности структуры и содержания дидактических материалов технических средств обучения, а также их педагогические возможности;
-- условия активизации восприятия обучаемыми содержания дидактических материалов технических средств обучения;
-- необходимость реализации на этапах учебного процесса дидактических принципов с помощью технических средств обучения.








1. Методы обучения в учебном процессе
Из многих классификаций методов обучения возьмем классификацию, предложенную М.Н. Скаткиным, и рассмотрим, как с позиций этих методов надо использовать технические средства, что нужно учитывать в процессе подготовки к занятиям.
Классификация включает следующие группы методов:
1) объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные;
2) репродуктивные;
3) проблемного изложения;
4) частично-поисковые, или эвристические;
5) исследовательские.
Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов передача и организация усвоения информации учащимися. Готовая информация сообщается разными способами преподавателем, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти (первый уровень усвоения материала). ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации.
Выполняя информационную функцию при объяснительно-иллюстративном обучении, ТСО могут использоваться как наглядно-иллюстративный материал при другом основном источнике информации или как основной источник информации, что предъявляет разные требования к их использованию.
Для формирования навыков и умений пользоваться знаниями, т. е. для применения знаний о мире в знакомой ситуации и для осуществления способов деятельности по образцу, учащиеся обучаются воспроизведению этих знаний и способов деятельности. Это репродуктивное обучение. Для того чтобы организовать его, используются различные задания, упражнения и т. д.
В этом случае помимо устных объяснений, непосредственного показа широко применяют различные ТСО. Это может быть и демонстрация кинофрагмента в качестве инструктажа, и использование тренажеров для отработки практических действий, и применение технических средств автоматизированного контроля в сочетании с программированными пособиями, позволяющими осуществлять контроль и самоконтроль (внешнюю и внутреннюю связь).
Проблемное изложение позволяет не только передавать учебны

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Методы обучения в учебном процессе……………………………………… 4
2.Теоретические основы проблемного обучения. ……………………………...8
3. Методика использования ТСО в проблемном обучении…………………...11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

аудиовиз.реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

       Контроль  позволяет улучшать знания, совершенствовать  их. Кроме того, его надо рассматривать и как одно из средств воспитания чувства ответственности в любой работе, и способности безошибочно выполнять действия интеллектуального или трудового характера. Самоконтроль с помощью ТСО можно выполнить в самых разных вариантах: записать ответ на магнитофон, а затем прослушать, проверяя по учебнику; снять свои действия на видеопленку, а затем проанализировать при просмотре, выполнить схемы, таблицы на кодотранспарантах, а потом сравнить с готовыми или изготовленными учителем, и т. д.

     В последнее  время стали разрабатываться  такие универсальные ТСО, как  компьютерные учебники. Новый компьютерный  учебник по истории России XX века  состоит из 4 компакт-дисков и  базового «бумажного» тома. Загрузив  диски, можно прослушать и проглядеть за 24 урока всю историю нашей страны за последние сто лет. В компьютерном учебнике уместились 6000 иллюстраций, кинохроника и забавная анимация. Можно рассмотреть в подробностях карту военных действий или редкий архивный документ, можно составить конспект, разгадать «исторический» кроссворд или пройти тестирование. При этом программа предлагает в конце каждой лекции отвечать на каверзные вопросы. За ответы, естественно, ставятся оценки, объективность которых гарантирована.

      Усвоенные  лекции и оценки за них заносятся в компьютерную память. Учителю же остается только открыть соответствующий файл в программе и удостовериться в результате самостоятельного обучения. Уровень сложности выбирается самим учеником: от 9-го класса школы до уровня абитуриентов и студентов-первокурсников.

     Система  действует и в компьютерном  школьном классе, в сетевой версии  и в интернетовском варианте.

      Структурирование  урока подразумевает включение  исходного учебного материала  в дидактическую структуру, являющуюся  составной частью системы организации познавательной деятельности. Дидактическая структура урока объединяет передаваемое учащимся содержание, все используемые средства обучения, деятельность преподавателя и деятельность учащихся в определенной их последовательности и взаимосвязи.     Например, на экране можно дать учащимся план, основные положения, определения, цитаты, передать информацию с помощью образно-знаковых систем (рисунки, фото, аппликационный способ изображения и т. д.) или условно-знаковых систем (схемы, диаграммы, таблицы и т.д.). Это позволяет в процессе изложения материала преподавателем и самостоятельной работы учащихся сочетать устную и письменную речь, иллюстративные образы, передаваемые различными информационно-знаковыми системами.

       Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности. Изменение структурного построения занятия обязательно влечет за собой и новое построение познавательного процесса.

       В  современном учебном процессе ТСО воздействуют на структуру любой организационной формы обучения. Это воздействие, как правило, связано со спецификой применяемого средства. Дидактическая структура урока, образованная с помощью ТСО, определяет логическую последовательность передаваемой учебной информации, порядок и виды деятельности преподавателя и учащихся, а это значит, что она тесно взаимосвязана с сочетанием и чередованием управления и самоуправления познавательной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теоретические основы проблемного обучения

 

     В зависимости  от цели, от задачи школы обучение  может быть проблемным и не  проблемным. Если перед школой  ставится задача развития мышления  учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное  обучение не может быть не проблемным.

   Уяснение сущности проблемности  как закономерности познания, определения  ее роли в обучении и введение  в дидактику понятия «принцип  проблемности» открыло новые  возможности для теоретического  объяснения пути активизацию  учебно-познавательной деятельности учащихся.

.   Цель поблемного типа  обучения не только усвоение  результатов науцчного познания, системы знаний, но и самого  пути процесса получения этих  результатов, формирования познавыательной  самодеятельности ученика и развития  его творческих способностей.

     Цель традиционного  типа обучения - усвоение результатов  научного познания, вооружение учащихся  знаниями основ наук, привитие  им соответствующих умений и  навыков.

  В основе организации учителем  объяснительно-илюстративного обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели поцесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов накки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

    При проблемном обучении  деятельность учителя состоит  в том, что он, довел в необходимых  случаях объяснение содержания  наиболее сложных понятий, систематичски  создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельночть, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

   В результате у учеащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

    Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию  системы проблемных ситуаций, изложение  учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

   Проблемное учение - это  учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

   Проблемная ситуация - это  интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он  не знает, как объяснить возникшее  явление, факт, процесс действительности  не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

   Она обуславливает  начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Психологической наукой установлена  определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

 Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее  решения  решение проблемы.

 Полый цикл умственных  действий от возникновения проблемной  ситуации до решения проблемы  имеет несколько этапов

- возникновение проблемной  ситуации,

- осознание сущности  затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа  решения путем догадки или  выдвижения предположений и обоснование  гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности  решения проблем.

 Общие функции проблемного  обучения:

- усвоение учениками  системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной  самостоятельности и творческих  способностей учащихся;

- формирование диалектико-материалистического  мышления школьников (как основы).

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков  творческого усвоения знаний (применение  отдельных логических приемов  и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков  творческого применения знаний (применение  усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление  опыта творческой деятельности (овладение  методами научного исследования, решение практических проблем  и художественного отображения  действительности).

 Мыслительная деятельность  учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

 Проблемная задача, в отличии от обычных учебных  задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное которое должно быть раскрыто на основании этих условий.

   Как показали  исследования, можно выделить наиболее  характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

   Первый тип:  проблемная ситуация возникает  при условии, если учащиеся  не знают способы решения поставленной  задачи, не могу ответить на  проблемный вопрос, дать объяснение  новому факту в учебной или жизненной ситуации.

   Второй тип:  проблемные ситуации возникают  при столкновении учащихся с  необходимостью использовать ранее  усвоенные знания в новых практических  условиях.

  Третий тип: проблемная  ситуация легко возникает в  том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

  Четвертый тип:  проблемная ситуация возникает  тогда, когда имеются противоречия  между практически достигнутым  результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования

Теоретические основы проблемного  обучения.

  Первый способ - побуждение  учащихся к теоретическому объяснению  явлений, фактов, внешнего несоответствия  между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

   Второй способ - использование учебных и жизненных  ситуаций, возникающих при выполнении  учащимися практических заданий  в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. 

 Третий способ - расстановка  учебных проблемных заданий на  объяснение явлений или поиск  путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

  Четвертый способ  побуждения учащихся к анализу  фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между  жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

   Пятый способ  выдвижение предположения (гипотез)  формулировка выводов и их  опытная проверка.

  Шестой способ - побуждение  учащихся к сравнению сопоставлению  и противопоставлению фактов, явлений,  правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

   Седьмой способ - побуждения учащихся к предворительному  обобщению новых фактов. Учащинся  получают задание рассмотреть  некоторые факты, явления, содержащиеся  в новом для них материале,  сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

  Восьмой способ - ознакомление  учащихся с фактами носящими  как будто бы необъяснимый  характер и приведенными в  истории науки к постановке  научной проблемы.

   Девятый способ - организация межпредметных связей.ю.  Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым материалом.

  Десятый способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса.

   Правила постановки  учебной проблемы.

    Процесс постановки  учебных проблем требует знания  не только логико-психологических  и лингвистических, но и дидактических  правил постановки проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика  использования ТСО в проблемном  обучении

 

     В современной  школе значительно расширился  арсенал средств обучения, повседневно  применяемых учителем в учебно-воспитательной  работе. Педагогический принцип  наглядности обучения требует  постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения учителем широкого комплекса технических средств обучения.

     Специфические  возможности технических средств  позволили внести в урок и  новые структурные элементы, особенно  в случае создания при помощи  кино, диафильмов и звукозаписи  условий для проблемного обучения, решения познавательных задач и т. д.

Информация о работе Технические средства в проблемном обучении