Технологические аспекты исследовательской работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:33, доклад

Описание работы

Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Научно-исследовательская деятельность - вид деятельности, связанный с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Доклад  на тему:

Технологические аспекты исследовательской работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Формой существования и развития науки является научное исследование.

Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

Научно-исследовательская деятельность - вид деятельности, связанный с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике.

В моём понимании  технологические аспекты исследовательской деятельности это не что иное, как технология организации исследовательской деятельности.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно  организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Так, если оно  проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет, и результаты работы внедряются в производство.

Хочу предоставить Вам сконструированную мной (с  привлечением литературных источников) технологическую схему проведения исследовательской работы. Итак, начнём поэтапно.

 

1. Выбор  руководителя исследования.

Важно правильно  выбрать руководителя. Он определяется:

    • совпадением интересов будущего исследователя с научным руководителем;
    • работоспособностью будущего исследователя: нужен ли руководитель – «толкач», или «слушатель», или «генератор идей».

Среди научных  руководителей выделяют несколько  категорий ученых:

  • занимающиеся наукой и имеющие желание работать вместе с исследователем, отрабатывать различные научно-исследовательские подходы;
  • имеющие молодых исследователей, однако, занятые и поэтому уделяющие им недостаточно внимания;
  • не испытывающие желания работать, но имеющие молодых исследователей;
  • проводящие собственные научные изыскания, умеющие организовать не только свой труд, желающие сотрудничать с молодыми учеными.[1]

 

 

2. Выбор темы научного исследования.

Подготовительным  этапом научно-исследовательской работы является выбор темы научного исследования. Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме.

Темы могут  быть теоретическими, практическими  и смешанными. Теоретические темы разрабатываются преимущественно  с использованием литературных источников. Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа фактов. Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования.

При разработке темы или вопроса выдвигается  конкретная задача исследовании - разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д.

Выбору тем  предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными  источниками данной и смежной  специальности. Постановка (выбор) проблем  или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов.

Первый этап — формулирование проблем. На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос — проблему — и определяют в общих чертах ожидаемый результат.

Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы. Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования.

На третьем  этапе устанавливают актуальность проблемы, т. е. ценность ее на данном этапе для науки и техники.

При выборе важно  уметь отличать псевдопроблемы от научных  проблем. Псевдопроблемы (ложные, мнимые), какую бы не имели внешнюю форму, в основе своей имеют антинаучный  характер.

После обоснования проблемы и установления ее структуры научный работник (или коллектив), как правило, самостоятельно приступает к выбору темы научного исследования. По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование.

К теме предъявляют ряд требований. Тема должна:

    • быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время.
    • решать новую научную задачу.
    • быть экономически эффективной
    • иметь значимость.

И не забывайте  основное правило : чем тема конкретнее, тем реальнее успех.

 

3. Определение объекта и предмета исследования.

Этот этап является важным методологическим этапом научной, научно-исследовательской работы. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Например, если тема научной работы посвящена формированию механизма кредитно-денежного регулирования, то объектом исследования являются процессы трансформации системы кредитно-денежного регулирования в определенных условиях, а предметом – механизм кредитно-денежного регулирования экономики.

 

4. Формулирование цели и задач исследования:

«Цель – это то что мы хотим  получить при проведении исследования, некоторый образ будущего»

Для того чтобы  сформулировать цели и задачи исследования необходимо провести большую работу:

  • подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы,

Следует уделить  внимание изучению различных литературных источников как в оригинале, так и по переводным изданиям. Анализ иностранной информации позволит исключить дублирование по исследуемой теме. Это требует от научного работника знания одного или двух иностранных языков (предпочтительны английский, немецкий, французский).

Учет проработанной  информации сводится к составлению  библиографии. Библиография — это  перечень различных информационных документов с указанием следующих  определенных данных: фамилия и инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, объем источника в страницах. Например: Огурцов А. Н. Основы научных исследований : Учеб.- метод. пособие / А. Н. Огурцов. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. – 178 с.

Библиографический перечень составляют в алфавитном порядке  по фамилиям авторов (для ускорения поиска нужной информации).

 

  • изучение научно-технических отчетов по теме различных организаций соответствующего профиля,  составление аннотаций источников,

Аннотация —  это сжатое содержание первоисточника. Аннотации составляют на данный документ информации в целом. Их удобно накапливать на отдельных картах по различным вопросам прорабатываемой темы. С помощью аннотаций можно быстро восстановить в памяти текст.

 

  • составление рефератов по теме,
  • анализ, сопоставление, критика прорабатываемой информации,
  • обобщение, критика, составление собственного суждения по проработанным вопросам,

По результатам  проработки информации делают методологические выводы, в которых подводят итог критического анализа. В выводах должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и новизна темы; последние достижения в области теоретических и экспериментальных исследований по теме, важнейшие наиболее актуальные теоретические и экспериментальные задачи, а также производственные рекомендации, подлежащие разработке в данный момент; техническая целесообразность и экономическая эффективность этих разработок.

На основе указанных  выводов формулируют в общем  виде цель и конкретные задачи научного исследования. Обычно количество задач, подлежащих исследованию по теме одним научным работником, колеблется от 3 до 8. При этом важная роль принадлежит научному руководителю. Он ограничивает и направляет поиск, помогает разобраться (особенно начинающему научному работнику) в огромном потоке информации, отбросить второстепенные источники.

 

5. Интерпретация  основных понятий.

Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основных понятий.

Существуют  теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.

Эмпирическая  интерпретация – это определение  эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие – это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

6. Формулировка  гипотез. 

Гипотеза как  научное предположение, выдвигаемое  для объяснения каких-либо фактов, явлений  и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских  задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез.

Конкретное  научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который  строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные.

Разведывательный  план применяется, если об объекте и  предмете исследования нет ясных  представлений и трудно выдвинуть  рабочую гипотезу. Цель составления  такого плана – уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.

Описательный  план используется тогда, когда можно  выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель  плана - проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.

Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется  тогда, когда сформулированы научная  проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана - определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте. В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования.[2]

7. Моделирование

Далее необходимо произвести моделирование:

  • изучение физической сущности (природы) процессов и явлений,

определяющих  основные качества исследуемого объекта,

  • выполнение предварительных (поисковых) экспериментов,
  • математизация модели,
  • получение аналитических выражений,
  • теоретический анализ полученных закономерностей.

 

8. Экспериментальные исследования:

  • разработка цели и задач эксперимента,
  • планирование эксперимента,
  • разработка методики программы исследований,
  • выбор средств измерений,
  • конструирование приборов, макетов, аппаратов, моделей,

стендов, установок  и других средств эксперимента,

  • обоснование способов измерений,
  • проведение эксперимента в лаборатории, на опытных участках,

на заводах, в фирмах,

  • обработка результатов измерений.

 

9. Анализ и оформление результатов научных исследований:

  • общий анализ теоретико-экспериментальных исследований,
  • сопоставление экспериментов с теорией,
  • анализ расхождений,
  • уточнение теоретических моделей,
  • повторение дополнительных экспериментов и их анализ до тех

Информация о работе Технологические аспекты исследовательской работы