Технические средства в проблемном обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.



Реферат

На тему «Технические средства в проблемном обучении»







Выполнила студентка
3-го курса (группы ДП-21) ОЗО
С.И.Колесникова

Елец
2013




Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Методы обучения в учебном процессе………………………………………………… 4
2.Теоретические основы проблемного обучения. ………………………………………..8
3. Методика использования ТСО в проблемном обучении……………………………….11.
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………….



















Введение
Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так и внутреннюю оперативную обратную связь, ТСО позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
ТСО, как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Используются они в учебно-воспитательном процессе с помощью методов.
Применение ТСО при репродуктивных методах наиболее целесообразно тогда, когда оно позволяет создать новые варианты организации деятельности обучаемых, направленной на достижение уровня усвоения материала (применение знаний на практике по образцу, показанному преподавателем), или значительно сократить время, необходимое для достижения этого уровня в известных вариантах, или при этих вариантах и обычных затратах времени значительно увеличить эффективность, качество обучения.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам вычленять и группировать признаки, лежащие в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
Для повышения эффективности использования технических средств обучения методика их применения должна учитывать:
-- роль различных технических средств обучения на разных этапах учебного процесса и их выразительные возможности;
-- особенности структуры и содержания дидактических материалов технических средств обучения, а также их педагогические возможности;
-- условия активизации восприятия обучаемыми содержания дидактических материалов технических средств обучения;
-- необходимость реализации на этапах учебного процесса дидактических принципов с помощью технических средств обучения.








1. Методы обучения в учебном процессе
Из многих классификаций методов обучения возьмем классификацию, предложенную М.Н. Скаткиным, и рассмотрим, как с позиций этих методов надо использовать технические средства, что нужно учитывать в процессе подготовки к занятиям.
Классификация включает следующие группы методов:
1) объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные;
2) репродуктивные;
3) проблемного изложения;
4) частично-поисковые, или эвристические;
5) исследовательские.
Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов передача и организация усвоения информации учащимися. Готовая информация сообщается разными способами преподавателем, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти (первый уровень усвоения материала). ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации.
Выполняя информационную функцию при объяснительно-иллюстративном обучении, ТСО могут использоваться как наглядно-иллюстративный материал при другом основном источнике информации или как основной источник информации, что предъявляет разные требования к их использованию.
Для формирования навыков и умений пользоваться знаниями, т. е. для применения знаний о мире в знакомой ситуации и для осуществления способов деятельности по образцу, учащиеся обучаются воспроизведению этих знаний и способов деятельности. Это репродуктивное обучение. Для того чтобы организовать его, используются различные задания, упражнения и т. д.
В этом случае помимо устных объяснений, непосредственного показа широко применяют различные ТСО. Это может быть и демонстрация кинофрагмента в качестве инструктажа, и использование тренажеров для отработки практических действий, и применение технических средств автоматизированного контроля в сочетании с программированными пособиями, позволяющими осуществлять контроль и самоконтроль (внешнюю и внутреннюю связь).
Проблемное изложение позволяет не только передавать учебны

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Методы обучения в учебном процессе……………………………………… 4
2.Теоретические основы проблемного обучения. ……………………………...8
3. Методика использования ТСО в проблемном обучении…………………...11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

аудиовиз.реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 Очевидно, что технические  средства играют особую роль  при проблемном обучении, так  как в основу проблемного обучения  положена идея самостоятельного  формирования знаний, навыков и  умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.

     В основе  организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Педагогам следует учитывать, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного вида структуру учебного занятия, состоящую из трех компонентов:

 • актуализации  опорных знаний и способов  действия;

 • выявления и усвоения новых понятий;

 • применения открытых  знаний с целью формирования  умений и навыков в конкретной  сфере деятельности.

     Считается,  что именно такая структура  учебного занятия обеспечивает  реализацию образовательной (познавательной), развивающей и воспитывающей функций обучения. Вместе с тем важно учитывать, что проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса - не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. Вот почему при постановке учебных проблем необходимо руководствоваться принципом целесообразности.

     Преимущества  проблемного обучения хорошо  известны педагогам. Самостоятельное  добывание знаний путем собственной творческой деятельности, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения позволяют формировать активного человека современного цивилизованного общества. Однако затруднения их достижения в педагогической практике связаны с еще неполной разработанностью его методики и сложностью подготовки дидактического материала в виде проблемных задач, диалоговых конструкций, а также с недостаточной подготовленностью самих педагогов к реализации возможностей проблемного обучения.

 Рассмотрение видов обучения как специфической организации учебного процесса, раскрывающей подход к передаче обучающимся системы знаний, навыков и умений, позволяет охарактеризовать его преимущественно с технологической стороны. Организационное же его построение раскрывается через понятие «формы обучения».

 Одним из эффективных  способов осуществления проблемного  обучения является использование  различных технических средств,  которое одномоментно решает  и форму проведения проблемного  занятия, например –кинолекторий  и т.д.

 Рассмотрим это  положение на примере использования  кинофильма при проблемном обучении.

     Как было  сказано выше учебная проблема—это  созданные учителем практические  и теоретические трудности, преодолеваемые  учеником в результате собственной  исследовательской активной работы. Преодолевая трудности, ученик овладевает новыми знаниями и опытом, самостоятельно делает выводы, которые закрепляются много лучше, чем при заучивании готовой информации. Иногда учитель излагает только фактический материал, описывает явление, событие, процесс, а сущность явления учащиеся находят самостоятельно на основе своих знаний.

     Неоценимую  услугу учителю в создании  проблемной ситуации может оказать  учебный кинофильм. Он побуждает  учащихся к самостоятельной творческой  деятельности, заставляет искать пути к решению поставленной задачи, наконец, фильм подводит и к правильным выводам. Но главное—в фильме овеществляется та ситуация, которую ученик вынужден был изучать мысленно. Интересный фильм заостряет внимание учеников. Активность их проявляется в том, что каждый ученик ищет правильного решения задачи и сравнивает его с предлагаемым фильмом.

     В фильме  объединены такие компоненты, как  динамический зрительный ряд,  слово, музыка, естественные звуки,  шумы и т.п. В нем можно  показать не только настоящее живо и наглядно, но и рассказать о прошлом увлекательно и эмоционально. В умелых руках учителя фильм дает богатый материал для постановки перед учениками проблемной ситуации.

      Обычные  учебные фильмы не рассчитаны  на создание проблемной ситуации, так как в них не только описывается явление, но характеризуется его сущность и делаются выводы. В этом случае учитель может выключить звук в соответствующем месте, и ученик станет очевидцем событий, которые ему предстоит самостоятельно осмыслить, проанализировать и сделать выводы.

      Когда  перед классом поставлена познавательная  задача, то учащиеся в ходе  оценки показанного события высказывают  различные точки зрения. В развернувшейся  дискуссии ошибочные точки зрения  вскоре отклоняются, так как авторы не могут привести убедительных доводов в их защиту. Все сходятся на единственно правильной точке зрения, которая восторжествовала только потому, что учащиеся применили к конкретной ситуации имеющийся у них запас знаний и жизненный опыт. Так учитель умело направляет поиск, дополняет и углубляет его результаты и подводит к хорошо аргументированным выводам.

       Используя  фильм для создания проблемной  ситуации, учитель не ограничивается  простейшими приемами, а активизирует  учебный процесс, вносит в него элемент самостоятельной работы учащихся, поиска и учебного исследования вопроса, заставляет выполнить различные логические задачи и т. д.

 Кроме того, в настоящее  время таким универсальным средством  обучения является компьютер,  а также другая электронная техника, служащая задачам, как преподавания, так и обучения.

      Сюда  можно отнести помимо ПК учащегося  информационную управляющую систему  преподавателя, к которой подключены  ПК учащихся; электронную доску,  заменяющую в аудитории меловую; электронный учебник; электронную почту; обучающие компьютерные игры; чат — переписку учащихся с преподавателем и друг с другом; систему оперативного общения (используемую для беседы, опроса и т.п.); электронные журналы: научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные (в дополнение к учебнику); видеоконференции со звуковым и видеосопровождением; файловые архивы для повторения, закрепления и расширения знаний учащихся; доску объявлений, регистрационные формы, тесты; навигацию по сети Интернета; обучающие услуги в Интернете.

       Надо  отметить, что персональные компьютеры  могут быть использованы по  всем учебным предметам на  всех уровнях образования от  детского сада до повышения  квалификации высших руководителей.  Они снабжены программами управления учебной работой учащихся, формирования расчетных и графических навыков, рисования на экране, разучивания нотной грамоты, сочинения музыки, редакторских навыков и т.д. Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. ПК снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, определять стандартные ошибки и предлагать тренировочные упражнения для их устранения, отрабатывать навыки до заданного качества. Например, при обучении на пишущей машинке (клавиатуре) довести навык автоматического печатания до возможности одной ошибки на 10 000 знаков при заданной скорости печати.

     ПК используются  на занятиях как эпизодически, так и систематически в зависимости  от целей и методов обучения. При эпизодическом использовании ПК сочетаются с другими средствами и методами обучения, на них отводится часть занятия (5-15 мин). При систематическом использовании ПК работают в течение системы занятий, занимая основную часть времени на занятии.

     Современный  ПК называется «мультимедиа»- («многовариантная среда»). Он снабжен дополнительными устройствами, позволяющими сочетать тексты с графикой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкальным) сопровождением, кино и видеоизображением. Обычно все дополнительные устройства (микропроцессоры) крепятся внутри системного блока, поэтому мультимедийный ПК внешне не отличается от других.

     ИСО существенно  меняют методы учебной работы, благодаря тому, что имеют возможность  показать явление в динамике, сообщать учебную информацию определенными кадрами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они уже по-другому, нежели с помощью печатных изданий, организуют и направляют восприятие учащихся, делают содержание более объективным, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения. Обучение с использованием ПК — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и обучения, различного вида знаковые и графические модели, средства мультипликации.

     Учебный  процесс на базе ИСО может  быть организован как традиционно, по классическим принципам классно-урочной системы, так и по принципу реализации индивидуальной образовательной системы учащегося. Это обусловлено возможностью ПК работать как в аудитории, так и удаленно на любое расстояние. Второй случай получил название дистантного обучения (ДО). ПК учащегося может быть связан с управляющим компьютером (сервером) преподавателя по телефону либо специальной проводной связью, но может работать в автономном режиме, используя набор дисков с учебной и управляющей информацией.

 Здесь необходимо  еще раз подчеркнуть универсальность  использования компьютера в обучении, в том числе проблемном. Обладая  широкими возможностями, компьютер  может применяться для решения  ряда технических, художественных  и других проблем. Кроме того, изучение самого компьютера, его программного обеспечения активизирует познавательную активность учащихся и студентов. Это связано, прежде всего, с популярностью компьютера особенно в досуговой деятельности (имеются в виду компьютерные игры). Прохождение самой игры составляет собой определенную проблему, решение которой находится пользователем исходя из наличной ситуации и получаемой в игре информации. Подобного рода игры могут создаваться и в контексте обучения. Каждый этап такой игры, представляя собой конкретную учебную проблему, будет требовать активизации у учащихся не только их актуальных знаний, но и исследовательскую активность.

                                           Заключение

 

        Таким образом, в заключении  хотелось бы отметить следующее. Технические средства в проблемном обучении приобретают все большее значение, а со временем такая тенденция будет увеличиваться, с увеличением самих технических средств во всех сферах жизни человека. Современный мир требует от учащихся свободного владения компьютером, другими электронными устройствами. Без этого знания становится не возможным не только нормальная трудовая и учебная деятельность, но и уже общение.

     В соответствии  с многообразием учебно-воспитательных  целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности современных средств обучения. Это источник новых знаний и представлений в качестве зрительной, слуховой или зрительно-слуховой опоры для восприятия и усвоения учебного материала; пособие для самостоятельной работы; средство иллюстрации; инструктирования; повторения, обобщения и систематизации знаний. При определении возможных методических приемов в работе с аудиовизуальными средствами важно установить как их дидактическую функцию (например, на уроке сообщения новых знаний используются ТСО - источники новых знаний: фильм, транспаранты для кодоскопа), так и их место на уроке (в начале урока, перед объяснением учебного материала, как обобщение после объяснения). Не только пособия в целом, но и отдельные их части, фрагменты, кадры могут иметь неоднозначные дидактические функции. Соответственно изменяется место пособий на уроке, а также методика их применения - формы сочетания со словом учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список изученной  литературы

 

1) Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе

 Методическое пособие  по спецкурсу[текст] : /В.Н.Максимова-Ленинград:1973,стр.154

2) Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [текст]:/М.И.Махмутов- М.: Педагогика, 1987, стр206

 3)Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [текст]:/А.М.Матюшкин-М.: Педагогика, 1972, стр154

4) Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [текст]:/ М.Н.Скаткин- М.: Педагогика, 1980,стр165

5) Карпов, Г. В. Романин, В. А. Технические средства обучения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» и учащихся школьных отд-ний, пед. училищ по спец. № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразотевательной школы». Изд. 2-е, переработ, и доп. [текст]:/ Г.В.Карпов В.А.Романин- М.: «Просвещение», 1972, стр.384.

6) Педагогика. Учебное пособие/под ред. П.И. Пидкасистого. [текст] –М.: Высшее образование,2006, стр-432

7) Шахмаев, Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе[текст]:/Н.М.Шахмаев-. М.:Просвещение, 1973,стр.312


Информация о работе Технические средства в проблемном обучении