Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Введение 2
Глава I. Молодёжь как особая социальная группа 5
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью 5
1.2. Социально демократический портрет молодёжи 6
1.3. Социальные проблемы и потребности молодежи 12
Глава II. Роль социальных служб в решении проблем молодежи 18
2.1. Социальные службы в решении молодежных проблем 18
2.2. Структура и задачи социальной службы для молодежи 22
2.3. Технологии социальной работы с молодежью 24
2.4. Опыт Сахалинской области в сфере социальной работы
с молодежью 25
Заключение 34
Список использованных источников 35
Технология социальной работы с молодежью
Содержание 1
Введение 2
Глава I. Молодёжь как особая социальная группа 5
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью 5
1.2. Социально демократический портрет молодёжи 6
1.3. Социальные проблемы и потребности молодежи 12
Глава II. Роль социальных служб в решении проблем молодежи 18
2.1. Социальные службы в решении молодежных проблем 18
2.2. Структура и задачи социальной службы для молодежи 22
2.3. Технологии социальной работы с молодежью 24
2.4. Опыт Сахалинской области в сфере социальной работы
с молодежью 25
Заключение 34
Список использованных источников 35
Введение
Термин "социальная работа с молодежью" еще не окончательно оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в постсоветской социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группам риска.
Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества.
Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.
Объект - проблемы молодежи.
Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Сахалинской области в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.
Степень научной разработанности темы.
Теоретической основой для работы послужили труды Н.Ф. Басова, Бахарева В.В., Данакина Н.С., Петракова Н.Я, Юзефавичус Т.А.
Книга «Социальная работа с молодежью» под редакцией Н.Ф. Басова освещает актуальные темы по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью. В ней раскрываются основные направления социальной работы с этой категорией населения, анализируется проблемы современной молодежи, характеризуются работа по профилактике социальных явлений в данной среде. Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с молодежью.
В книге Бахарева В.В., Данакина Н.С. «Типология и социальная диагностика девиантного поведения» проводится анализ имеющихся классификаций видов и форм девиантного поведения, приводится их краткая характеристика; раскрываются технологические основы социальной диагностики, социологические методы и социально – психологические методики ее осуществления.
В книге Петракова Н.Я. «Трансформация отношений собственности в России и модернизация подходов к инвестиционной политике» есть материал о внедрении инновационных социальных технологий для повышения эффективности социальной работы с молодёжью.
В учебнике «Социология молодёжи» под редакцией В.Н. Кузнецова и М.Ю. Попова содержатся систематизированные знания по социологии молодежи - о социализации личности и социальных групп в условиях социальной трансформации, а также о формах отклоняющегося поведения и угрозах, которые они представляют для человека и общества. Подробно рассматриваются социальные проблемы общества, их отражение в жизни молодых людей и проблемы молодежи, проходящие стадию социализации.
В учебнике Юзефавичус С.А. «Проблемы социальной работы с молодёжью» раскрыты следующие темы: молодежь как половозрастная группа, ее медико-биологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристики; проблемы социализации молодежи в наши дни; законодательные основы решения проблем молодежи; сравнительная характеристика политики государства и общества по отношению к молодежи в России и за рубежом.
Структура курсовой работы включает: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
Глава I. Проблемы и потребности молодежи
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
До 1920 года во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи в октябре 1920 года, провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.
Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.
В советский период существовало 3
направления поддержки
- труд и занятость;
- образование;
- здравоохранение.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Молодежь выполняет особые социальные функции:
1. Наследует достигнутый уровень
и обеспечивает
2. Обладает инновационным
3. Молодые люди составляют
В классификации возрастов жизни по Пифагору молодость обозначена как «лето жизни» - от 20 до 40 лет. Гиппократ к молодости относил периоды с 14 до 21 года и с 21 года до28 лет. В Древнем Китае к молодежи принадлежали лица в возрасте до 20 лет, а затем следовал период вступления в брак – до 30 лет.
Обычно к молодежи относят население в возрасте от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности, человек получает паспорт. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение, создание семьи, рождение детей). Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.
Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами. Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны по статистическим данным составляет около 22-25 %. Уровень репродуктивности молодых семей, на которые приходится основная масса рождений детей, невысок, что обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.
По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики. Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.
Об остроте социального
В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.
Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами.
В структуре ценностей достаточно значимое место занимают ценности материального благополучия, напротив, ценности социального служения отходят на второй план. Современная молодежь демонстрирует двойственное отношение и поведение, когда дело касается религиозного и морального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разрешенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены, что религия должна играть важную роль в обществе. Исторически и сейчас в России важным показателем патриотизма является служба в армии. Однако тяжелые условия, с которыми сталкиваются призывники в российской армии, хорошо известны и в стране, и за ее пределами. Смерть и несчастные случаи, зафиксированные в мирное время, являются результатом использования устаревшего и сломанного оборудования, неадекватным исполнением приказов и пренебрежением со стороны офицерского состава. Большую тревогу вызывает жестокость и бесчеловечность «обряда посвящения», которому подвергают новобранцев старослужащие, а также «дедовщина». Случаи, когда призывники умирают или получают увечья, зафиксированы организациями по защите прав человека, работающими по поручению призывников, и прессой. Все больше увеличивается число молодых людей, демонстрирующих свое нежелание служить в армии.
Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью